Незабываемая служба Собор св. Александра Невского на улице Дарю в Париже, в крипте которого располагается франкоязычный православный приход Святой Троицы Этой зимой мне пришлось жить под Парижем. И когда выпадало свободное воскресенье, я шла в храм. Прежде всего я побывала в крипте (храм во имя Святой Троицы) на улице Дарю. Настоятель храма - священник Алексей Струве, а среди прихожан есть немало тех, кто по-дружески относится к нашему братству. Там всегда замечательные службы, но на этот раз служба была совсем необычной: жертвенник был установлен посреди храма, и проскомидия совершалась при участии всех молящихся. Священник молился и пояснял свои действия и действия диакона. Так как служба идёт на французском языке, я тут же раскрыла 2-й том сборника «Православное богослужение» и стала следить за ней по тексту. Это нетрудно, когда знаешь, как звучат самые распространенные слова: «Господу помолимся», «Господи, помилуй», «во веки веков»... Мы все стояли вокруг жертвенника и в нужные моменты читали свои записки, а священник вынимал частицы из просфор. Было удивительное ощущение духовного единства со всеми - клиром и мирянами. Мы были активными участниками молитв. Потом была литургия оглашаемых с проповедью после чтения Евангелия, а на Великом входе приготовленные к приношению дары, хлеб и вино, переносились из храма в алтарь на престол. И оживали красные строчки богослужебных указаний, на которые я раньше не обращала внимания. Да, поистине это была незабываемая служба. Когда я была в другой раз на службе, то обратила внимание на то, что при чтении Третьего и Шестого часов миряне всем храмом произносят молитву «Отче наш», участвуют в службе, а не остаются инертной массой. И, конечно, причащаются все. Вернее сказать, я не заметила, чтобы кто-то остался без причастия. Другой храм, в котором я была трижды, тоже относится к Константинопольскому Патриархату. Это храм Христа Спасителя в Аньере, пригороде Парижа. Настоятель - священник Роман Мишин, которого я помню по участию в конференции Преображенского братства в 2009 году. Нужно сказать, что я почувствовала сильное отличие от богослужения в крипте. Служба идёт на церковнославянском языке и по старому стилю. Чтение Евангелия и Апостола идёт сначала на церковнославянском, а потом на французском языке. Проповедь говорится по завершении службы. Перед службой частная исповедь. Причащается явно меньше половины прихожан. На Рождественской литургии я была с дочерью и внучками. Как мне показалось, причащались все. Но когда я через неделю снова пришла в этот храм и попросила о. Романа дать мне разрешительную молитву, чтобы я могла причаститься, он сказал, что это гордыня - причащаться каждую неделю, что даже оптинские старцы причащались четыре раза в год, что частое причастие ведет к тому, что человек недостойно подходит к причастию, и даже сослался на слова ап. Павла (1 Кор 11:27-30). Разговор «на бегу» - это не разговор. После службы о. Роман был занят, и я не смогла продолжить нашу дискуссию на тему еженедельного причастия. В храме было 30-35 человек, из них причащались двое детишек и шестеро взрослых. Какие особенности я еще заметила? В Великой ектенье звучали прошения о патриархе Варфоломее, о «богохранимой стране нашей Российской», о находящихся в изгнании, о граде сем Аньере, о прочих городах и о Франции и о верою живущих в них. После причащения мирян о. Роман в алтаре пел «Воскресение Христово видевше» при полном молчании хора и народа. Со слов «Светися, светися, новый Иерусалим» я стала ему подпевать. Наверное, на многие вопросы можно получить ответы, зная традицию и историю Аньерского прихода. А я только прикоснулась к нему. Алла Федякова. Март 2010 г. КИФА №5(111) апрель 2010 года |