gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
17.08.2013 г.

Встреча «Камышинские подвижники» в Никольском кафедральном соборе

16  июня в библиотеке Никольского кафедрального собора состоялась встреча, посвящённая праведникам и святым, жившим, учившимся или служившим в Камышине.

Это уже пятая из цикла встреч о святых новомучениках и исповедниках Российских, которые подготовили прихожане собора - члены малого братства во имя Новомучеников и исповедников Российских (Преображенское братство).

В этот раз встреча была о трёх подвижниках: священномученике Викторе, епископе Глазовском и Воткинском (родился в с. Золотое Камышинского уезда); протоиерее Павле Антоновиче Боброве (родился в Камышине и учился в Камышинском духовном училище); мученике Николае Николаевиче Фиолетове (родился в с. Ерзовка, окончил Камышинское духовное училище).

Диакон Никольского кафедрального собора Александр Ефимов в своём вступительном слове сказал о важности обращения к памяти новомучеников и исповедников ХХ века и обратил внимание собравшихся на то, что «нам, живущим в комфорте, безопасности, пользующимся современными средствами передвижения и связи, бывает очень трудно понять все те трудности и лишения, на которые шли исповедники и новомученики ради Христа и Церкви». Затем состоялся просмотр фильма о гонениях на Русскую православную церковь в советское время.

Выпускник Богословского колледжа при Свято-Филаретовском институте Кирилл Коновалов рассказал о протоиерее Павле Боброве (1829-1914), известном педагоге, публицисте и миссионере среди калмыков на Нижней Волге. Всю свою долгую жизнь этот праведник, почитаемый и поныне, занимался просвещением народа. В селе Пришиб, где он проповедовал местным жителям, попавшим под влияние штундистов, и калмыкам, он открыл женское и мужское училища, а также написал учебник Закона Божьего для детей. Этот учебник стал популярен и использовался в педагогической практике много лет. Проповедовал он калмыкам бесстрашно, несмотря на то, что местные калмыцкие князья и буддийские священнослужители всячески ему препятствовали и угрожали.

О священномученике Викторе (Островидове), епископе Глазовском и Воткинском (1875-1934), рассказала Наталья Адаменко, преподаватель СФИ. После окончания Казанской духовной академии он принял монашество и был направлен в Саратовскую епархию, где стал активным деятелем Православного миссионерского общества и стал разъездным миссионером среди чувашей. В основу его свидетельства было положено обучение чувашей грамоте и совершение богослужения на чувашском языке. Отец Виктор стал известен в епархии своими публичными лекциями на различные общественно значимые темы, на которых собиралось много людей. Их посещали также епископ Гермоген (Долганёв), саратовский губернатор Пётр Столыпин, директора гимназий, духовенство.

Вскоре после октябрьского переворота архимандрит Виктор был хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. Властям не нравилось его ревностное исполнение епископских обязанностей - просвещение и научение народа вере и благочестию, организация с этой целью общенародногое пения и т. п. Кроме того, он решительно выступил против обновленческого движения, резко негативно отнесся к Декларации митрополита Сергия (Страгородского) и даже обратился к митрополиту с просьбой пересмотреть свою позицию. В общей сложности он был пять раз арестован, приговорён к различным срокам тюремного заключения и отбыл несколько ссылок, в одной из которых скончался. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Наталья Копайсова, педагог дополнительного образования, рассказала о жизни и подвиге Николая Николаевича Фиолетова (1891-1943), правоведа, философа, богослова, религиозного деятеля. Он стал самым молодым из участников Поместного собора (1917-1918), где был секретарём отдела «Правовое положение Церкви в государстве». Впоследствии преподавал право в Иркутске, Саратове, Ташкенте, где общался со многими выдающимися православными деятелями - владыками Арсением (Стадницким), Никандром (Феноменовым), Лукой (Войно-Ясенецким). Везде, где бы он ни был, вокруг него сразу же собирались ищущие люди, молодёжь. Николай Николаевич много внимания уделял христианскому просвещению, занимался катехизацией, читал с молодёжью Евангелие, составлял списки книг для христианского самообразования в условиях гонений. В своем самом известном и актуальном до сих пор труде «Очерки христианской апологетики» Николай Николаевич заложил основы христианской апологетики в условиях атеистических гонений. В 1934 году срок ссылки истёк, и Николай Николаевич смог устроиться преподавателем всеобщей истории в Курский педагогический институт, но через год был уволен без права педагогической деятельности за веру: на одной из лекций из-под рубашки у него выскользнул нательный крест, и об этом случае донесли. В 1941 году он был арестован по доносу и приговорён к десяти годам исправительных трудовых лагерей; скончался в 1943 году от истощения в Мариинских лагерях. В настоящее время Саратовской епархиальной комиссией по канонизации готовятся материалы к прославлению новомученика мирянина Николая в лике святых.

