На перекрестках города памятиИнтервью с А.П. Козыревым, зам. декана философского факультета МГУ Меня поразила сама эта усадьба, где создан центр братства, – место, в котором собираются люди одного круга, пускай и достаточно широкого, включающего и тех, кто дружественно настроен к этому движению. Я бывал в таких местах на Западе – в Италии, во Франции – именно в домах, принадлежащих общинам, где люди жили, обсуждали какие-то духовные проблемы. Но в России я такое встречаю, честно говоря, первый раз. |
Кифа № 5 (207), апрель 2016 года
|
Подробнее >>
|
|
«Дружба, в отличие от любви, не бывает неразделенной»
О призвании петербургского «независимого культурного движения» размышляет в своем интервью исполнительный директор Международного благотворительного фонда имени Д.С. Лихачёва Александр Кобак Если говорить о 1920-х годах, то можно назвать две основные группы таких кружков: это светские кружки интеллигенции (часто с высоким интересом к религии) и церковные и околоцерковные братства, тайные монашеские общины, которых было довольно много. Почти все они были уничтожены к концу 1920-х – началу 1930-х годов. |
Кифа № 5 (207), апрель 2016 года
|
Подробнее >>
|
|
«Вечные темы» в нашей жизниИнтервью с председателем Преображенского братства Дмитрием Гасаком и с директором музея А.А. Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург) Н.И. Поповой В чем Вы видите главные удачи прошедшей конференции, а что, может быть, не удалось? Насколько она соответствовала ожиданиям организаторов? ...Наша конференция, мне кажется, является как раз плодом не просто теоретического размышления на эту тему, а того самого усилия, которое, действительно, собирает людей дружеского расположения. Так что я бы считал, что успех конференции во многом объясняется именно тем, что выводы рано делать. |
Кифа № 4 (206), март 2016 года
|
Подробнее >>
|
|
Было ли что-то во время конференции, что Вас лично затронуло, как-то удивило?Священник Петр Боев: Мысли, которые у меня появились за эти дни, будут, наверное, раскрываться со временем. Но у них есть один корень – любовь в преломлении дружбы. Это тема не просто братско-сестринских отношений в церкви, в общине, которые, собственно, есть у многих из нас, а именно дружбы как чего-то более таинственного, существующего на глубине человеческого духа. |
Кифа № 4 (206), март 2016 года
|
Подробнее >>
|
|
1917-й: как бы встретили его славянофилы и западникиДожил ли кто-то из последователей славянофилов до 1917 года? И если да, как они восприняли совершившийся переворот и его последствия? А.А. Тесля, доцент Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск): Если говорить о последователях славянофилов, то это будут прежде всего те, кто участвовал в Предсоборном присутствии, такие фигуры, как сын Алексея Степановича Хомякова – Дмитрий Хомяков, Ф.Д. Самарин, М.А. Новоселов. И в силу этого их отношение к событиям 1917 года предсказуемо. Тем не менее оно проявлялось с разными оттенками, «в трех вариантах». |
Кифа № 4 (206), март 2016 года
|
Подробнее >>
|
|
Начиная разговор о даре дружбы
9-11 марта в Культурно-просветительском центре «Преображение» под Москвой прошла международная конференция «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России». В ней приняли участие около 200 человек Конференция «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России» готовилась полтора года. Опорным толчком для ее собирания послужило одно наблюдение, о котором мы писали в прошлом номере: в России многие замечательные вещи начинались именно с дружеских кругов, а не с институций. Славянофилы и западники, Абрамцево и Домотканово... Музеи, институты, философские общества и братства часто возникали благодаря усилиям собравшихся вместе друзей. |
Кифа № 4 (206), март 2016 года
|
Подробнее >>
|
|
