gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
07.10.2013 г.

На заседании Синода принят документ «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви»

Он посвящён детальному описанию одной из форм миссионерской деятельности - внешней миссии

7 марта 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви была принята «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». В ней сформулированы общие принципы, цели и задачи миссионерского служения, определена миссионерская ответственность священнослужителей и мирян, описаны формы и методы современной миссионерской деятельности. Принятый 16 июля документ продолжает начатую в марте работу. Ниже приводятся выдержки из него.

В Символе веры Церковь именуется Апостольской, что указывает не только на апостольское преемство веры и рукоположений, но и на призвание Церкви всегда проповедовать христианскую истину. Таким образом, миссия присуща самой природе Церкви: христианская Церковь есть Церковь миссионерская.

В течение истории изменялись формы и методы миссионерской работы, в результате чего возникли понятия внешней миссии и внутренней миссии.

1. Понятие внешней миссии

Различие внешней и внутренней миссии связано с различием адресатов миссионерского служения Церкви, а также условий, в которых она осуществляется.

Внутренняя миссия обращена к членам Церкви, включая тех, кто крещён, но недостаточно просвещён в православной вере, не имеет опыта участия в таинственной жизни Церкви, и служит духовному возрастанию её членов. Неотъемлемой частью этой миссии является катехизация и религиозное образование.

Внешняя миссия обращена к тем, кто находится вне Церкви. Адресатом внешней миссии Церкви являются приверженцы различных верований и носители разных мировоззрений - как религиозных, так и нерелигиозных (светских). Результатом её является приобщение новых членов к Церкви и, как следствие, создание церковных общин или вовлечение новообращенных членов в жизнь уже существующих общин.

Долгое время внешняя миссия Церкви представляла собой прямую проповедь Евангелия нехристианским народам. Следуя словам Спасителя, Церковь с самого начала своего существования проповедовала Евангелие всем «дальним и ближним» (Еф 2:17), и эта проповедь исторически привела к возникновению всех существующих Поместных Церквей.

Благодаря миссионерской деятельности Русской Церкви Православие утвердилось среди многих племён и народов, проживающих на её канонической территории. До 1917 года наша Церковь осуществляла свою внешнюю миссию среди нехристианских народов Российской Империи на территории Сибири и Дальнего Востока, а также за пределами Российской Империи, в частности, в Японии, Китае, Корее, Северной Америке.

Проповедь русских миссионеров сопровождалась созданием церковных общин из числа новообращённых, активной переводческой деятельностью, строительством храмов и монастырей, устройством духовных училищ, школ, библиотек, лечебниц и ремесленных мастерских. Ярким примером остаётся Японская миссия, являющаяся плодом миссионерских усилий святителя Николая Японского: начавшись с одного храма при русском дипломатическом представительстве, она выросла в Автономную Японскую Православную Церковь, продолжающую и поныне спасительное дело проповеди в своей стране.

Результатом многолетних подвижнических трудов русских миссионеров в Китае и Америке стало создание Китайской Автономной Церкви, возрождающейся после тяжёлых лет «культурной революции», и Православной Церкви в Америке, получившей автокефалию от Русской Православной Церкви в 1970 году.

До революционных событий 1917 года внешняя миссия проводилась Русской Церковью масштабно и организованно, но во время атеистических гонений ХХ века эта деятельность в прежних формах стала невозможной. Она сохранила свою частичную организацию только в церковном Зарубежье, а в Советском Союзе сводилась к индивидуальному свидетельству со стороны священнослужителей и мирян, нередко сопровождавшемуся исповедничеством и даже мученичеством. Масштабная миссия Церкви стала возможной только после обретения ею свободы.

2. «Миссия присутствия» и её формы

Миссия как прямая проповедь поныне остаётся основным призванием Церкви - там, где это возможно и уместно. Однако сегодня помимо прямой миссии особое значение приобрело то, что условно можно назвать «миссией присутствия», то есть свидетельство о Евангелии не прямо, а опосредованно - через выражение православной позиции в разных областях общественной и культурной жизни стран, в которых живут представители нашей Церкви. Следует различать следующие формы миссии присутствия:

Информационная - распространение знаний об истории христианства, о Православной Церкви, о культурах православных народов, донесение позиций Церкви по широкому кругу вопросов с помощью средств массовой информации (печатные издания, теле- и радиоканалы, Интернет) до общества, в том числе через участие представителей Церкви в общественной дискуссии.

Культурная - участие официальных представителей Церкви, а также отдельных священнослужителей и мирян в культурной деятельности с целью осуществления православного свидетельства.

Социальная - свидетельство о Христе через доброделание, социальное служение, дела милосердия, помощь бедным и обездоленным, согласно евангельскому призыву: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16).

Личная - свидетельство православных христиан словом и делом о своей вере, своём духовном опыте и христианских ценностях.

Все вышеперечисленные формы миссии присутствия уместны как в тех странах и обществах, где утвердился мировоззренческий и религиозный плюрализм и действует правовой принцип свободы совести и вероисповедания, так и в тех, где по политическим и иным причинам не признаётся право на свободу совести, вероисповедания и религиозной проповеди. Особое значение в последних имеет личная миссия, которая часто становится единственно возможной.

Церковь призывает к свободе вероисповедания и учит своих членов уважению и любви к любому человеку, каких бы религиозных взглядов он ни придерживался. Сохраняя верность Евангелию, Церковь ищет такие формы миссии присутствия, которые наиболее уместны в том или ином политическом, общественном, культурном и религиозном контекстах.

