gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Проблемы миссии arrow Как открыть им красоту Православия? Доклад Н. Адаменко на миссионерской секции Рождественских чтений 2009 г.
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
06.03.2009 г.

Как открыть им красоту Православия?

Тезисы доклада Натальи Адаменко «Опыт апологетики и миссии на Интернет-форуме «Открытый диалог о свидетелях Иеговы»». Доклад был прочитан на миссионерской секции Рождественских чтений 2009 г.

ImageМало кто в наше время не слышал о свидетелях Иеговы. Последователи этого религиозного движения весьма активны в проповеди своего специфического учения по всему миру. Например, распространяемый ими ежемесячный журнал «Сторожевая башня» издается на 169 языках тиражом более 37 млн. шт.1 , журнал «Пробудитесь» - на 81 языке тиражом более 36.5 млн. шт.2, а также на аудиокассетах, на CD; с их сайта можно скачать аудиозаписи статей в формате mp3. Свое религиозное движение они называют «Организация Иеговы» и не используют по отношению к себе слово «церковь», которое считают неправильным. Официальное название этой организации - «Библейское и Трактатное Общество Сторожевой Башни Нью-Йорка», главный центр находится в районе Бруклин, г. Нью-Йорк, США. «Свидетели Иеговы не признают ни одну христианскую конфессию достоверной, будь то традиционно-исторические или протестантские. В их понятии все церкви, кроме организации свидетелей Иеговы, - это Вавилон, а их вероучения - заблуждение. По этой причине Общество Сторожевой Башни всегда рассматривало и рассматривает служителей христианских церквей как лжеучителей и основных противников Бога»3 . Их представления о Боге догматически ближе всего к динамистическому монархианству (или к арианству), они не веруют в Боговоплощение и Троицу, отвергают практически всю христианскую традицию и практику, произвольно толкуют Священное Писание для подтверждения своих учений. Общество Сторожевой Башни (ОСБ) и его последователи ведут активную проповедь своих учений и представляют собой серьёзный вызов для христиан нашего времени.

Более 3-х лет я участвую в Интернет-форуме «Открытый диалог о свидетелях Иеговы» (jwforum.ru). Этот форум был основан в 2005 году группой бывших Свидетелей Иеговы (СИ) для общения и поддержки друг друга после выхода из «Общества Сторожевой Башни», когда бывшие СИ «лишены общения» с членами ОСБ (действующим СИ запрещено общаться с бывшими СИ, даже родственниками и друзьями), а также для популяризации книг Реймонда Френца (бывшего члена Руководящего Совета ОСБ) и для разоблачения ложных учений Общества. За первые полгода работы на форуме зарегистрировалось около 150 участников, сейчас их более 1100, и число участников продолжает расти. Причем многие действующие СИ не регистрируются, а просто долго (месяцами) читают форум, т.к. опасаются, что их могут «вычислить» на форуме старейшины в собрании или надзиратели и «лишить общения». Так что на самом деле «читателей» на форуме гораздо больше (минимум раза в 2), чем «писателей». Большинство участников (примерно 3/4) - бывшие СИ, есть небольшая часть действующих СИ, которые или защищают учения ОСБ, или уже сомневаются в них, но пока из Организации не выходят. Также есть христиане разных конфессий (в основном православные и различные протестанты), внеконфессионалы (ищущие люди, прошедшие «сквозь» несколько деноминаций), члены разных религиозных организаций (адвентисты-унитарии, христодельфиане, альтернативные СИ, мессианские евреи), есть мусульмане и иудаисты, атеисты и агностики.