Религия в публичном пространствеБолее 20 лет в России активно проводятся свободные от идеологии исследования религиозной сферы. И все социологи сталкиваются с одной и той же проблемой. Что на самом деле стоит за словами «верующий», «религиозный», «церковный»? Общего мнения по поводу этих базовых понятий, а также критериев «религиозности» и «воцерковленности» в профессиональном социологическом сообществе на сегодняшний день нет. Цель научно-практической конференции «Религия в публичном пространстве» – создание площадки для обсуждения и осмысления накопленного опыта в области социологии религии, выработки общих подходов, языка и методологии исследований. |
Кифа № 5 (205), февраль 2016 года
|
Подробнее >>
|
|
События 1917 года – это все-таки разрыв историиИз дискуссии после доклада Священник Георгий Кочетков: Корни произошедшего обязательно нужно знать. Но я больше за идею не органического развития истории, а прерывности и катастрофичности ее по самой ее природе. Бердяев пишет о принципиальной прерывности в отношении личности: личность есть разрыв. И у меня такое ощущение истории, в том числе и нашей истории, что и она есть разрыв, у нее есть как бы темный двойник, темный лик, противоположный светлому образу эпохи. |
Кифа № 2 (204), февраль 2016 года
|
Подробнее >>
|
|
О двоеверии, двоедушии и праве на бесчестье
Из доклада протоиерея Георгия Митрофанова «О духовно-нравственном состоянии русского общества на рубеже XIX-XX веков» На рубеже XIXсXX веков Православная Российская Церковь являлась крупнейшей поместной церковью православного мира. Она насчитывала внутри своей формальной ограды около 100 миллионов православных христиан, обладала самым многочисленным и образованным (благодаря крупнейшей системе богословского образования: 4 духовные академии, 58 духовных семинарий, 187 духовных училищ) духовенством (более 112 тысяч) и самым многочисленным монашеством (около 30 тысяч) среди всех православных церквей. |
Кифа № 2 (204), февраль 2016 года
|
Подробнее >>
|
|
«Мы хотим возродить эту землю»Об одном из дружеских кругов рассказывают члены Свято-Петровского братства О новгородской деревне Петрово в Петербурге слышали многие: это единственная деревня, жители которой устроили выставку своих работ в городском выставочном зале «Манеж». Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотографии. Как это получилось, никто точно сказать не может, но за последние десятилетия в этой деревне собрались самые разные художники и вообще люди творческие. |
Кифа № 1 (203), январь 2016 года
|
Подробнее >>
|
|
Он приветствовал любое возрождение церковной жизни 5 февраля 2016 года исполняется 10 лет со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Об о. Иоанне (Крестьянкине) рассказывает организатор христианского семинара (1970-е гг.), издатель журнала «Община» Александр Огородников |
КИФА №6(112) апрель 2010 года
|
Подробнее >>
|
|
«Сквозные» темы годаВ «Кифе» часто бывают «сквозные» темы. Обычно они связаны с подготовкой к конференциям Преображенского братства или Свято-Филаретовского института. Это серия интервью с волонтерами перед конференцией «Люди свободного действия» или размышления священнослужителей и мирян из разных епархий о тех или иных проблемах катехизации, которые планировалось обсудить на очередной конференции СФИ. Однако в последнее время мы поневоле начали делать акцент прежде всего на темах исторических. |
Кифа № 1 (203), январь 2016 года
|
Подробнее >>
|
|
Для того чтобы появился дружеский круг, нужен человек-«мотор», тот, кто представляет себе масштаб, сверхзадачу
В последнее время «Кифа» не раз рассказывала о дружеских кругах – правда, до сих пор этот разговор был исключительно обращением к истории, отечественной и зарубежной. Сегодня мы расскажем о тех дружеских кругах, с которыми знакомы члены Преображенского братства в некоторых уголках России и ближнего зарубежья. |
Кифа № 15 (201), декабрь 2015 года
|
Подробнее >>
|
|
