gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Новости arrow Что есть истина? Законопроект о защите чувств верующих принят в первом чтении
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
10.04.2013 г.

Что есть истина?

Законопроект о защите чувств верующих принят в первом чтении

Фаликов
Религиовед Борис Фаликов
Российская Дума одобрила закон, по которому за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь полагается тюремный срок. Были ли аналогии подобных законодательных инициатив в истории и каким образом защищают свои чувства верующие в других странах? За разъяснением ИА «КИФА» обратилось к религиоведу, доценту Центра сравнительного изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Борису ФАЛИКОВУ.

Защита чувств верующих сугубо современное понятие. Раньше существовали законы по борьбе с кощунством и святотатством, они сохранились в некоторых западных странах и по сей день, но применять их стало сложно. Причины две секуляризация и усиление религиозного плюрализма. Как можно наказывать за кощунство в обществе, где свобода совести, а стало быть, и право не верить записаны в конституции? То, что свято для одного, совершенно не свято для другого, исчезают объективные критерии. Но независимо от того, веришь ты или не веришь, обижать другого человека, задевая его веру нехорошо. Как и вообще оскорблять нехорошо. При этом в западном обществе прекрасно отдают себе отчёт, что чувства, в том числе и религиозные, вещь субъективная, и юридические меры по защите верующих от оскорблений пытаются уравновесить защитой свободы слова. Найти компромисс очень сложно. Для одних критиковать религию, даже очень резко это пользоваться своим правом на свободу слова, а другие воспринимают это как оскорбление. Вот юристы и бьются над формулировками, позволяющими учитывать интересы обеих сторон.

А с религиозным плюрализмом вот что происходит. Люди с совершенно разными верованиями сегодня всё чаще живут в одном обществе. То что звучит кощунственно, скажем, для мусульман, совершенно так не звучит для христиан. Когда британские мусульмане потребовали применить к Салману Рушди старый закон о кощунстве, выяснилось, что это невозможно, поскольку в нём упоминается лишь христианский Бог и ни о каком Аллахе речи не идёт. Этот прецедент способствовал пониманию, что старые законы против кощунства безнадёжно устарели.

То, что происходит сейчас в России, разительно отличается от западной практики. Наши законодатели нисколько не помышляют о том, чтобы уравновесить защиту чувств верующих защитой свободы слова. Поэтому законопроект носит односторонний характер. Если он будет принят, то послужит поляризации общества по религиозному признаку и дискриминации тех, кто не считает себя верующими. Кроме того, он может использоваться как инструмент для подавления инакомыслия совершенно необязательно в религиозной сфере. И наконец, его будет очень сложно применять. Чувства вещь субъективная, а формулировки в законопроекте совершенно топорные.

Что касается конкретных мер по защите от вандализма в отношении храмов и от нападений на священнослужителей, то у меня об этом достаточно общие представления. Мне кажется, что религиозная сфера в западных странах в данном случае не выделяется в отдельную рубрику. То есть вандализм всегда вандализм, религиозный он или нет. За него и наказывают. А нападение на священника мало чем отличается от нападения на обычного человека.

Уже сейчас закон о защите чувств вызвал горячее обсуждение в интернете. Как доказать, что чувства оскорблены? Как будет разбираться дело, например, между православными и католиками или между мусульманами и иудеями? Ведь иногда положения одной религии противоречат положениям другой. На странице главного редактора «Русского журнала» Александра МОРОЗОВА в Facebook появляются такие комментарии:

В Библии есть противоречия... они тоже противозаконны? А какую версию Библии, Нового завета закон ставит как Икону?

Бог всегда был на стороне гонимых. Вот и гадай, с кем Он теперь.

Чувства нельзя оскорблять. Разум можно.

Защищать нужно права, а чувство необходимо воспитывать!

Я верю в любовь. Сядем усе... )

ДЛЯ СПРАВКИ: Законопроект о защите чувств верующих был внесен в Госдуму в сентябре 2012 года. После рассмотрения документа правительством, Верховным судом и Советом по правам человека из документа решили убрать понятие «религии, составляющей неотъемлемую часть исторического наследия», чтобы распространить действие закона на представителей всех религиозных организаций. Согласно новой статье 243.1, которой предположительно будет дополнена 25-я статья Уголовного кодекса, полагается:

За оскорбление церемоний, религиозных обрядов, а также убеждений и чувств граждан штраф до 300 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 200 часов или лишение свободы на срок до 3 лет.

За осквернение или повреждение объектов религиозного почитания (в том числе мест паломничества) и предметов, предназначенных для совершения религиозных обрядов, штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до пяти лет.

Елена КУДРЯВЦЕВА

Информационное агентство "КИФА"

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!