gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
И САМИ, КАК ЖИВЫЕ КАМНИ, УСТРОЯЙТЕ ИЗ СЕБЯ ДОМ ДУХОВНЫЙ
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Новый сайт газеты Кифа

Новый сайт газеты «Кифа» находится по адресу: gazetakifa.ru

 
Печать E-mail
05.03.2007 г.

Сретенские чтения: секция истории Церкви 

Он надеялся евангелизировать весь мир

Из тезисов к докладу «Джон Рэйли Мотт: краткий очерк биографии и основных направлений деятельности»

«Из тех камней, о которые вы претыкаетесь, делайте ступени для восхождения!»

Дж. Р. Мотт.

ImageЛичность Джона Рэйли Мотта представляет огромный интерес в контексте разговора о возрождении христианской миссии и о межконфессиональном диалоге.  Лауреат Нобелевской премии мира, основоположник нескольких движений и организаций, которые до сих пор во многом определяют межцерковные отношения, он по праву назван самым влиятельным религиозным деятелем ХХ века.

Его деятельность интересна в первую очередь тем, что в ней проявилась связь между христианским свидетельством и единством Церкви. Начав с решимости быть зарубежным миссионером, Мотт сначала увидел острую необходимость сотрудничества христиан различных конфессий, а затем во всей полноте осознал тот колоссальный урон, который наносят делу миссии разделения внутри христианства. Не только осознал, но и приложил все свои усилия, чтобы положить начало восстановлению церковного единства.

Помимо миссионерской и экуменической деятельности, Мотт принимал активное участие в вопросах церковной и государственной дипломатии. Не случайно он был удостоен президентом Уилсоном Награды за выдающиеся заслуги во время Первой Мировой войны, Нобелевской премии мира в 1946 году. Однако в данном сообщении мы ограничимся рассказом о его церковной деятельности. Также особый интерес представляют отношения американского миссионера с Православной Церковью (в России, за рубежом и отношения с русской эмиграцией в Европе).

БИОГРАФИЯ1 

Джон Рэйли Мотт (John Raleigh Mott, 24 мая 1865 - 31 января 1955) родился в семье из рода первых американских поселенцев. Он был третьим из четырех детей и единственным сыном. Его отец торговал древесиной и был избран первым мэром города Поствилль, штат Айова.

Мотт был воспитан в христианской методистской среде. В возрасте 16 лет он был зачислен в Университет Верхней Айовы, где с увлечением занимался историей и литературой, получал призы за ораторское искусство и дебаты, однако в 1885 году перевелся в Корнеллский Университет. К этому времени он размышлял о своей дальнейшей деятельности, выбирая между юриспруденцией и делом отца - торговлей древесиной. Однако услышав 14 января 1886 года лекцию знаменитого английского проповедника Д. Кайнастона Стадда, он передумал. Как он сам говорил, всего три фразы, сказанные Стаддом, подтолкнули его к огромному целожизненному служению свидетельства о Христе: «Вы ищете великого для себя? Не ищите. Ищите прежде Царства Божия».

Летом 1886 года в Принстоне состоялась первая в истории международная межконфессиональная студенческая христианская конференция. Мотт представлял на ней отделение Y.M.C.A. (Young Men Christian Association) Корнеллского Университета. На этой конференции, насчитывавшей 251 участника из 89 колледжей и университетов, сто человек, включая Мотта, дали клятву работать в зарубежных миссиях (т.н. «принстонская клятва»). Два года спустя из этого родилось Студенческое добровольческое движение зарубежных миссий (Student Volunteer Movement for Foreign Missions) - СДД.

В течение оставшихся двух лет обучения в Корнелле, в статусе президента Y.M.C.A., Мотт втрое увеличил численность членов ассоциации и собрал деньги на строительство университетского офиса Y.M.C.A. Он окончил университет в 1888 году, будучи членом Phi Beta Kappa1 , со степенью бакалавра философии и истории. Т.о. завершился первый серьезный этап в его жизни, в котором самым важным событием стало его призвание на служение миссии, и, кроме того, начали раскрываться его уникальные организаторские и ораторские способности.

