Живоносный Источник Проповедь диакона Августина Соколовски, преподавателя Фрибургского университета (Швейцария) и Киевской духовной академии Христос Воскресе! Празднование в честь Живоносного источника Божией Матери происхождением своим обязано источнику в Константинополе. В одном из кварталов современного Стамбула, называемом «Балык», что в переводе с турецкого означает «рыба», находится монастырь, где и по сей день нередко проживает Константинопольский патриарх. Этот монастырь весьма древний, и именно в нем находится источник Божией Матери, называемый Живоносным. Рядом с монастырем - кладбище. На этом кладбище есть живые - то есть те, кто верил в Живого и Воскресшего Бога и кто ждет Его пришествия в надежде воскресения. На этом кладбище есть мертвые - те, кто, живя посреди живых, посреди тех, кто верил в Воскресшего Бога, не верил в Него и покоится в ожидании всеобщего суда. Одно из благочестивых преданий рассказывает нам, что когда султан пришел посетить источник, а патриарх говорил ему о животворящей силе, исходящей из вод, - о силе Воскресшего Бога, исцеляющего людей, - правитель отвечал, что подобное невозможно: «Скорее рыбы заведутся в этом источнике!» Через некоторое время знамением Божиим в источнике действительно завелись рыбы. Но султан не увидел того знамения, которое Господь явил верующим. Повествование о рыбе в христианском контексте всегда символично. Действительно, в душе каждого христианина, в душе каждого, кто верит в Умершего и Воскресшего, должна родиться рыба, имя которой - Христос. Именно рыба являлась одним из главнейших первохристианских символов. Ведь буквы греческого слова «ихфис» (рыба) представляют собой сложение первых букв имени: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Живоносный источник существует и по сей день, существует в городе, который более не верит во Христа. В монастыре Источника нередко останавливаются и Патриархи Константинополя - нынешнего Стамбула. Православная община в городе весьма мала и насчитывает около тысячи человек. Один из великих патриархов недавнего прошлого, уже в XX веке, не тот, кто когда-то разговаривал с султаном о воскресении, но патриарх почти современный нам, Афинагор, бывший весьма образованным и духовно мудрым человеком, имел обыкновение всматриваться в животворящий источник и размышлять о судьбах истории. В одной из бесед с богословом Оливье Клеманом патриарх рассуждает о том, почему Господь дарует Свою милость, являет Свои знамения, помогает христианскому городу, но потом как бы отступает. В историю приходит иная вера, а христианства более нет. Патриарх Афинагор высказывает мысль о том, что Бог может сокрыть от нас Христа, давая свободу нехристианам, чтобы очистить нашу религиозность от суеверий неподлинного. В конце истории Господь придет к тем, кто Его подлинно ждет, а не к тем, кто погрузился в бесплодие повседневного религиозного быта. Получается, что вера, утрачивающая динамику воскресения и становящаяся просто исполнением обрядов, данью неизменному благочестию, обречена. Сегодня в евангельском чтении мы слышали о пришествии Христа в Иерусалимский Храм. В Храме Иисус находит вокруг Себя благочестивых людей, собирающих деньги на жертвы и пожертвования, имеющих при себе всё, положенное по закону: волов, ослов, овец и голубей. Но Господь разрушает все это и изгоняет торгующих из храма. Дом Отца не должен быть домом торговли (Ин 2:16). В ответ на недоумение окружающих Иисус говорит о воскресении. Он не произносит слов о «нарушении закона», или поведении «вопреки установившимся правилам». Господь говорит о подлинном храме человеческого тела и о подлинном сердце веры - свидетельстве Воскресения. Так, в пасхальном прочтении дел и слов Иисуса из Назарета, для общины раскрывается истина о том, что вера, ставшая обрамлением повседневности, не отличается от неверия. По словам Евангелия, окружавшие Господа не восприняли Его слов. Нельзя сказать, что они не поверили - они просто не поняли их смысла. Вскоре у них были отняты и храм, и Пришедший в него. Воскресший явился тем, кто сердцем ожидал Его и сделался способным верить, что подлинная вера и подлинное благочестие - не в соблюдении закона, не в правилах, но в ожидании, в вере, в видении, в осознании и жизни по правде Воскресшего. Наша вера, наше христианство, наше православие должны быть динамичны. Они призваны нести свет воскресения всем тем, кто вокруг нас. Видящие нас должны видеть, что в нас есть нечто, превосходящее обыденность, - есть динамика нового, есть смысл, не находимый в повседневности. Чтобы говорить о воскресении, надо прислушаться к тем, кто в воскресение не верит. Чтобы говорить о Боге, надо послушать тех, кто не признает никакого Бога. Фридрих Ницше, человек, который старался не верить ни во что, сказал одну поразительную вещь: «Я смогу поверить только в танцующего Бога». Вглядимся в икону Воскресения Христова. Увидим Спасителя нашего, стоящего над бездной - над бездной небытия, над бездной разрушения, над бездной правил и законов, порабощающих человека. Танцующего под пение пасхального гимна: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Аминь. Фото: chersonese.org КИФА №6(144), май 2012 года |