ТЕМА СТАРШИНСТВА В ЦЕРКВИ ОСОБЕННО АКТУАЛЬНА В АФРИКАНСКОМ КОНТЕКСТЕ
Интервью Генерального секретаря "Синдесмоса" Ольги Олейник«Кифа»: С 10-го по 16-е января 2006 года прошла встреча Всемирного Братства Православной Молодежи «Синдесмос» в Кении. Что стояло в центре обсуждения? Ольга Олейник, Генеральный секретарь «Синдесмоса»: Это был тренинг для молодых лидеров в Церкви. Во встрече приняли участие около 40 представителей различный благочиний Кенийской архиепископии, 5 африканских, 5 европейских стран и один участник из США. Мы говорили о принципах церковного старшинства, о научении этому служению у Господа Иисуса Христа, о трудностях и опасностях, возникающих на пути церковных лидеров и тех, кто им послушается. В первую очередь мы рассматривали евангельские тексты, такие как Мф. 20, 28. Затем обсуждали, как старшинство в Церкви может реализовываться в приходских общинах, в несении служений миссии, катехизации, евангелизации. «Кифа»: Мы часто публикуем материалы о православии в Европе и Америке, но очень редко - о православии в Африке. Не могли бы Вы рассказать о Ваших наиболее ярких и живых впечатлениях от пребывания в Кении? Ольга Олейник: Африка, конечно, это совершенно другой мир. О. Константин Мирон из Германии процитировал в конце встречи чьё-то высказывание, что из Африки люди возвращаются измененными. Население очень бедное. Сразу же в аэропорту нас встретили около двух десятков кенийцев, кто-то предлагал подвезти, кто-то - гостиницу, кто-то - телефон. Когда мы сказали, что за нами приедут, нам ответили: «ну, тогда вы наши друзья». Поразили довольно чистые улицы Найроби, оказывается, там взимают штрафы за мусор; также на дорогах много постов полиции - все пассажиры должны быть пристегнуты, иначе штраф. Найроби - это современный город с пятимиллионным населением. Мы видели много христианских храмов, в основном протестантских различных толков и католических, также есть и около тридцати православных церквей, но они не так заметны. Отсутствие белокожих людей на улицах придавало всему событию оттенок нереальности. Кенийцы нас везде радушно встречали, обычно просили что-нибудь подарить. В Кении еще довольно сильны племенные традиции. Семьи большие - у одного мужчины может быть 3,5,7 жен. Тогда он живет по очереди в доме у каждой жены. Примечательно, что в таких семьях для каждой матери любой ребенок - дочь или сын, также и дети называют всех жен своего отца матерями. Эта племенная общинность выражается и в формах обращений к незнакомым людям - отец, мать, брат, сестра. Также до сих пор практикуется обрезание как мальчиков, так и девочек в возрасте 12-13 лет, это обозначает порог зрелости, после обрезания родители договариваются о женитьбе своих детей. Поэтому сами брачующиеся могут не знать своих будущих супругов до дня свадьбы. Молодые семьи обычно начинают совместную жизнь в доме матери, которая научает их первым шагам семейной жизни. В христианских семьях, конечно, ситуация другая. Признается только брак, благословленный церковью, естественно, у одного мужа должна быть одна жена. Нас удивило, что у довольно молодых православных ребят (лет по 25) уже есть семья, один или два ребенка. Очень впечатлила радость и благодарность Богу наших хозяев, живущих в крайне скудных материальных условиях. Они любят свою страну, ценят ее свободу, добытую кровью их родителей, о чем они с гордостью говорят. «Кифа»: Православная миссия в Африке - в первую очередь дело Александрийской церкви или в этом активно участвуют и другие Поместные церкви? Ольга Олейник: Православная Церковь в Африке принадлежит к Александрийскому Патриархату. Поместные Православные Церкви Финляндии, Греции, США активно жертвуют на нужды православных африканцев. В Кении проживает 42 различных племени, у каждого свои традиции, свой язык. Многие из этих племен приняли православие, богослужение совершается на племенных языках и суахили, с