После окончания Университета, в сентябре 1888 года Мотт начал свое двадцатисемилетнее служение в качестве секретаря с американской стороны в Межуниверситетской Y.M.C.A. США и Канады. В его обязанности входило посещение учебных заведений и обращение к студентам по вопросам христианской деятельности.

В 1895 году совместно со швейцарцем Карлом Фризом (Karl Fries) он организовал Всемирную студенческую Христианскую Федерацию (World Student Christian Federation) и в качестве ее генерального секретаря отправился в двухгодичный тур по всему миру, в ходе которого основал национальные студенческие движения в Индии, Китае, Японии, Австралии, Новой Зеландии, в некоторых частях Европы и северо-восточных странах. В 1912 и 1913 годах он путешествовал по Дальнему Востоку и провел 21 региональную миссионерскую конференцию в Индии, Китае, Японии и Корее.

В этот период он также был председателем исполнительного комитета Студенческого добровольческого движения зарубежных миссий, руководителем Всемирной миссионерской конференции в Эдинбурге в 1910 году, председателем Международного Миссионерского Совета. С 1915 по 1928 годы Мотт был генеральным секретарем Международного Комитета Y.M.C.A., с 1926 по 1937 годы - президентом Всемирного Комитета Y.M.C.A.

ХРИСТИАНСКАЯ МИССИЯ

Студенчество как авангард миссионерского движения

За время учебы в Корнеллском Университете и работы в Y.M.C.A., после первой студенческой миссионерской конференции и знаменитой «Принстонской клятвы», Мотт обрел твердую уверенность в том, что именно молодежь, студенты-христиане смогут стать тем рычагом, который подтолкнет мир к Богу. Он последовательно действовал в этом направлении всю свою жизнь: с самого момента основания вдохновлял и развивал Студенческое добровольческое движение, официально зарегистрированное в 1888 году и просуществовавшее более 30 лет; более 40 лет посвятил работе в Y.M.C.A.; основал Всемирную студенческую Христианскую Федерацию, «свободную международную организацию, которая под его руководством расширилась, объединив в себе студентов из трех тысяч учебных заведений»1 ; провел бесчисленное количество студенческих конференций по всему миру.

Почему именно студенчество? Во-первых, это была именно та среда, в которой Мотт сам услышал призыв к миссии и откликнулся на него. Можно предположить, что пережив это на собственном опыте, он понял, насколько открыты к христианскому служению сердца молодых людей, только начинающих свой путь в жизни. Поэтому Мотт увидел, что наилучшим образом задачу миссии можно было решить путем призыва тысяч студентов, для распространения Благой вести даже до края земли. Во-вторых, «Мотт был убежден в необходимости сотрудничества, а СДД, охватившее молодых людей из самых различных конфессий, казалось идеальным решением этой проблемы»2 . Наконец, он увидел в сегодняшних студентах тех, кто завтра сам сможет научить вере. «Ему попалась в руки книга под названием: «Молитвы за высшие учебные заведения». В ней говорилось: «Мы должны молиться за высшие учебные заведения, ибо молясь за них, мы вместе с тем молимся за будущих учителей и руководителей народа. Молясь за них, мы молимся за нашу страну, за ее власть, за церковь и ее служителей, за мир и всех провозвестников Евангелия...»»3 .

Глобальность и эсхатологизм миссии

С именем Дж. Мотта связывается знаменитый лозунг «Евангелизация мира в одном поколении», который вдохновлял участников СДД и позднее - всемирной миссионерской конференции в Эдинбурге в 1910 году, которая расценивается многими исследователями как наибольшее достижение Мотта в области христианской миссии.

«Эта десятидневная конференция, на которой присутствовало 1355 делегатов, была первой межконфессиональной миссионерской конференцией подобного рода. Она явилась стимулом к развитию экуменического движения, оформившегося в последующие десятилетия. Миссионерский энтузиазм на конференции достиг своей высшей точки; призыв евангелизировать мир «за одно поколение» все еще звучал в ушах. Некоторые делегаты действительно верили в то, что имея сорок пять тысяч активно работающих миссионеров и учитывая предсказание, что их число за тридцать лет увеличится втрое, можно добиться полной евангелизации всего мира»4, а динамика развития миссионерского движения, по имевшимся на тот момент данным, была именно такова.

