gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
И САМИ, КАК ЖИВЫЕ КАМНИ, УСТРОЯЙТЕ ИЗ СЕБЯ ДОМ ДУХОВНЫЙ
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Новый сайт газеты Кифа

Новый сайт газеты «Кифа» находится по адресу: gazetakifa.ru

 
Печать E-mail
18.11.2010 г.

Представители Свято-Филаретовского института и Преображенского братства посетили Албанию

 

Встреча Анастасия, архиепископа Тиранского
Встреча Анастасия, архиепископа Тиранского и всей Албании, со свящ. Георгием Кочетковым, преподавателями и студентами СФИ, членами Преображенского братства

C 8 по 15 октября 2010 года по приглашению Блаженнейшего Анастасия, архиепископа Тиранского и всей Албании, группа преподавателей и студентов Свято-Филаретовского православно-христианского института, а также членов Преображенского братства во главе с ректором СФИ проф.-свящ. Георгием Кочетковым посетила Албанию.

8 октября состоялась встреча паломнической группы с архиепископом Анастасием, известным во всем мире миссионером и миссиологом. Он рассказал о возрождении Православной церкви в Албании, строительстве новых храмов и восстановлении разрушенных, миссии и катехизации, детской и молодежной работе. Самым важным, по его мнению, является общение с людьми, с каждым человеком: только благодаря общению возможно подлинное воцерковление.

Разговор коснулся и тех дел милосердия, которыми активно занимается церковь. Центры медицинской диагностики, пункты гуманитарной помощи, детские сады, школы и т.д. - все это жизненно необходимо обществу, находящемуся в сложных экономических и социальных условиях.

Вечером того же дня с паломниками встретился епископ Кройский Антоний, викарий архиепископа Анастасия, ответивший на вопросы об особенностях богослужебной жизни, миссии, проблемах воцерковления современных албанцев, детской и молодежной работе, а также о взаимоотношениях с представителями других религий и с государством, рассказал о гонениях на верующих в коммунистический период (с 1967 по 1991 гг.).

10 октября в кафедральном Благовещенском соборе г. Тираны архиепископ Анастасий совершил литургию, на которой, по его благословению, ему сослужил и проповедовал свящ. Георгий Кочетков.

Во время пребывания в Албании состоялась встреча паломников с православным миссионером и преподавателем Духовной академии Воскресения Христова в г. Дуррес Натаном Хоппом, рассказавшим о служении православных миссионеров из Греции и США в Албании. Он выразил надежду на то, что и другие поместные православные церкви, в том числе Русская православная церковь, смогут прислать сюда своих миссионеров и катехизаторов, готовых послужить возрождению Православия.

Группа паломников была принята послом Российской Федерации Л.Г. Абрамовым, рассказавшим об общественной ситуации в Албании и выразившим надежду на возобновление и углубление российско-албанских отношений.

Представители Свято-Филаретовского института и Преображенского братства встретились также с катехизаторами, приехавшими из всех епархий Православной церкви в Албании в столицу государства - Тирану - на семинар по катехизации. Российские катехизаторы рассказали об опыте, накопленном в Преображенском братстве. В свою очередь, албанские катехизаторы поделились опытом катехизации детей и молодежи в Албании.

На занятиях по катехизации
На занятиях по катехизации детей-цыган
 

10, 11 и 14 октября паломникам удалось непосредственно познакомиться с опытом работы по воцерковлению детей и молодежи на встрече с молодежной группой прихода Благовещенского кафедрального собора в г. Тиране, на занятиях по катехизации детей-цыган, а также в студенческом православном центре.

12-13 октября в г. Корча, одном из главных центров Православия в стране, представители Преображенского братства посетили благотворительную столовую для неимущих, детский сад и диагностическую клинику, организованные Православной церковью. Сотрудники управления Корчинской епархии, встретившие паломников, рассказали о миссии, катехизации и церковной жизни православных верующих. Гости посетили кафедральный собор Воскресения Христова и музей икон при епархии, в экспозиции которого прекрасно представлены иконы самого известного албанского иконописца Онуфрия (2-я половина XVI в).

В завершение поездки представители СФИ и Преображенского братства побывали в богословской академии Воскресения Христова в Дурресе, где встретились со студентами и посетили библиотеку, в дар которой были принесены издания СФИ, в т.ч. шесть томов литургических переводов на русский язык из серии «Православное богослужение».

Несколько слов об Албании

Республика Албания - так сейчас называется древняя земля Иллирик, по которой ходил с проповедью о Христе сам апостол Павел. Расположена она в Европе, на Балканском полуострове и прибрежных островах. От Италии Албания отделена проливом Отранто; по суше граничит с Черногорией, Сербией (автономным краем Косово), Македонией, Грецией. Сейчас по статистике в стране 10% католиков, 20% православных, 10% бекташей (особое ответвление, секта мусульманского толка), и ещё 60% мусульман-суннитов. Но большинство из албанцев веру свою определяют лишь «по корням»: когда-то кто-то из предков в семье был христианином или мусульманином, и теперь вся семья считает себя христианской или мусульманской. В стране очень много смешанных браков и практически нет межрелигиозных столкновений. Наверное, не все знают такой любопытный факт, что католическая святая Тереза Калькуттская, основательница Ордена Милосердия и лауреат Нобелевской премии, была албанка, родилась и выросла в Албании.

