gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
15.04.2011 г.

Протоиерей Геннадий Фаст: «Мы вновь потянулись к вере, к небу»

С 30 ноября 2010 года настоятелем Градо-Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены назначен протоиерей Геннадий ФАСТ. Сегодня мы предлагаем интервью с ним.

- Отец Геннадий, у Вас большой опыт служения настоятелем прихода, хотелось бы узнать, как этот опыт применяется в жизни церковной общины Градо-Абаканского храма?

- Подлинное церковное возрождение невозможно без возрождения евхаристического. А оно, в свою очередь, предполагает активное и полное участие всех прихожан в литургии - не только в причащении, но и в самой евхаристической молитве. Люди приходят в храм помолиться, независимо от того, идет служба или нет. Священник служит, а люди только присутствуют. Верующие должны быть включены в литургическую жизнь Церкви, быть ее активными участниками, должны внимать каждому ее слову, сами участвовать в пении, чтении, произносить «аминь» молитве священника, ум и сердце всех их должны быть заняты только ее словами, и никакими другими. Предстоятель молится не от себя, но от лица всех членов Церкви.

Поэтому очень важным моментом я считаю подготовку людей к таинству крещения. Так получается, что люди принимают крещение, иногда даже не понимая, зачем им это надо, покрестились и все, ходят в храм по большим праздникам и считают, что этого достаточно. Лишь небольшая часть верующих регулярно посещают храмы и принимает таинства. Вот чтобы люди узнали свою веру, стали по-настоящему людьми Церкви - с этой целью, с благословения владыки Ионафана, мы проводим катехизаторскую работу. С желающими креститься (оглашаемыми) проводим огласительные беседы. Священник-катехизатор беседует с каждым оглашаемым и старается, чтобы каждый оглашаемый сам, с его помощью пришел к правильному пониманию вероучительных истин, познакомился с православной верой и церковной жизнью. Все это впоследствии будет способствовать вовлечению окрещаемого в приходскую жизнь. Воцерковление человека во многом зависит от того, что он увидит в храме: почувствует ли, что "теория" христианской жизни в этом приходе не расходится с "практикой". Вопрос в том, куда мы приведем новообращенного? Если в храме благоговейно совершается богослужение, есть дружная община, сплоченная вокруг Божественной литургии и таинств, объединенная совместными делами, в том числе делами милосердия и благотворительности, то есть если человек сможет увидеть церковную жизнь во всей ее полноте, он с гораздо большей долей вероятности останется в этом храме. Если нет - его ничто не задержит в Церкви, даже если он прослушал цикл прекрасных лекций.

Большое значение я придаю проповеди. Проповеди в храме и проповеди вне храма. Считаю очень важным общение со студентами. Молодые люди, получающие высшее образование, должны быть не только образованными, но и иметь внутреннюю духовность. Важно ведь не только то, насколько он профессионал, но и очень важно его состояние души. Человек с высшим образованием не может быть невежественным в вопросах духовных. И уже началось преподавание предмета «Библеистика» в Хакасском госуниверситете.

Так-же у нас проводятся беседы по Священному Писанию. По вторникам - «Евангельские встречи», которые ведет отец Александр Ильин. Вечером в воскресенье мы читаем и изучаем «Апокалипсис» Иоанна Богослова, последнюю книгу Священного писания. Изучение Библии как бы превращает приход в духовное училище. В Евангелии последователи Иисуса Христа называются не прихожанами, и даже не христианами, а называются учениками. Тот, за кем они пошли, - это Учитель. Поэтому мы хотим, чтобы приход превращался в духовное училище. Те, кто приходят в храм - ученики. Современные прихожане, конечно, меньше всего походят на учеников. Не собирался прихожанин, приходя в храм, чему-то учиться, и никто его учить, конечно, не собирается. Это дело добровольное. Наши беседы посещает много прихожан, которые читают Библию, задают вопросы. Беседы проходят в свободной форме. Каждый может высказать свое мнение и задать вопрос священнику.

Многие люди сейчас чувствуют одиночество. Люди очень разобщены. Кстати, весьма состоятельный человек, имея все необходимое для жизни, в сущности, очень одинок. Не говоря уже о неимущих, остающихся один на один со своими бедами и заботами. Нет идеи, которая бы объединяла людей. А Церковь - это собрание. Слова Христа «Создам церковь» равнозначны словам «Соберу вас вместе», ведь на еврейском и греческом языках слово «церковь» означает «собрание». Церковь является соединением собранного на богослужение прихода. И это то, что объединяет людей. И эту духовную общность люди хорошо чувствуют.

- Многие имеют потребность задать вопросы священнику, например, при подготовке к исповеди, это возможно в нашем храме?

- Да, в Преображенском соборе всегда есть дежурный священник, и каждый имеет возможность спросить или исповедаться при необходимости. В нашем храме тоже есть день пастырского приема - это четверг, после 15 часов. Желающие могут прийти, и не спеша задать вопросы священнику на любые темы, которые их волнуют.

- Хотелось бы услышать ваше мнение о состоянии нравственности в современном обществе.