Многие критиковали этот лозунг Мотта. Например, «Густав Варнек, немецкий основатель науки миссиологии, настаивал на предположении, что под ним подразумевалось быстрое и поверхностное проповедание Евангелия на обширных территориях. Другие, путая евангелизацию с обращением, предполагали, что девиз выражал наивную американскую мечту о том, что весь мир можно обратить в христианство в течение 30 лет»5 . Stephen Neill считает, что на самом деле «девиз был основан на фундаментальном богословском принципе - что каждое поколение христиан несет ответственность за современное ему поколение нехристиан в мире, и что дело каждого такого поколения христиан сделать все, что в его силах, чтобы Евангелие было ясно проповедано всякому неверующему в этом поколении. ... Это требование относится к христианскому свидетельству как внутри тех территорий, которые традиционно считаются христианскими, так и за их пределами»6 .

Важно отметить, что первоначальный импульс, с которого началось служение Мотта в деле распространения благовестия, был направлен на те страны, которые еще не были охвачены христианской проповедью. В стремлении «проповедовать Евангелие всей твари», в надежде на то, что это действительно возможно, и, причем, скоро, присутствовало эсхатологическое напряжение, которое Мотт сохранит до конца своей жизни, хотя его взгляды и претерпели некоторую эволюцию.

Социальный аспект миссии

После Первой Мировой войны ситуация в мире резко изменилась, что заставило деятелей СДД вновь вернуться к обсуждению принципов миссии. В 1920 г. на собрании в Де-Мойне было решено «сосредоточить внимание в большей степени на видимой и реальной социальной несправедливости, чем на традиционных вопросах миссионерской деятельности»7. Т.о. деятели движения, признавая ошибочным чрезмерное увлечение миссией в странах Востока, стремились обратиться к тем проблемам, которые существовали в их родных странах.

Мотт не согласился с новой концепцией СДД. Он всегда осознавал и подчеркивал социальное значение проповеди христианства, много делал для усиления влияния христианства на общество, регулярно сам выступал в роли советника в разного рода государственных делах и участника дипломатических миссий. Однако Мотт никогда не считал это главной задачей миссии. Центр благовестия, по его мнению, заключался в личности Христа, «Который жил, умер и воскрес вновь, связывая Себя с жизнями всех людей»8. Мотт настаивал на том, что только через обретение веры человек может по-настоящему изменить свою жизнь, в том числе и внешние ее обстоятельства.

 «Консервативная позиция Мотта и строгая приверженность первоочередности проповеднической работы в миссиях привела к утрате его влияния в СДД в последние годы. Молодое поколение добровольцев более не считали его узкий подход действенным для своей расширяющейся концепции миссий»9.

Новая либеральная позиция в миссионерском движении была выражена в отчете, озаглавленном «Новый подход к миссиям» (Rethinking Missions). В нем видна попытка дать новое определение целям и задачам миссионерской деятельности: «... видеть лучшее в других религиях, помогать верующим других религий найти и вновь обрести все лучшее, что есть в их традициях, использовать самые активные элементы других традиций в деле социальных реформ и очищении религиозного выражения. Обращение более не должно быть главной целью»10. В этом взгляде, безусловно, содержится много ценного. Важна попытка отделить проповедь христианства от проповеди культуры, в которой оно исторически развивалось, важен интерес к тому лучшему, что есть у других народов. Но хотя Мотт признавал ценность этого отчета, он явно не разделял до конца эту позицию. Он был верен себе: всю свою жизнь он рассматривал обращение нехристиан к вере как самый важный результат миссионерской деятельности.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНСТВА ЦЕРКВИ

«Дж. Олдхэм и Дж. Мотт, организовав в 1910 году в Эдинбурге Всемирную Миссионерскую Конференцию, были убеждены, что разделение Церквей разрушает доверие к Евангелию (Ин. 17:23) в тех странах, которые еще нуждаются в евангелизации»11.