Форум с самого начала был открытый, т.е. на нем мог зарегистрироваться любой, но в основном это были именно бывшие и действующие СИ. В начале работы форума дискуссии разворачивались только между бывшими и действующими СИ и касались конкретных учений ОСБ, Св. Писания и жизни в Организации. По мере роста числа участников и участия на форуме христиан разных конфессий (и не только христиан), дискуссии стали принимать более общий характер и касаться всех сторон жизни. Большинство форумчан довольно долго были в Организации, некоторые по 10-15 лет, хорошо знают Писание, но их не удовлетворяет примитивное и предвзятое толкование его в ОСБ, и они сами активно ищут ответы на свои вопросы. Бывшие СИ ищут истину, и часто ищут «истинную Церковь». Некоторые из них самостоятельно читают святых отцов (особенно ранних), книги по православной догматике, литургике, по истории церкви, пытаясь либо лучше понять православных, либо найти больше «ошибок» и «нестыковок» для полемики. Читают разные переводы Св. Писания и книги по библеистике, самостоятельно учат древние языки, обсуждают соответствующие вопросы. Примерно два года назад на форуме был открыт специальный раздел «Межконфессиональный диалог», где обсуждаются уже церковные и внутрицерковные вопросы, учения разных конфессий и религий, события из религиозной жизни. Более года назад был открыт специальный подфорум «Православие», что связано с повысившимся интересом бывших СИ к православной традиции. Появилось много тем, так или иначе связанных с Православной Церковью и кафолической традицией. В основном интерес бывших свидетелей к Православной Церкви окрашен критически, касается различных распространенных суеверий и искажений церковной жизни (национализма, фундаментализма, клерикализма), различных скандалов и «разоблачений», а не самой сути христианства. Поэтому подавляющую часть времени общения на форуме приходится уделять апологетике различных сторон учения и жизни Церкви. Приходится показывать, как в Церкви происходило и происходит преодоление различных проблем и искажений, приводить положительные примеры из современной церковной жизни.

Выход из ОСБ у бывших свидетелей часто связан с кризисом веры, с переоценкой всех учений ОСБ, а также с преодолением сильного психологического давления, которому подвергаются члены этой религиозной организации. Когда свидетель находится внутри Организации - жизнь его выстраивается в определенном порядке: он постоянно читает литературу ОСБ, посещает особое занятие по изучению книг и дважды в неделю бывает в «Зале Царства». Кроме того, участвует в летнем многодневном конгрессе и в нескольких более мелких на протяжении года. Многие из них посещают «теократическую школу», в которой их учат проповедовать и отстаивать точку зрения Общества при помощи литературы. И, конечно же, - проповедь по домам. Чем больше участия в проповеди, тем лучше: спасение по учению ОСБ невозможно без проповеди. Жизнь свидетеля постоянно наполнена какими-то важными делами, и просто некогда остановиться и задуматься. Были случаи, когда люди уходили из ОСБ после того, как месяц или два проводили в больнице, в некоторой изоляции - и там у них появлялось время спокойно поразмышлять, осмыслить свою жизнь, отдохнуть, и тогда они принимали решение покинуть Организацию. Постоянное изучение и заучивание литературы ОСБ отучает свидетелей думать самостоятельно и ответственно принимать решения. Но после выхода из «Организации» вместе с появлением свободного времени появляется чувство «пустоты» и разочарования, и часто - депрессия, чувство вины. По наблюдениям психологов, занимающихся помощью бывшим свидетелям, «Свидетели Иеговы отличаются от прочих религий по ряду основополагающих моментов, и их психика также имеет фундаментальное отличие от психики всех остальных верующих»4 . И если человек покидает «Организацию», то «он уже больше не Свидетель Иеговы, и это значит, что он больше не проповедует, не ходит на собрания, конгрессы и т.п. Он больше не член общины. Отныне он не способен видеть в литературе Сторожевой Башни тот смысл, который вложили в нее Бог и организация. Следовательно, этот человек уже не христианин (так он сам это воспринимает!) А это, в свою очередь, означает, что наш герой не может придерживаться убеждений, которые бы не противоречили политике Сторожевой Башни. «Отпав» от организации, он стал неверным и безнравственным человеком, лишенным всякого понятия о Боге и о собственном достоинстве, ибо Свидетели Иеговы верят, что человек может иметь достоинство, только будучи внутри Общества»5 . Веруют они также в то, что Бог присутствует только в «Организации», а все остальные люди и весь мир - под властью сатаны. Через литературу и речи старейшин СИ внушается, что все т.н. «отступники» - люди безнравственные, погрязшие в пороках, пьяницы, наркоманы, извращенцы, лжецы, что они распространяют лжеучения и разврат. И поэтому под страхом «лишения общения» (изгнания) действующим СИ запрещено общаться с «отступниками», ну и отношение к бывшим СИ в Организации культивируется соответствующее. И поэтому в общении с бывшими СИ очень важно показать, что можно жить нормальной, здоровой, нравственной и даже христианской жизнью, не являясь при этом членом Общества Сторожевой Башни. То есть он должен увидеть, понять и почувствовать, что его жизнь имеет ценность просто потому, что он - человек, а вовсе не потому, что он состоит в какой-то Организации. И что жизнь не кончается с выходом из Организации, а начинается, и что есть (и всегда были) и другие христиане в мире, которые тоже хотят жить вместе по Евангелию, что есть Церковь в мире, и Бог действует через неё. И в этом общении на форуме и при личных встречах друг с другом у бывших СИ постепенно восстанавливается сознание собственной ценности, проходит чувство вины, появляется интерес к жизни, к другим людям. «Постепенно в нем появляется уважение к себе, затем - уважение к другим и уверенность в себе и, наконец, способность независимо мыслить»6 .     

