О безграничности Божьей любви Конференция «Милосердие и прощение» прошла в монастыре Бозе в ИталииНастоятель монастыря Энцо Бьянки благодарит участников конференции По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в конференции приняли участие представители Русской православной церкви: епископ Североморский и Умбский Митрофан, представитель патриарха Московского и всея Руси при патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов) и заведующий Службой переводов Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иерей Арсений Черникин. Владыка Митрофан зачитал приветственное послание председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона к участникам конференции. Преосвященный Митрофан Североморский посвятил своё выступление духовному пути святого равноапостольного князя Владимира. В симпозиуме приняли участие представители Римско-Католической церкви, Поместных православных церквей, протестантских общин, Древневосточных и Восточнокатолических церквей, а также видные церковные учёные и богословы. Из новости на сайте Отдела внешних церковных связей МП Из дневника участника конференции декана СФИ Зои Дашевской: 9 сентября Первый день был, как обычно, днём приветствий и «флагманских» докладов. В своём слове на открытии конференции настоятель монастыря Энцо Бьянки напомнил слова преп. Нила Сорского: «Тот, кто знает о своём грехе и свидетельствует о милосердии Господнем, выше того, кто воскрешает мёртвых». Господь принимает раскаявшихся грешников, потому что Он – Любовь. Наша же реакция на милосердие Иисуса обычно такова: «Это слишком много, это превышает все пределы». Мы думаем, что все будут повторять побег блудного сына, если будут уверены, что всё равно есть прощение. Безмерное милосердие, безусловное – смущает нас. Но ведь это милосердие требуется от нас на каждой литургии. Выступал владыка Каллист (Уэр) с экзегетическим разбором мест о милосердии и прощении в Евангелии и в творениях старца Силуана, свт. Григория Нисского, Марка Отшельника. Выступали кардинал Вальтер Каспер и о. Джон Бэр. Здесь все – и хозяева, и участники конференции – знают о том, как прошло 25-летие Преображенского братства; сразу говорили об этом, расспрашивали. Многие видели фотографии в сети. 10 сентября В первой половине дня доклады были посвящены монашескому опыту: прп. Пахомия, Газских отцов, прп. Исаака Сирина и прп. Нила Сорского. Особенно был интересен доклад проф. Димитроса Мосхоса из Афинского университета. Он работает с источниками – аутентичными текстами последователей Пахомия на коптском языке и в переводе на латынь, и его находки были чрезвычайно интересны. Вот вкратце изложение части доклада, близкой и актуальной для подлинного коммюнотарного движения: Великое начинание Пахомия впоследствии раздробилось на отдельные элементы: послушание, бессребреничество и безбрачие. Но на практике именно выстраивание общины было новым Сионом, новым царством, которое было действием милосердия Божьего для всех, собравшихся в общину. Идея Пахомия состояла в том, что совместное действие, общая молитва, жизнь и служение могут реализовать единство созерцательного и деятельного начал. Современный же человек, напротив, склонен к манихейству. Интересен был и доклад проф. Себастьяна Брока «Исаак Сирин. Справедливость и милосердие в Боге». Преподобный Исаак ставит эти категории в эсхатологический контекст: «Не называйте Бога справедливым, покуда Он несправедлив в отношении вас, проявляя к вам много милости». После грехопадения Бог явил Себя людям как Судья, а впоследствии как Господин. От пришествия Христова и далее Он являет Себя как Отец и не хочет действовать по отношению к нам как Господин и Судья. Бог не наказывает, но дисциплинирует нас, чтобы уподобить нас Себе. ПреподобныйИсаак дивится безграничности Божьей любви; для него немыслимо, что Бог кого-то оставит в мучениях навечно. Он считает, что геенна имела начало (после грехопадения), а значит, будет иметь и конец; мучения в ней психологические, а не физические, они связаны с осознанием огромности любви, против которой грешники согрешили. 11 сентября Сегодня митрополит Каллист (Уэр) замечательно говорил о том, что основной проблемой современного богословия является человек и антропология, как в прошлом столетии – церковь и экклезиология. Кстати, в теме ЧЕЛОВЕКА все единодушны: и Петрос Василиадис, и вл. Каллист, и о. Джон Бэр говорили в одном ключе о том, что эта тема сейчас на острие богословия. Кифа № 12 (198), октябрь 2015 года Еще статьи по этой теме: «Мне кажется, главное – то, что здесь встречаются люди, которые в другом месте никогда не встретятся…» Интервью с игуменом Арсением (Соколовым), представителем патриарха Московского и всея Руси при патриархе Великой Антиохии и всего Востока >> |