Конференция 1910 года считается датой рождения экуменизма. После нее (так же при активном участии Дж. Мотта) наряду с Всемирным Миссионерским советом начинают возникать новые движения: «Вера и Устройство», «Жизнь и Действие», а также «Всемирный альянс для содействия международной дружбе при посредстве Церквей». На основе этих движений происходит подготовка проекта Всемирного Совета Церквей, осуществление которого стало возможно только после Второй Мировой войны, в 1948 году. Дж. Мотт стал его первым почетным президентом.

ДЖОН Р. МОТТ И ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

В одной из своих самых первых поездок на посту генерального секретаря Y.M.C.A. Мотт впервые встретился с архиепископом Японским Николаем (Касаткиным). У них состоялась беседа о перспективах христианства в Японии, которую свт. Николай записал в своих дневниках. Следующая их встреча произошла через 13 лет, в октябре 1910 года, когда Мотт приезжал для проведения в Японии студенческих конференций. Эта встреча, по-видимому, произвела на архиеп. Николая значительно более серьезное впечатление, потому что о ней в дневниках святителя остался подробный рассказ. Мотт, в свою очередь, также подробно и с восхищением пишет в своих воспоминаниях о свт. Николае, называя его труды апостольским подвигом.

В Америке Мотт поддерживал живые отношения с епископом Североамериканским Тихоном, будущим патриархом, «нередко присутствовал на возглавляемых им богослужениях в Сан-Франциско и в Нью-Йорке и имел твердое убеждение, что «нет служения более вселенского, чем православная литургия»12. Позднее, когда св. Тихон был избран патриархом, Мотт даже получил от него патриаршую грамоту с особым благословением13 »14.

Еще позже, в 20-ые годы, Джон Мотт оказывает поддержку изданию перевода православного богослужения на английский язык, за что патриарх лично благодарил его письмом15. Этот факт иллюстрирует важную черту в отношении Мотта к православию, а именно, полное отсутствие прозелитизма с его стороны. Ведь неизбежно английский перевод православного богослужения не мог не способствовать переходу многих американцев из протестантизма в православие. Однако Мотта эти соображения не останавливают, т.к. глубина веры для него неизмеримо важнее конфессиональных различий.

В первый раз в России Джон Мотт побывал по приглашению барона Павла Николаи, молодого дворянина, сторонника пиетизма. Узнав о том, что Мотт посвятил себя духовной работе среди студентов, Николаи посоветовал ему побывать в России. Барон полагал, что проповеди американского миссионера помогут остановить рост атеистических настроений в среде российского студенчества. Во время второго визита в Россию в 1908-09 году Мотт выступал с циклом лекций в Московском политехническом музее на тему: «Может ли образованный человек в наше время верить в Божество Иисуса Христа?». Он также проповедовал в других городах (Петербурге, Киеве). «После лекций Мотта в указанных городах образовались студенческие внеконфессиональные кружки для совместного чтения Евангелия. Именно эти кружки для изучения Евангелия и укрепления своей веры легли в основу Русского Студенческого Христианского Движения, которое получило свое развитие в среде русской эмиграции»16.

«Третий приезд Мотта в Россию совпал с подготовкой Поместного Собора Российской Православной Церкви. Высшие иерархи Церкви предложили Мотту выступить на Соборе с приветственной речью. В своем выступлении американский проповедник говорил о необходимости духовного возрождения всех христиан, призывал к миссионерскому, просветительскому и социальному служению.

В июле 1917 года Джон Мотт, митрополит Московский Тихон (Белавин) и глава российских католиков архиепископ Ян Цепляк подписали Соглашение о братском сотрудничестве. «Мы, представители трех великих христианских общин, заявляем, что у нас - один Христос и общие цели. Мы будем учиться понимать друг друга и работать вместе», - гласил текст Соглашения»17.

В 20-ые годы во Франции, после основания РСХД, Y.M.C.A., возглавляемая Моттом, оказывает материальную поддержку журналу «Путь», который издавал Н. Бердяев, содействуют основанию Свято-Сергиевского института в Париже.