Вообще, история христианства в Албании насчитывает почти две тысячи лет, и за это время не раз и не два христиане подвергались преследованиям со стороны римлян-язычников, затем турок-осман, - но самые страшные гонения на христиан разразились в ХХ веке, при коммунистическом режиме Энвера Ходжи. В 1967 г. он издал документ, запрещающий любое отправление культа. Албания была объявлена первым полностью атеистическим государством, были запрещены все религиозные организации. Албанская православная церковь была полностью уничтожена за 23 года, почти 500 храмов и древних монастырей были разрушены, уцелевшие храмы и монастыри превращены в мастерские, склады и т.п. Клирики были заключены в тюрьму или отправлены в ссылку, многие из них приняли мученическую смерть, например, архиепископ Виссарион, викарный епископ Ириней. Это был второй случай в истории христианства, когда была полностью уничтожена поместная церковь (первый такой случай - церковь Персии, существовавшая на территории нынешнего Ирана). Весной 1991 г., после падения коммунистического режима, началось восстановление православной церкви и всей религиозной жизни в стране. Поскольку епископат Албанской церкви был полностью уничтожен, Константинопольский патриарх назначил в январе 1991 г. митрополита Анастасия (Янулатоса), успешно осуществлявшего миссию в Восточно-африканской православной церкви, патриаршим экзархом в Албании. В 1992 г. он был избран Священным синодом Православной церкви Албании архиепископом Тираны и всей Албании.

Архиепископ-миссионер

Архиепископ Анастасий на встрече с нашей группой поразил неожиданной для его возраста (ему уже исполнилось 80 лет) живостью, неподдельным детским любопытством к людям и открытостью. Усадив нас так, чтобы видеть всех, он после общих слов и представлений с каждым познакомился лично, задавая вопросы о нашей жизни, о том, имеем ли мы богословское образование, как мы служим Церкви. Рассказывая по нашей просьбе об истории возрождения Церкви Албании, он подчеркнул, что «Православная церковь - это не конфедерация церквей, когда отдельно друг от друга существуют Вселенский патриархат, Греческая церковь, Русская церковь, другие поместные церкви. Нет, мы все - единая святая апостольская православная Церковь». Также важным он считает то, что Православная церковь Албании не является церковью только для албанцев, ведь в стране есть и другие этносы: на юге страны живут греки, на севере - сербы, черногорцы, влахи (румыны). Этим церковь Албании похожа на Русскую православную церковь.

Когда архиепископ Анастасий приехал в Албанию, там не было ничего, ни одного целого храма, пригодного для служения литургии, лишь дюжина пожилых больных священников, выживших после гонений, и возрождение начиналось «с чистого листа», так же, как начинали в свое время апостолы. Архиепископ со своими помощниками-миссионерами из Греции, США, Албании сразу всё делали с верой в то, что церковь возродится. Особая трудность была ещё и в том, что архиеп. Анастасий не албанец, а грек, бывший профессор богословия Афинского университета, поэтому албанцы, особенно настроенные националистически, к нему относились с подозрением.

Восстановление церкви в Албании архиепископ Анастасий начал с «самых простых», по его словам, дел - с восстановления храмов и церковной структуры. Приоритетной была и остается катехизация: необходимо учить народ основам православной жизни и веры, каждого человека. Ведь за время коммунистической власти выросло целое поколение совершенно неверующих людей. Кроме катехизации важным шагом было создание богословских школ, чтобы в них могли учиться будущие священники, и, в первую очередь, - в феврале 1992 г. - была открыта духовная академия в Дурресе.

Перед тем, как начинать разговор с людьми о вере, очень часто нужно было их просто накормить: Албания - одна из беднейших стран мира, четверть населения в ней живёт за чертой бедности (и сейчас об этом красноречиво свидетельствуют разбитые дороги, старые автомобили, ветхие домики на окраинах городов, периодически отключающееся электричество). Как рассказывал архиепископ Анастасий, «иногда нужно было в деревню провести дорогу и выкопать там колодец, а потом уже говорить о вере». Народу Албании нужно было качественное образование и медицина, и Православная церковь стала открывать детские сады, детские дома, школы, училища, больницы и диагностические центры. Так же и во время экономического кризиса в начале 90-х, и после конфликта в Косово, когда в Албанию хлынул поток беженцев, Православная церковь в Албании оказывала благотворительную помощь всем, не только православным, но и католикам, и мусульманам. Архиепископ Анастасий лично, используя свои обширные связи во всём мире, организовывал доставку и распределение гуманитарной помощи.

Такая активная позиция в обществе, внимание к проблемам и бедам каждого человека привели к тому, что Православная церковь в Албании сейчас представляет собой значимую в обществе и признаваемую этим обществом силу, а архиепископ Анастасий является одним из духовных лидеров народа.

 

За неделю, что длилась наша поездка-паломничество, мы полюбили эту страну и этот народ. Радостно было видеть, что центром церковной жизни в ней является каждый человек, а не безликие массы людей; и клирики (епископы, священники, дьяконы) обращают внимание на каждого человека, даже на одного, просто зашедшего в храм и чем-то в нём заинтересовавшегося.

Есть надежда, что небольшая и быстро растущая Православная церковь Албании избежит двух опасностей, двух крайностей церковной жизни. Одна из них - замкнутость, провинциальность и самодостаточность, стремление ограничить церковную жизнь своим приходом, своей епархией; а другая - отсутствие границ у церкви и каких-либо требований к прихожанам, когда приход и церковь превращаются в «проходной двор».

Наталья Адаменко

Информационная служба Преображенского братства

КИФА №14(120) ноябрь 2010 года

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

№ 10 (266), октябрь 2020
Кифа № 10 (266)
Новые статьи
RSS
Самое читаемое
Наверх! Наверх!