«Мы должны бережно относиться к памяти тех, чьи бесчисленные останки покрыли нашу землю»Из слова священника Георгия Кочеткова на литии по жертвам репрессий 30 октября 2015 года во время акции «Свеча памяти» Этой молитвой, дорогие братья и сестры, мы завершили сегодняшний день поминовения бесчисленных, страшных жертв советских репрессий, жертв советской власти – того эксперимента над человечеством, который решили недобрые люди. |
Кифа № 14 (200), ноябрь 2015 года
|
Подробнее >>
|
|
«По окончании войны мне ответили, что он умер в 1941 году от паралича сердца и похоронен в дальне-северных лагерях»Из переписки 1970-х годов Дорогая моя, милая Нина Сергеевна! И Вы еще просите у меня извинения, что задержали ответ на мое письмо, тогда как я постоянно повинна в этом и, к сожалению, ничего изменить не могу. В летние жаркие дни я целыми днями занята домашним хозяйством. А вечером, когда все собираются, я не могу писать, тем более Вам, когда надо вспоминать очень далекое прошлое, чтобы ответить на все Ваши вопросы |
Кифа № 13 (199), октябрь 2015 года
|
Подробнее >>
|
|
«Все когда-нибудь должны умереть. Никогда не делай такого, чтобы люди плюнули тебе вослед»Говоря о жертвах политических репрессий, мы вспоминаем миллионы людей, погибших в тюрьмах и лагерях, но редко говорим о тех, с кем каждый из погибших или пострадавших был связан - их родителях, супругах, детях... Порой они сами становились заключенными. Но даже когда этого не случалось, каждый из них продолжал носить в себе рану. |
Кифа № 13 (199), октябрь 2015 года
|
Подробнее >>
|
|
Русская идея – это братская жизньКонференция «После 2015: ЕС, местные органы власти и гражданское общество, альянс за человека и устойчивое развитие», организованная Ассоциацией христиан трудящихся Италии (АКЛИ), прошла 27 августа в Милане в рамках Всемирной выставки ЭКСПО 2015 (EXPO 2015). Преображенское братство на ней представил Алексей Наумов, президент Культурно-просветительского фонда «Преображение». Конференция собрала представителей общественных организаций из Италии, Польши, Чехии, Албании. В ней также приняли участие представители Европарламента и мэры некоторых итальянских городов. |
Кифа № 12 (198), октябрь 2015 года
|
Подробнее >>
|
|
О покаянии и раскаянииМы продолжаем публиковать материалы «Преображенских встреч», прошедших в дни празднования 25-летия Преображенского братства. Сегодня это доклад Ольги Александровны Седаковой, прозвучавший на фестивальной площадке «Церковь в диалоге с обществом» Дорогие друзья, братья и сёстры! Прежде всего, я хочу поблагодарить Александра Михайловича Калиха за золотые слова, которые он только что нам сказал: милость правды. Это великолепное уточнение представления о милости. |
Кифа № 12 (198), октябрь 2015 года
|
Подробнее >>
|
|
Наш дом. Наш город. Наш лесЧлены Преображенского братства и сотрудники КПЦ «Преображение» приняли участие в акции «Посади своё дерево» в посёлке Глебовском. Акция прошла по инициативе губернатора Московской области во всех районах Подмосковья 12 сентября «Родить сына, построить дом, посадить дерево», – в наши дни эти слова звучат уже не так вдохновляюще, как раньше. Детей сейчас планируют. Дома в основном покупают (при этом тоже планируют, взвешивают). Ну а что с деревьями? Члены Преображенского братства и сотрудники КПЦ «Преображение» участвовали в акции «Посади своё дерево» в пос. Глебовском. |
Кифа № 12 (198), октябрь 2015 года
|
Подробнее >>
|
|
«Усадьба навсегда»Культурно-просветительский центр «Преображение» принял участие в организации и проведении благотворительного марафона, посвящённого восстановлению усадьбы Филатово Истринского района Солнечным утром 8 августа в деревне Филатово инициаторы и гости марафона под музыку баяна и пение русских народных песен поднялись по липовой аллее прямо к руинам здания бывшего земского училища, где их ждало традиционное русское угощение. |
Кифа № 11 (197), сентябрь 2015 года
|
Подробнее >>
|
|
|