gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
06.10.2009 г.

«Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою»

Прошло двадцать лет священнического служения духовного попечителя Преображенского содружества свящ. Георгия Кочеткова

после рукоположения
Свящ. Георгий Кочетков рядом с Успенским храмом Новодевичьего монастыря после рукоположения
В 1967 году десятиклассник Юра Кочетков увидел в руках у одного из своих одноклассников Библию (случай по тем временам, когда Писание невозможно было купить даже в храме, исключительный; родственники мальчика привезли книгу из поездки в США) и попросил: дай почитать. В открытом наугад Евангелии мальчику сразу бросились в глаза глубоко задевшие его строчки: «Жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, дабы выслал делателей на жатву Свою».

Так начался путь, приведший через много лет, 24 сентября 1989 года, к началу пастырского служения.

Н.А. Струве: Деятельность, которую вел и ведет о. Георгий Кочетков, войдет в историю Русской церкви в наши дни,

потому что он прошел через такие испытания и эти испытания выдержал как мало кто смог - не поддавшись на «уходы» куда-нибудь (а я знаю, что даже очень умные люди ему советовали уйти под другое начало). Думаю, что сейчас он пожинает плоды своего многотерпения. Как говорил Бернанос, «пострадать за церковь - это еще пустяки, а вот пострадать от церкви - это что-то значит». Но это нелегко. Это настоящий подвиг, который нас вдохновляет и будет вдохновлять. О. Георгий Кочетков сумел пострадать от церкви, не озлобившись, не отойдя от нее. И сейчас нажим противников уже поослаб, что позволяет еще и еще плодотворнее работать.

Архим. Августин (Никитин): Уже в академии он видимо руководствовался словами апостола, который сказал: «Горе мне, если я не благовествую»

- Миссия и катехизация - главное дело в жизни о. Георгия Кочеткова. Как это проявлялось, когда он учился в Духовной Академии?

- Георгий Кочетков выделялся на фоне однокурсников своей эрудицией, блестящими работами и «полемическим» стилем: вопросы, дискуссии. Знаете, есть такие типы характеров - интроверты, замкнутые на себя, и экстраверты. Так вот, он был экстравертом, который обращен к окружающим, и это удачно сочеталось с миссионерством. Уже тогда он видимо руководствовался словами апостола, который сказал: «Горе мне, если я не благовествую». Как мы уже потом, через много лет, узнали, на 3 курсе академии он опубликовал под псевдонимом в «Вестнике русского христианского движения» статью, где речь шла о катехизации и миссии. Это были времена, когда почти не сажали, но все-таки были гонения и притеснения. Я упоминал в своей книге «Церковь плененная», что о. Георгий Кочетков хотел участвовать с местными молодыми баптистами в прениях, как раньше говорили, «чья вера лучше». И поскольку все было «под колпаком», ему это аукнулось, и он был вынужден покинуть академию - он и еще два его сокурсника. Там должен был быть еще четвертый, который просто опоздал на эту встречу, поэтому не был схвачен. Это был не кто иной, как будущий игумен Вениамин (Новик), который благодаря этой случайности избежал репрессий, которые не минули его впоследствии.

- Как Вы думаете, что из того, что делается о. Георгием Кочетковым на сегодняшний день, наиболее значимо для церкви и общества?

После литургии
Свящ. Георгий Кочетков после литургии вместе с братчиками
- Я думаю, что его приходская деятельность, когда он еще служил в храме Успения в Печатниках, отличалась тем, что вокруг его прихода собиралась техническая интеллигенция, те, кто трудно воцерковляется, - у них рациональный тип мышления, их отталкивало от других приходов незнание церковнославянского языка, неприятие обрядоверия. И вот тут, приходя в храм, они слушали доступное живое слово, служба шла на русском языке. Неслучайно вокруг храма о. Георгия Кочеткова сложилась община, в которой очень много людей «технического» склада ума. И если бы эта деятельность не была остановлена - мы знаем, по каким обстоятельствам, - то она получила бы дальнейшее развитие. Ведь могло бы быть так, что, скажем, в одном приходе служат на церковнославянском, в другом приходе, скажем, у о. Георгия, служат на русском.

Но, тем не менее, община осталась, «верный остаток» исчисляется сотнями человек, тысячами человек. По слову преп. Серафима Саровского: «Стяжи Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

- Какими Вы видите дальнейшие перспективы служения о. Георгия Кочеткова?

- Я думаю, нужно посмотреть на те годы, которые были для о. Георгия Кочеткова и его общины тяжелыми. Когда начались гонения (не побоюсь этого слова), среди гонителей были влиятельные церковные деятели, но я думаю, большую роль сыграло то, что в то тяжелое время община выстояла, то, что и Никита Алексеевич Струве морально поддержал общину. Вот, скажем, Александр Исаевич Солженицын свою главную книгу «Архипелаг ГУЛАГ» опубликовал сначала в «YMCA-PRESS», и так он стал известен всему миру. А если бы не это, то и Солженицын был бы на уровне какого-нибудь нашего обычного писателя-диссидента, не более того. Конечно, нельзя эти масштабы сравнивать, но тем не менее Никита Алексеевич сыграл большую роль в жизни о. Георгия. И когда, не без его помощи, проводились блестящие богословские конференции, когда о. Георгий Кочетков уже занял определенные позиции, завоевал авторитет, то те гонители, которые его обкладывали, как говорится, «как волка красными флажками», поняли, что их имена останутся в истории не со знаком плюс. И тогда начали засылать своих «ходатаев» с такими фразами: «Хватит нам уже ссориться, пора делать общее дело». (Это он, получается, с ними ссорится!) Так что история все расставляет на свои места. Что же касается этих тяжелых лет, которые о. Георгий Кочетков должен был пережить, приходит на память некая параллель с биографией Иосифа Бродского: когда его отправляли в ссылку, Анна Ахматова сказала его друзьям: «Нашему рыжему они делают биографию». Вот так же эти гонители «сделали биографию» о. Георгию.

