Жить по-христиански людям мешает культ индивидуализма Интервью с Георгием Хараламбэйдом (Румынская православная церковь) Беседа состоялась во время Международного молодежного фестиваля, организованного Всемирным православным братством «Синдесмос». Многие из участников фестиваля представляли посткоммунистические государства, в которых церковь особенно прославилась в XX веке новомучениками и исповедниками. Георгий Хараламбэйд привез стенды, рассказывающие о жертвах коммунистического режима в его стране, Румынии, о людях, которые в условиях лагерей и тюрем смогли не только сохранить человеческое достоинство, но и спасти жизнь тем, кто был рядом с ними, часто ценой своей собственной жизни. После рассказа Георгия состоялся разговор, участники которого отмечали, что первый шаг к покаянию за грехи XX века - назвать черное черным, а белое белым. Но чтобы по-настоящему усвоить опыт людей, сохранивших верность Христову пути в самых невыносимых условиях, необходимо обретать глубокую веру и укоренять свою жизнь в Евангельском откровении. * * * - Георгий, как Вы считаете, что приводит современных молодых людей в Церковь? - Я могу сказать о своем личном опыте, который связан с румынской церковью. В Румынии сегодня молодые люди приходят в церковь благодаря жертве предыдущего поколения. В XX веке многие люди в Церкви и ради Церкви отдали свою жизнь или пострадали во имя Божье. И после падения коммунистического режима Господь начал показывать нам этих прекрасных людей, начал являть чудеса и открывать Своих святых. В нашей стране было опубликовано много книг о них. И восприимчивые, открытые к новому молодые люди стали интересоваться судьбой новомучеников и постепенно узнавать дух, которым они жили. Это первая причина. Другая причина, которая сыграла роль и в моем случае, в том, что люди старшего поколения - бабушки, дедушки - ходили в церковь и брали с собой детей. Если ты родился в православной стране, то общий контекст жизни таков, что ты получаешь возможность так или иначе контактировать с церковью. Это не значит, что ты автоматически становишься настоящим христианином, но ты по крайней мере получаешь такую возможность. Что-то запечатлевается в твоей памяти и в твоем сердце: пение хора, какие-то обычаи, что-то такое, что позволит тебе знать, куда ты можешь обратиться в непростые моменты жизни. - Но все-таки христианство связано с соотнесением своей жизни с Евангелием. Есть ли что-то такое, что труднее всего принять и воплотить в своей жизни? - Если говорить о том, что мешает, то в целом, я думаю, это эгоизм. В нем причина грехопадения, и он же мешает нам сегодня. Эгоизм, гордыня и безразличие. Безразличие тоже связано с эгоизмом. И это самое трудное - убить «себя» именно в таком смысле, ради другого. Многие беды в истории случались не из-за чьей-то злой воли, а просто из-за того, что никому до этого не было дела, из-за того, что христиане слишком попустительствовали. Нам очень важно чувствовать свою ответственность за происходящее, за грехи, которые совершает все поколение. Мы должны быть внимательными к происходящему в обществе и участвовать в общественной жизни. Потому что христианин - это не просто одинокий и скромный человек, который постоянно молится у себя на кухне. Он также и член общества. И сейчас, учитывая процессы глобализации, мы должны учиться отвечать и за то, что происходит во всем мире, быть едиными именно как христиане, образовывать группы, в том числе и во всемирном масштабе. Поэтому так важно существование таких сообществ, как ваше братство1. Именно объединяясь, христиане могут одухотворить свои таланты, обрести призвание. Я могу привести такой пример: когда Евросоюзу было предложено Лиссабонское соглашение, там не было ни слова о христианских ценностях. Европейская конституция не отсылает к христианским ценностям! А убрать из европейской культуры и цивилизации христианские основания - значит убрать главное. Но именно из-за недостаточной общественной активности ничего не было предпринято. И возвращаясь к вопросу о том, что еще очень мешает жить по-христиански, - это культ индивидуализма - индивидуализма, а не личностности. Культивируется индивидуум, состоящий из прав и обязанностей, безопасность которого обеспечивается законом, но в котором подавлена личность. Он может говорить на шести языках, быть высококлассным специалистом в своей области, но его душа страдает некой ущербностью. - А что церковь может этому противопоставить? Какую альтернативу мы можем показать и как это сделать? - Нам нужно больше собираться вместе, чтобы укреплять межличностное общение, а не только какие-то внешние вещи, интернет-общение и т.п. Необходимо проявлять милосердие, но милосердие в истинном смысле, не просто как некое эмоциональное отношение, и стремиться к искренности. Потому что это то, что открывает нашу душу. Одним словом, от церкви требуется большая человечность. Все слишком роботизировано. - Как могут христиане помогать своим друзьям приходить в церковь? - Наверное, по-разному. Прежде всего, своим отношением, нормальным образом действий. Это значит, проходишь мимо храма - перекрестись. Это может действовать на людей немного провокационно, но в хорошем смысле. Не нужно доводить этот принцип до абсурда. Не нужно идти на дискотеку, чтобы там при всех помолиться. Но нужно вести себя несколько иначе, чем принято. Например, если ты не спишь со всеми подряд, это как-то отразится на твоем лице, и люди это увидят. Если ты не пытаешься везде вставить слово или привлечь к себе внимание, станет понятно, что ты больше сосредоточен на внутренних сторонах жизни. Люди не глупые, они это поймут. И в зависимости от того, как настроено их сердце и как им захочется, они выстроят свои отношения с тобой. Нужно делать все, что соответствует твоей вере: молиться и так далее. Но только не напоказ. Одним словом, важно быть собой. - Есть ли у молодежи какие-то особые возможности, чтобы послужить в Церкви? - Думаю, общий принцип таков, что нужно узнать себя, узнать свой дар. В принципе, человек может делать все что угодно. Если он хорошо рисует, он может сделать выставку работ, если он хороший певец, может петь. Всякий дар, который дает Господь, может быть одухотворен. - Какое у тебя основное впечатление от фестиваля? - Я уезжаю на подъеме. Я кое-чему научился, например, я раньше не знал, как важно причащаться каждый раз, когда ты участвуешь в литургии. И я бы хотел обратить внимание еще на одну вещь. Для западного общества довольно обычно, что на подобных мероприятиях, не обязательно христианских, создается душевная, дружественная атмосфера. Но в данном случае чувствуется что-то гораздо большее: мы открыли в себе детей, я встретил умы и сердца детей - чистые и невинные, без второго дна. Беседовала София Андросенко Фото Эндрю Яббора ----------------------------- 1 Преображенское братство КИФА №15(137) ноябрь 2011 года |