- Нравственность низко упала в странах, где ранее было христианство. Христианство мы утратили, уничтожили. Если в Европе это произошло достаточно цивилизованно, то в нашей стране - цинично и жестоко. Но последствия этого за границей нисколько не лучше, а по ряду позиций и хуже. Отлучение от христианских идеалов неизбежно сказалось на состоянии нравственности в обществе. Нравственный релятивизм, вседозволенность, когда свобода человека ограничивается только там, где начинается свобода другого - нельзя только обворовать другого человека или убить, а все остальное можно - такой принцип приводит к крайнему нравственному разложению. Налицо разрушительный процесс и полное отсутствие чего-то созидательного. Отсутствует нравственный идеал. К счастью, в России, несмотря на то что народ столько лет отучали от веры, сохранилась вера в Бога. И народ в России нравственно выше и чище, особенно это заметно в глубинке. И здесь, в Сибири, наверное, народ осознает, что единственный вечный нравственный идеал - это Бог. И вера в Бога здесь тоже как бы ближе к совести, незамутненная, и нам надо это не утратить, надо возвысить.

И говорить, что сейчас молодежь не нравственная, тоже нельзя. Молодежь имеет здравый смысл и совесть. Однако приоритеты последних двадцати лет - деньги, комфорт, успех, - насаждаемые со всех сторон, крайне дезориентируют нравственно. Кстати, отсутствие нравственности в конечном счете лишает человека и денег, и комфорта, и успеха. Необходимо вернуть духовный и нравственный приоритет в жизни, который действительно может дать человеку то, что ему так вожделенно в молодости.

- В головах многих людей смутные представления о сути нашей веры, смешанные с разного рода суевериями, нелепостями, а то и с языческими традициями. Возможно ли с этим бороться, или это бесполезно?

- Можно и нужно. Сейчас в школах вводится предмет «Основы православной культуры», и скоро, я надеюсь, мы переболеем этим половинчатым предметом и перейдем к нормальному предмету «Основы православия». Православие исповедуется большинством населения России. Там, где исповедуются другие религии, там есть возможность в школе выбирать изучение основ своей религии. Хакасия тоже - земля христианская. Языческая религия - это некоторый этап, через который, за исключением еврейского, прошли все народы планеты. У любого народа вначале было единобожие, которое потом утрачивалось и превращалось в многобожие. Язычество, которое существовало много веков, было очередным этапом исторического развития народа. И оно изжило себя, это понимали и царь Константин в Римской империи, и князь Владимир, который крестил Русь. Поэтому принятие христианства - это духовный и культурный прорыв. Конечно, элементы язычества и сейчас имеют место в нашей жизни, например бабки, которые лечат, гадают и многое другое. Но это постепенно пройдет. Богослужебное возрождение язычества, с жертвоприношениями например, оно уже нереально. Это пережитки прошлого.

Хакасия - это редкий случай, когда тюркский народ принял христианство. Это очень интересно и дало прекрасный результат. И это, мне кажется, очень роднит хакасский народ и русский. Христианство хакасов не лукавое, непосредственное, чистое. Что же касается углубления веры и возрождения ее, то в этом сейчас нуждаемся мы все - и русские, и хакасы, и все другие.

- Как вы относитесь к публикациям предложений церкви государству в части материнства и детства, в которых предлагается уменьшить число абортов путем исключения их из системы медицинского страхования, а также предложения ввести «государственный дресс-код»? Помогут ли такие инициативы исправить общественную нравственность?

- Я думаю, что эти рекомендации, которые исходят от лица церкви - кстати, об этом же говорил Святейший Патриарх Кирилл на Рождественских чтениях в январе, - имеют право быть, и они оправданны. Я думаю, что действия, которые отрицательно оцениваются большой частью населения, и тем более церковью, которая считает эти действия греховными, должны быть исключены из нашей жизни. Я - налогоплательщик, и решительно против того, чтобы из этих средств шло оплачивание детоубийства в виде абортов. Другие нравственные требования, конечно, приказом не введешь. Приказом можно запретить воровать или убивать. А здесь речь идет об областях более тонких, нравственных. Но вот исключить это из сферы оправдываемого и поощряемого государством деяния можно. Как, например, борьба с курением. Создать отрицательное мнение общества о курении - это уже очень важный момент. Если бы еще к этому подключилось государство. Так, получается, что наше государство сняло с себя обязанности духовно-нравственные, полностью расписалось в своем бессилии духовном.

Общество распущенное, общество, в котором возможно и дозволено все, - это общество нежизнеспособно и обречено.

Отрадно, что Россия - единственная страна, где массово разрушались храмы, - сейчас единственная страна, строящая храмы. Мы вновь потянулись к вере, к небу. Мы обращаемся к Богу и верим, что Бог будет с нами.

- Отец Геннадий, я думаю, многие читатели, которые не имеют возможности посещать богослужения и не могут поговорить с вами лично, но хотели бы больше узнать о православной вере, захотят задать вам вопросы через газету.

- Да, я с удовольствием отвечу.

Задайте ваш вопрос Геннадию Фасту по телефону редакции 22-51-68, 22-40-38. Ответы на вопросы мы опубликуем в одном из номеров газеты.
Любовь Краснова

www.abakan-gazeta.ru

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!