По просьбе прихожан Никольского кафедрального собора встречи, посвящённые жизни и подвигу новомучеников и исповедников Российских, будут проводиться теперь каждый месяц. Несколько ближайших встреч будет посвящено камышинским подвижникам.

Информационная служба Преображенского братства


В музейном центре Гатчинского района прошел «День памяти»

26  мая в поселке Сиверском под Петербургом в музейно-краеведческом центре Гатчинского района - историко-краеведческом музее «Дачная столица» - прошел необычный День памяти: жители поселка и учащиеся школ города Гатчины вспомнили одного человека - священника, радетеля о народном просвещении на селе, своего земляка протоиерея Иоанна Петровича Николаевского. Скорее это было даже не воспоминание, а узнавание, которое стало возможным благодаря большим трудам его правнучки - Елены Нургалиевой. Узнав о том, что в этом году исполняется не только 155 лет со дня рождения ее прадеда, но и 130 лет с начала его служения, Елена Александровна предложила местному краеведческому музею отметить этот юбилей.

После литии в храме во имя святых апостолов Петра и Павла гости смогли познакомиться с экспозицией о жизни отца Иоанна и его потомков. Отец Иоанн Николаевский был настоятелем храма равноапостольной святой Марии Магдалины Вохоновского женского монастыря, впоследствии разоренного советской властью. Одной из его прихожанок в то время была Лидия Александровна Лелянова, будущая новомученица Мария Гатчинская*. Главным делом жизни отца Иоанна было просвещение - он основал в районе несколько храмов и церковно-приходских школ, за что был награжден многими церковными наградами. Впоследствии стал почётным членом Санкт-Петербургского епархиального учительского совета. Благодарные прихожане переименовали своё поселение Юр-Михалка (в десяти километрах от села Рель) в село Николаевское, которое так называется и по сей день.

Елена Александровна Нургалиева рассказала о своих поисках: «Мне всегда было интересно узнавать о своих бабушках и дедушках. О прадеде знала только то, что он был священником, и очень авторитетным, но об этом нельзя было никому говорить. Теперь, когда стало можно, я стала искать информацию, но многие уже умерли, а кто-то из родных совсем ничего не знает о нем. Стала читать газеты того времени, посылать запросы в многочисленные архивы. Обращалась за помощью к митрополиту Владимиру и к епископу Гатчинскому и Лужскому Митрофану, к разным священникам - неслучайно сегодня два батюшки служили поминальную службу об отце Иоанне - отец Сергий Ломакин в начале и отец Владислав из храма Тихвинской иконы Божьей Матери в конце Дня памяти. Помогли и сотрудники администрации - по их просьбе в архиве мне гораздо быстрее передавали материалы о прадеде, чем это положено. И праздник этот устроен тоже во многом благодаря им.

В результате удалось пообщаться с очень многими людьми - местными старожилами, краеведами, музейщиками, историками. От каждого узнаешь понемногу, по крохам - и получается более полный портрет о. Иоанна. Представьте, он ведь пятьдесят лет служил священником! Самое трудное - узнать, что было с ним в тридцатые годы. Известно, что в конце 1930-х ночью его забрали. Пока ни один из архивов ничего не сообщил о его дальнейшей судьбе, но я буду продолжать поиски. Слава Богу, что и в фонде "Возвращенные имена", который исследует истории погибших в ходе репрессий, о моем прадеде ничего не знают - возможно, ему удалось избежать расстрела в конце 1930-х годов».

О том, как важно помнить и заново узнавать свою историю, говорили в тот день директор музея Рашид Ганцев и сотрудник музея, ведущий праздника Константин Филатов. Краевед Валентина Шмакова рассказала об истории монастыря в деревне Вохоново, в храме которого служил отец Иоанн. Впоследствии он перешел служить в Пятогорский монастырь - об этом рассказал представитель «Культурно-просветительского товарищества» Ленинградской области Станислав Степанов. В числе участников был Геннадий Богданов - староста Покровского собора, восстановленного на месте бывшего подворья Вохоновского монастыря в Гатчине. Гостям было особенно интересно услышать потомков отца Иоанна - Елену Нургалиеву и ее дочь Ирину Белкову. В завершение отец Владислав из храма Тихвинской Иконы Богоматери сказал: «На примере семьи Николаевских - всем нам надо не забывать свои корни и, пока не поздно, интересоваться и узнавать, кто мы и чьи мы есть».

День памяти завершился так же, как и начался - общей молитвой.

Анастасия Наконечная 

* О прмч. Марии Гатчинской и её общине можно прочитать в газете «Кифа» № 4(142) за 2012 год.