 Ответное отношение русских к деятельности Y.M.C.A. и самого Дж. Мотта было неоднозначным. Y.M.C.A. была едва ли не единственной зарубежной христианской организацией, которая рискнула в 20-ые годы продолжать социальную и вероучительную деятельность на территории Советской России. Однако издаваемые ею в России переводы книг протестантского толка вызывали много нареканий в православной среде. Другой источник напряжения был связан с обвинениями в масонстве. Прот. В. Зеньковский пишет: «В отношении к YMCA в русском обществе - трудно сказать с какого времени - возникло подозрение, что Y.M.C.A. есть чисто масонская организация. Именно этим подозрением и была вызвана ... резолюция Архиерейского Собора в Карловцах о недопустимости для православных людей сближения с Y.M.C.A. ... Д-р Мотт, бывший тогда председателем «Мирового Объединения Y.M.C.A.» и всегда с исключительным вниманием и доброжелательством относившийся к Православной Церкви, решил устроить совещание высших представителей православных церковных властей с деятелями YMCA. Таких совещаний было три (в 1929 г. в Софии, в 1931 г. в Афинах и в 1935 г. в Бухаресте), - и все эти совещания были отмечены все возраставшим взаимным дружелюбием высших церковных властей и Y.M.C.A. На первых двух совещаниях участвовал митр. Евлогий»18.

На совещании в Афинах вопрос о масонстве был прямо обращен к Мотту, но это обвинение было категорически отвергнуто и опровергнуто ко всеобщему удовлетворению. Но, как говорится, «осадок остался», и - увы! - по сей день можно встретить публикации, в которых деятельность Мотта и Y.M.C.A. достаточно безаппеляционно заявляется как происки масонского движения.

Между тем, подобная подозрительность закрывает от нас образ удивительного человека огромной живой веры и поистине вселенского сознания. Немного можно еще встретить людей, так глубоко переживающих ответственность за проповедь христианства и способных отдать всю свою жизнь этому служению.

По словам церковного историка К.С. Латуретта, «Мотт сочетал в себе простоту веры, укорененную в абсолютной преданности Христу, с четкостью и властностью жизненной позиции, вселенским масштабом мышления, навыком различать и привлекать к делу талантливых молодых людей, способностью завоевывать доверие деловых персон и перекидывать мосты через внутрицерковные барьеры в попытке объединить христиан разных традиций и в стремлении завоевать мир для веры, благодаря чему он стал одним из самых выдающихся деятелей во всей истории христианства»19.

Ольга ХЕГАЙ,

4 курс Свято-Филаретовского института

1 Рут Такер. От Иерусалима и до края земли, c. 258.

2 там же.

3 Владимир Попов. Апостол студентов.

4 там же.

5 Stephen Neill. A history of Christian Missions, с. 331.

6 там же.

7 Рут Такер. От Иерусалима и до края земли, c. 259.

8, 9,10 там же.

11 Ги Бедуелл. История Церкви (глава «Возникновение экуменического движения»).

12 Журнал Московской Патриархии, 1965.  N 11. с. 57.

13 «1918г. Благословенная грамота Святейшего патриарха Тихона Джону Ралею Мотту (одному из организаторов экуменического движения)». Там же. с. 58.

14 И врата ада не одолеют ее. К вопросу об экуменизме.

15 Журнал Московской Патриархии 1965 N 11 (Акты патриарха Тихона, с. 180).

16 Владимир Попов. Апостол студентов.

17 там же.

18 Прот. В. Зеньковский. Русское студенческое христианское движение: История, деятельность, задачи.

19 «Combining a simple faith issuing from a complete commitment to Christ with a commanding platform presence, world-wide vision, skill in discerning and enlisting young men of ability, and the capacity to win the confidence of men of affairs, and reaching out across ecclesiastical barriers in the effort to unite Christians of many traditions in the endeavor to win all mankind to the faith, Mott became one of the outstanding leaders in the entire history of Christianity». Kenneth Scott Latourette, History of Christianity (NY: Harper and Bros., 1953) p. 1258.

КИФА №3 (61) март 2007 года 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

№ 10 (266), октябрь 2020
Кифа № 10 (266)
Новые статьи
RSS
Самое читаемое
Наверх! Наверх!