Были случаи, когда после общения на форуме, если во время апологетики удавалось преодолеть предрассудки и ложные представления о христианстве и православии, бывшие свидетели «открывали» для себя Православие, его глубину, его тайну. Начинали читать что-то с православных сайтов, вывешивать статьи оттуда, обсуждать их. Или «открывали» для себя святых отцов, или молитву, или красоту богослужения. Или говорили, что до этих «споров о вере» они к православию относились крайне отрицательно, а потом стали сомневаться, а потом их отношение изменилось. Некоторые начинали в молитве обращаться прямо к Иисусу Христу (что СИ никогда не делают) или обретали веру в Бога-Троицу. В личной переписке бывшие СИ, интересующиеся православием, часто просят конкретной помощи, например, посоветовать: какие книги почитать для более глубокого знакомства с православной верой и жизнью, в какой храм в их городе лучше пойти, с каким священником пообщаться, где проходит катехизация или просветительские встречи и проч.

К сожалению, за три года на форуме так и не удалось создать постоянной «команды» православных участников из разных городов, что помогло бы действовать более согласованно. Это связано с общей проблемой разобщенности православных миссионеров7, а также со специфическими трудностями общего и церковного характера. И в заключение своего доклада я постараюсь обозначить эти трудности, мешающие и апологетике, и миссии, и воцерковлению бывших Свидетелей Иеговы, всерьёз заинтересовавшихся православием. Итак, трудности общего характера:

- Противостояние «библейским учениям» ОСБ требует хорошего знания православной традиции. Нужно хорошо знать Священное Писание и смежные дисциплины, православное Предание и истоки наблюдаемых в нашей Церкви нестроений, а также знать «библейские учения», практику и историю ОСБ (причем в тонкостях). К сожалению, у большинства православных участников форума таких знаний не хватает.

- Различные догматические и экклезиологические искажения, которые есть у СИ, нужно уметь не просто опровергать (при хорошем знании основ христианства это нетрудно), но уметь передавать им то истинное учение, что есть в Православной Церкви по милости Божьей. Причем давать на понятном для них, т.е. на современном простом языке - а это очень трудно сделать, потому что такого богословского языка (с учетом ОСБ-специфики) попросту нет, его ещё нужно вырабатывать.