использованием греческого и английского языков. Студенты Православной Семинарии имени Макария III переводят богослужения на свои языки за период обучения и приезжают домой с готовыми текстами. «Кифа»: Как обстоят дела с межконфессиональным и межрелигиозным миром в Кении? А в других странах Африки? Обсуждалась ли эта проблема на встрече Синдесмоса (в целом или, может быть, в частных разговорах)? Ольга Олейник: Этот вопрос не обсуждался на нашей встрече, но мы узнали, что межконфессиональные встречи имеют место. В общем, мы слышали от африканских братьев, что они очень рады тому, что нашли истинную Церковь. Интересен тот факт, что в Православие перешли многие общины, которые не принимали Церквей своих колонизаторов - Римо-Католической и Англиканской. Многие из кенийцев рассказывали, что их предки - борцы за свободу Кении. Для «Синдесмоса» данное мероприятие было важным по нескольким причинам. Во-первых, оно позволило возобновить контакты с православной молодежью на Африканском континенте, познакомиться с новым поколением церковных лидеров. Во-вторых, мы увидели социальный и церковный контекст, в котором живут наши братья и сёстры. Это позволит нам более целенаправленно планировать наше дальнейшее сотрудничество. В-третьих, тема лидерства в Церкви оказалась особенно актуальной в африканском контексте, хотя нам удалось только начать ее обсуждение. Историческая справка В самом конце 1920-х годов в Уганде два англиканина из народа баганда Ребейн Мукаса и Обадия Бадсаджикитало стали называть себя православными и проповедовать свою веру соплеменникам. Баганда сотнями присоединялись к их движению. В это же время независимо друг от друга африканские православные общины возникли в таких владениях Англии, как Кения, Южная Африка, Гана и Нигерия. Во французской Западной Африке несколько католических приходов присоединилось к группе франузских католиков, которые вместе с русскими эмигрантами пытались создать Французскую православную церковь западного обряда. Все независимые африканские общины не имели православного канонического устройства. Они искал православную церковь, чтобы присоединиться к ней. В середине 1930-х годов Мукаса, Басаджикитало и их единомышленники в Кении вступили в переписку с Александрийским патриархатом. В 1946 году они были присоединены к церкви Александрийским патриархом Христофором II. В 70-80-х годах были приняты независимые общины Ганы и Нигерии. На рубеже третьего тысячелетия то же произошло в Южной Африке. Для лучшего руководства православными общинами в Восточной Африке в 1958 году была учреждена Иринопольская митрополия с центром в столице Танзании Дар-Эс-Саламе, что значит «Город Мира», или, по-гречески, Иринополис. Сейчас резиденция Иринопольского митрополита находится в столице Кении - Найроби. В 1972 году состоялась первая в истории архиерейская хиротония трех африканцев. Среди этих троих был просветитель Уганды Спартас Ребейн Мукаса, нареченный епископом Христофором Нилополийским. Он умер в 1982 году. Крупнейшими христианскими конфессиями Африки по-прежнему остаются католичество и протестантизм. Самые многочисленные афроправославные церкви насчитывают только 1% от населения своих стран (Кения - 300 000, Уганда - 200 000). При этом рост численности православных не сопоставим с ростом иных конфессий. К моменту вступления в Александрийскую церковь в Уганде было 10 000 сторонников Мукасы, за полвека их число увеличилось в 20 раз! Для подготовки африканского духовенства в 1982 году в Найроби открылась духовная семинария. Ее основателем был великий благодетель православных кенийцев кипрский архиепископ Макарий III, бывший одновременно президентом Кипра. За время своего существования семинария выпустила более 200 студентов, которые трудятся не только в Кении, но и по всей Африке. (Использовался материал с сайта: http://africana.ru/relig/hrist/shishkin/0301.htm) КИФА №1(39) январь 2006 года |