gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Церковь и общество arrow Русская идея – это братская жизнь. Доклад Алексея Наумова в Милане в рамках Всемирной выставки ЭКСПО 2015 (EXPO 2015)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
26.10.2015 г.

Русская идея – это братская жизнь

Алексей Наумов
Доклад Алексея Наумова

Конференция «После 2015: ЕС, местные органы власти и гражданское общество, альянс за человека и устойчивое развитие», организованная Ассоциацией христиан трудящихся Италии (АКЛИ), прошла 27 августа в Милане в рамках Всемирной выставки ЭКСПО 2015 (EXPO 2015). Преображенское братство на ней представил Алексей Наумов, президент Культурно-просветительского фонда «Преображение». Конференция собрала представителей общественных организаций из Италии, Польши, Чехии, Албании. В ней также приняли участие представители Европарламента и мэры некоторых итальянских городов.

Текст доклада:

Я представляю Преображенское содружество малых православных братств, насчитывающее около 2500 членов. Братство родилось в 1990г. и считает своим призванием возрождение церкви и общества в России. Позвольте поделиться нашим опытом решения тех проблем, о которых мы говорим сегодня, связанных с устойчивым развитием цивилизации и повышением качества жизни людей, опытом взаимодействия с местными властями и гражданским обществом.

Специфика ситуации

Для начала несколько слов об особенностях ситуации, в которой нам приходится действовать. Многие из вас знают, что в течение прошлого века в результате революции и установления советской власти в России фактически было разрушено не только общество, но и сам человек – его душа, его достоинство. Миллионы граждан страны были уничтожены в лагерях. Те, кто оставались на свободе, жили под постоянным давлением, в страхе, что они будут безосновательно обвинены в преступлениях, которых они не совершали. Русская духовная, культурная, научная элита: русская интеллигенция и представители аристократии – были либо расстреляны, либо высланы за рубеж. Произошли массовое отречение от Бога и Церкви, отказ от исторической памяти, от своих корней. (Одним из советских лозунгов был слоган: «Мы наш, мы новый мир построим».) Сейчас не так часто в России встретишь человека, который знает, кем были его прадедушка и прабабушка.

Таким образом, современная Россия – это страна, пережившая антропологическую катастрофу, сравнимую с геноцидом. Современная Россия радикально отличается от дореволюционной. Последствия страшного советского эксперимента до сих пор не преодолены.

Какие задачи перед нами сегодня стоят в России

Поэтому, в силу российской специфики, прежде чем начинать решать задачи устойчивого развития, нам нужно решить базовые задачи – восстановление человека и общества, восстановление человеческих связей, обретение исторической памяти, разрушенных в России в XX в.

Что мы делаем? Для возрождения общества и церкви мы созидаем братские отношения и создаём христианские церковные братства, в которых восстанавливаются качественные человеческие связи. Хотя в обществе базовой ячейкой является семья, но без духовных семей, общин и братств, общество не выживет.

Для восстановления души и достоинства человека мы занимаемся катехизацией, которая даёт человеку возможность обрести истинный смысл жизни и войти в подлинную церковную традицию. Возрождаем просветительское служение женщин в церкви. (Моя жена, как и я, является катехизатором.)

Наши братства и общины поддерживают волонтёрские полезные инициативы на местах. Мы проводим конференции, на которые собираем людей, способных действовать на благо обществу свободно, независимо от политических, финансовых, социальных и других условий и обстоятельств, а также и тех, кто сам собирает дружеские круги (сообщества). Одна из участниц таких конференций – женщина-волонтёр, много лет самоотверженно тушит опасные лесные пожары. При этом по образованию она искусствовед. Другой пример: успешный фотограф после наводнения вг. Крымске решил заняться благотворительностью и основал фонд для помощи разным благотворительным проектам.

Создание гражданского общества невозможно без восстановления исторической памяти. Нынешнее поколение русских людей не знает не только истории своей страны до революции, но и уже забывает или не знает ужасов самой советской эпохи.

Чтобы восстановить такую историческую память, мы проводим акции памяти жертв советских репрессий, выставки, посвящённые истории Русской церкви и нашей страны. Уже несколько лет в День памяти жертв политических репрессий 30 октября наше братство во многих городах проводит акцию молитвенного чтения имён, во время которой в течение целого дня читаются имена убитых с совершением молитвенного поминовения в начале каждого часа. Получая необходимые разрешения от местных властей на проведение акций памяти, мы приглашаем их к сотрудничеству. Во время проведения акций на улице к нам подходят самые разные люди, благодарят за эту инициативу, вспоминают своих репрессированных родственников и молятся за них вместе с нами.

У нас есть опыт плотного плодотворного сотрудничества с местными властями. Например, в вопросе восстановления разрушенных русских усадеб как мест соединения традиции: исторической, культурной, социальной, экономической и даже духовной.

О русской идее

Исповедник веры XX века архимандрит Сергий (Савельев) говорил: «Русская идея, которую много лет искали наши философы и писатели до самого последнего времени, – братская жизнь». А известный русский философ, богослов и участник братского движения Николай Бердяев считал, что «русский народ – самый коммюнотарный в мире». (То есть, стремящийся к преодолению одиночества в духовном, свободном братском общении, опосредованном Богом.) Но речь здесь идет прежде всего о России дореволюционной, а не современной.

За минувшее столетие Россия потеряла свои лучшие качества, которые наше братство и другие живые сообщества хотят возродить. К 1917г. в России было более 700 братств, занимающихся благотворительностью и просвещением. Некоторых представителей русского братского движения знает весь мир. Это великая княгиня Елизавета Федоровна, мать Мария (Скобцова), о. Сергий Булгаков, Николай Бердяев и многие другие. Советский режим жестоко расправился со всеми братствами, но в 90-е годы XX в. началось их возрождение.

И наше Преображенское братство стало одним из них, и на сегодня является самым крупным. Мы осуществляем все те проекты, о которых было сказано выше, но самое главное – через это стремимся объединить людей, ищущих настоящего качественного общения, братских отношений и благородного служения. Пока таких людей в России и постсоветских странах мало, но, как известно из Евангелия, малая закваска заквашивает всё тесто. И мы верим, что бескорыстный подвиг этих людей поможет изменить мир к лучшему!

Кифа № 12 (198), октябрь 2015 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!