- Может быть, Вы хотели бы ему что-то пожелать?

- Главное - не терять «миссионерского задора» (в хорошем смысле слова). В советское время была такая загадка: «Почему говорят «пионерский слет», но «партийный съезд»? А потому что молодым еще крылья не пообрывали». Так вот, я желаю о. Георгию, чтобы «крылья» у него сохранялись до преклонного возраста.

Прот. Павел Адельгейм: О. Георгий Кочетков привлекает к диалогу всех, кому это интересно

Для Церкви наиболее значима евхаристическая община - местная церковь, которая являет в себе Тело Христово и связывает воедино своих чад Духом и Таинствами. Об этом говорит Господь Иисус Христос в беседе с апостолом Петром: «Симоне Ионин, любишь ли Меня больше, чем другие? Паси овцы Моя». Это первая заповедь Христа пастырю.

Вторая заповедь: «Шедшее в мир весь, проповедуйте Евангелие всей твари». Обе заповеди о. Георгий Кочетков выполняет с успехом. Для общества оба служения имеют безусловное значение: это соль, предохраняющая его от гнили. Это дрожжи, заквашивающие тесто, «пока вскиснет всё». Когда христианские нравственные принципы исповедуются не из ханжеской необходимости спрятать свои похоти и злые дела за образы святых подвижников, а с искренней верой в их достоинство и значение, общество оценивает их красоту и власть над сердцем. Они открывают путь к преображению общества. «Вы - свет миру, вы - соль земли», - сказал Христос Своим ученикам, убеждая нести в мир свет Евангелия и закваску добрых дел. Важнейшая социальная задача Церкви - быть для общества нравственным ориентиром, духовным авторитетом.

Учиться у о. Георгия Кочетков можно мудрости, с которой ему приходится двадцать лет вести свой церковный корабль между Сциллой и Харибдой. Можно учиться верности избранному пути и терпению, несмотря на иногда непреодолимые трудности. О. Георгий привлекает к диалогу всех, кому это интересно. На его форумах православные и инославные высказывают мнение по догматическим, религиозным и социальным вопросам.

Участники многочисленных встреч высказывают разные позиции. Каждого выслушивают со вниманием. Это и есть соборная жизнь церкви, наполненная уважением к личности, её мнению и праву, независимо от социального или иерархического положения. В ней очевидно внимание к Человеку, слышен дух Христов, чуждый насилия и отзывающийся на зов человеческой души.

Открытость служения заповедал апостол Павел: «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести. Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1Кор 9:19-23). Трудно быть столько лет маяком и стоять в качестве образца жизни и веры для паствы по завету: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим 4:12). Трудно быть светильником, поставленным на подсвечнике, чтобы светить всем, кто в доме. Трудно быть солью земли. Но... «не может город укрыться, стоя на вершине горы» (Мф 5:13-15).

Подвиг стояния и апостольского благовестия добрых пастырей подготовил рассвет христианского просвещения. В день 20-летнего юбилея желаю о. Георгию Кочеткову благодатной помощи в пастырском подвиге. Помолимся, чтобы Христос Спаситель даровал ему здоровье и силы провести свою общину сквозь недоумения и сомнения нашего смутного времени, чтобы ещё долго светился свет его доброго служения во славу Отца небесного (Мф.5,16).

А.Н Архангельский: он исповедует веру не как набор правил, а как личное дело жизни

Я очень хорошо помню, как я в первый раз увидел о. Георгия Кочеткова. Это было в 1990 или 91 году на конференции в Киеве, тогда еще не отделившемся, но уже готовом внутренне к отделению. Приехал он туда вместе с А.М. Копировским, и я знать не знал, кто такой о. Георгий - батюшка и батюшка, один из всех.

Но с первого слова, которое он произнес, - а говорили мы, кажется, о русской философии, во всяком случае, такая тема тоже поднималась, - стало ясно, что говорит не просто человек знающий, понимающий, но пропустивший все это через себя как личную проблему. Наверное, эта черта и осталась главной чертой о. Георгия: он исповедует веру не как набор правил, а как личное дело жизни. И это ощущение - что вера есть личное дело твоей жизни и тем самым общее дело спасения всех - передается каждому, кто о. Георгия Кочеткова видит, кто с ним общается и кто присутствует при его служении. Я желаю ему многая лета, и будем за него молиться.

Жорж Нива: его энергия нужна обществу и церкви

Хотелось бы пожелать отцу Георгию Кочеткову продолжения его неимоверной энергии религиозной, интеллектуальной, личной, которая столь полезна тем, кто его слушает, кто идет за ним и даже тем, кто не особенно его слушает. Эта энергия нужна обществу и церкви. Так что - долгого, богатого продолжения этого служения. И спасибо ему за это.

На патриаршей службе
На патриаршей службе в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря 10 августа 2009 г. Крайний слева - проф.-свящ. Георгий Кочетков

КИФА №12(102) сентябрь 2009 года


Интервью и проповеди о. Георгия Кочеткова:  

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!