Многие документы церковно-государственных отношений советского времени по-прежнему недоступны

Интернет-сайт «Документы советской эпохи» открыл доступ к советским архивам, которые до сих пор оставались недоступны широкой аудитории. Как сообщил в интервью «Российской газете» директор Росархива Андрей Артизов, на сайте представлено «400 тысяч электронных копий документов из фондов Политбюро за 1919-1932 годы и Иосифа Сталина, хранящихся в РГАСПИ». И это не предел, сайт станет постоянно пополняться новой информацией. Однако все ли документы церковно-государственных отношений советского времени будут доступны? Станут ли доступны исследователям закрытые до сих пор документы по новомученикам? Вот мнение канд. ист. наук, ст. науч. сотр. Центра истории религии и Церкви Института российской истории РАН Игоря Александровича Курляндского:

«Конечно, хорошо, что какая-то часть источников по советской эпохе будет появляться в интернете, но то, как этот проект организован, не добавляет мне оптимизма. Во-первых, представлена только часть сталинского фонда из РГАСПИ, за исключением до сих пор засекреченных документов Сталина, весьма многочисленных. Во-вторых, даже из представленных документов треть находится в так называемом закрытом разделе, куда имеют доступ только сотрудники самого архива или учёные по специальным разрешениям. Такой порядок "убивает" саму идею демократичности данного начинания. И в-третьих, сайт из-за большого наплыва пользователей, как и следовало ожидать, регулярно "зависает". И пока не видно, как его создатели справятся с этой проблемой.

Что же касается документов церковно-государственных отношений того периода, то многие из них по-прежнему недоступны. Они хранятся в разных архивах и пока под действие заявленного интернет-проекта не подпадают. И неясно, когда до них дойдёт очередь. Значительная часть документов церковно-государственных отношений в СССР за период ещё с 1920-х гг. до сих пор засекречена. Это и документы из тематических папок архивного фонда Политбюро, хранящиеся в Архиве Президента РФ, и чекистские документы из Центрального архива ФСБ, и документы из особых папок Секретариата ЦК из РГАСПИ, и многие другие.

К сожалению, в отношении до сих пор закрытых документов по новомученикам тоже ничего не изменилось. Условия доступа к ним за последние годы только ухудшились и ужесточились, о чём есть свидетельства самих церковных историков. Нет никаких признаков считать, что ситуация в чём-то изменится к лучшему. Напомню, что это делается вопреки закону, запрещающему засекречивать материалы о репрессиях.

При нынешних обстоятельствах и для общества в целом, и для Церкви в частности настоящая польза может быть только при тотальном рассекречивании всех документов сталинской эпохи и полной, всеобщей их доступности и для науки, и для общества».

 «Церковный вестник»


Правительство внесло в Госдуму законопроект, определяющий, какие религиозные мероприятия надо согласовывать с властями

Как сообщается на официальном сайте Кабинета министров, разработанный Минюстом документ вносит изменения в ст.16 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», устанавливая перечень мест, в которых религиозные организации без предварительного уведомления органов власти субъектов РФ или местного самоуправления смогут осуществлять богослужения, другие религиозные обряды и церемонии. В иных случаях религиозные обряды и церемонии, включая молитвенные и религиозные собрания, проводимые в условиях, которые требуют принятия мер обеспечения общественного порядка и безопасности, предлагается проводить в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций, сообщает ИТАР-ТАСС.

Законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании правительства РФ 30 мая.

К местам, где религиозные организации имеют право проводить «богослужения, другие религиозные обряды и церемонии» без предварительного уведомления органов исполнительной власти, относятся «культовые и иные здания (помещения) религиозного назначения, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве; земельные участки, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве; места паломничества; территории организаций, созданных религиозными организациями; кладбища и крематории; жилые помещения».

Тем временем, как пояснили газете «Коммерсант» в правительстве, «в иных случаях», когда религиозные обряды и церемонии, включая молитвенные и религиозные собрания, проводятся открыто, «в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности», мероприятия должны проводиться в порядке, установленном для митингов, шествий и демонстраций.

Кстати, как напоминает издание, похожий законопроект в 2011 году был внесён в Госдуму фракцией ЛДПР. Тогда эта инициатива была связана с особенностями проведения мусульманского праздника Курбан-байрам. Отмечалось, что в этот день в столичном метро возникает давка, перед мечетью на площади для совершения намаза с утра собираются десятки тысяч мусульман, и ГИБДД вынуждена перекрывать движение автотранспорта. В комментариях депутатов и представителей исполнительной власти прозвучало тогда, что религиозные праздники не должны мешать горожанам. В связи с этим было предложено ужесточить правила проведения таких мероприятий. Если Госдума успеет принять поправки, внесённые Дмитрием Медведевым, то новые правила будут введены в правоприменительную практику уже осенью.

Седмицa.ru

КИФА №8(162), июнь 2013 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!