- У СИ почти полностью отсутствует мистериальный план духовной жизни, область таинств закрыта для них, и свидетельствовать им о благодатной церковной жизни в таинствах чрезвычайно трудно - этому мешает их восприятие Церкви как очередной «религиозной организации», а также специфические учения ОСБ, например, о «2-х классах» христиан, о невозможности личной Пятидесятницы, другие догматические искажения и др. Иногда приходится формально нарушать принципы миссии и катехизации в общении с бывшими и действующими СИ. Например, принцип последовательности. Если в нормальном случае во время катехизации мы говорим о догматах и таинствах ближе к её окончанию, то здесь часто приходится начинать с догмата о Пресвятой Троице, и это - дополнительная трудность.

- Кроме всего, нужно уметь противостоять антиправославной контрмиссии представителей других конфессий (католики, протестанты) и других религий (иудаизм, ислам). Причем делать это с любовью и терпимостью, а это непросто в такой сложной и агрессивной обстановке, не «выпадая» и самим в контрмиссию, прозелитизм и проч. Это значит, что нужно свидетельствовать инославным христианам о том, что наша Церковь жива, что именно в Православии нам открывается путь через Крест и Воскресение Христовы к полноте христианской жизни, а иноверным - о Едином Боге и о спасении через Господа нашего Иисуса Христа.

Основные трудности церковного характера:

- Бывшие СИ воспринимают Православную Церковь сугубо внешне, как «организацию РПЦ МП» и, надо сказать честно, мы сами порой даем для этого некоторые основания. Степень воцерковленности большинства наших «крещеных, но не просвещенных» прихожан далека от нормы, и тут нужно ещё многое сделать. Именно невежество в вопросах веры и низкий уровень знаний её у обычных прихожан (а уж тем более у «захожан» и «прохожан»), а также несоответствие веры и жизни часто отталкивают от Православной Церкви бывших свидетелей Иеговы.

- Различные совершенно нехристианские «народные» языческие обычаи, суеверия, недолжное поведение священников и мирян, проявления нетерпимости и вражды, национализма, контрмиссия и прочие антимиссионерские явления в церковной ограде.

- Отсутствие евхаристических общин на большинстве православных приходов тоже является проблемой. Бывшим свидетелям не нужна «правильная организация» с «правильными учениями», они ищут ту Церковь, о которой говорится на страницах Нового завета, где есть братья и сестры, где есть общение в любви, где есть стремление вместе жить по Евангелию, взаимопомощь и открытость. И чаще всего, к сожалению, находят это всё у протестантов, а не у православных.

- Отсутствие катехизации на большинстве приходов - и поэтому бывает некуда направить интересующихся православием бывших СИ в других городах. Ведь в большинстве православных приходов им, в лучшем случае, расскажут, как правильно вести себя в храме да, может быть, ещё посоветуют что-нибудь почитать. А им нужна длительная и основательная, м.б., многолетняя катехизация. Особенно это касается людей, которые были в Организации более 10 лет.

---------------------

1. «Сторожевая башня», декабрь, 2008.

2. «Пробудитесь», январь, 2009.

3. Порублев Н.В. Организация свидетелей Иеговы в свете истории и учения Библии», С. 3

4. Сирил Р. Малка. Они ждут обещанного рая в аду. - http://www.cdrm.ru/iegova/raznoe/rayvadu.htm

5. Там же.

6. Там же.

7. О. Димитрий Карпенко, заместитель главного редактора журнала «Новый Ковчег»: «одна из основных проблем, причем не только миссии, - это разобщенность. Те люди, которые реально чем-то занимаются в нашей церкви (их не так много), к сожалению, разбиты на разные «партии»: консерваторы, либералы и т.д. Они между собой постоянно воюют, обвиняют друг друга в ереси, монархизме, экуменизме - в чем угодно». - «Современный проповедник должен иметь блог в Интернете», «Кифа», N9(67) июль 2007 года.

Фото с сайта www.volod.ru

КИФА №3(93) февраль 2009 года

 

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!