6. Направления развития внешней миссии Русской Православной Церкви

...Активизация внешней миссии может проходить по нескольким направлениям.

В теоретической сфере:

анализ дореволюционного опыта проповеди нехристианам и его переосмысление в приложении к реалиям настоящего дня, изучение миссионерского опыта других Поместных Православных Церквей, а также деятельности инославных миссионеров; подготовка практических пособий по миссии среди нехристиан; широкое привлечение к делу внешней миссии священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви и соответствующая их подготовка.

В сфере практической проповеди среди нехристиан:

перевод православной литературы, а также аудио- и видеоматериалов на языки народов с нехристианскими верованиями, населяющих страны канонической ответственности Русской Православной Церкви; осуществление содержащихся в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» предложений - совершение богослужения на национальных языках, подготовка клира и миссионеров из местного населения[5].

В сфере миссионерской активности приходов Русской Православной Церкви, находящихся в традиционно православных странах:

создание на приходах условий открытости для инославных и нехристиан, интересующихся Православием; обеспечение тех храмов и монастырей, которые регулярно посещают туристы-нехристиане, информационными материалами о Православии на их родном языке, а также информацией о том, где можно узнать больше о духовном наследии Православной Церкви.

В сфере миссионерской активности приходов Русской Православной Церкви, находящихся в дальнем зарубежье:

использование местных языков при богослужении; перевод и издание на местных языках православной литературы; проведение регулярных бесед на местных языках, посвящённых Православию и пониманию Священного Писания в святоотеческой традиции; расширение социального и образовательного служения приходов (детские кружки, группы социальной поддержки, образовательные курсы для взрослых и т. д.), ориентированного на местных жителей; активное использование местных средств массовой информации для знакомства населения страны с Православием и деятельностью прихода (лекции перед внешней аудиторией, православные фотовыставки, презентации новых изданий, проведение экскурсий по храму и др.); подбор, обучение и последующая интеграция в жизнь прихода кандидатов в священство и миссионеров-катехизаторов из представителей коренного населения.

***

В меняющемся мире изменяются и формы внешней миссии Церкви, но само христианское свидетельство и проповедь Христа тем, кто ещё не слышал о Нём, всегда остаётся неизменной задачей Церкви.

------------------

[5] «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (2, 1).

Патриархия.ru


О новомучениках, катехизации и внутрицерковных связях

8 июля группа паломников встретилась с епископом Боровичским и Пестовским Ефремом.

Студенты и выпускники СФИ, члены Преображенского братства расспросили владыку о том, что делается сегодня в Боровичах для катехизации взрослых. Как оказалось, при кафедральном соборе не только еженедельно проходят беседы для прихожан, но существует училище, готовящее тех, кто «мог бы и других научить». После беседы о воцерковлении молодёжи, о нарастании антицерковных настроений в обществе гости рассказали епископу Ефрему о том, как прошла посвящённая жизни и подвигу новомучеников встреча, на которую владыка не успел попасть накануне из-за обилия дел. На этой встрече паломники выступили перед насельниками, трудниками и прихожанами Свято-Духова монастыря с докладами об о. Александре Секундове, Екатерине Арской и Кире Оболенской - все они были арестованы в Боровичах и расстреляны здесь в 1937 году. В докладах рассказывалось и о православных братствах конца XIX - начала XX века, ведь о. Александр многие годы был братским священником Неплюевского братства, а мученицы Кира и Екатерина входили в Александро-Невское братство. В общем разговоре, в котором принял активное участие исследователь архивов, связанных с историей боровичских новомучеников Сергей Люлин, прозвучали очень важные для всех нас вопросы: как это могло произойти? Не упустили ли мы время 1990-х годов? Что мы должны делать сегодня, чтобы не повторилась трагедия XX века?

Встреча паломнической группы с епископом Ефремом закончилась напутствием, с которым в своё время обращался к владыке Святейший патриарх Кирилл - о важности поддержания внутрицерковных связей, в том числе и благодаря таким поездкам и встречам.

Александра Колымагина


Как открыть детям религиозную культуру

В рамках паломнической поездки группа преподавателей и студентов Свято-Филаретовского института, членов Преображенского братства, и учителя средних школ города Ливны 8 июля провели встречу на тему: «Дети, школа и религия: как открыть детям религиозную культуру?»

Приветствовала гостей Ольга Севастенкова, начальник отдела развития системы образования г. Ливны. Она рассказала о том, что в городе есть разные типы школ по преподаванию основ религиозной культуры и светской этики. Более 10 лет школа № 6 является базовой площадкой по религиозно-нравственному воспитанию, где преподают основы православной культуры. В остальных школах родители выбрали для своих четвероклассников светскую этику. Интересно, что в одной из них православную культуру дети изучают параллельно на факультативах и в кружках.

В свою очередь Маргарита Шилкина, декан религиоведческого факультета СФИ, представив гостей, сказала: «Наш факультет имеет пятилетний опыт повышения квалификации учителей, и поэтому мы заинтересованы в знакомстве и собирании опыта такой работы с детьми, нам важно корректировать свои программы в зависимости от того, что нужно сегодня школе».

Разговор получился живым и открытым, поскольку и учителей школ, и преподавателей вуза волнует одно и то же. Зачем нужно рассказывать детям о религиях? Какие результаты мы хотим получить в школьном курсе основ религиозной культуры? О чём нужно рассказывать детям? О вере? о ритуалах? о мифологии? о религиозной этике? о религиозном искусстве? Как можно говорить о религии и как нельзя? Как учитывать возрастные особенности детей?

Гости из СФИ отметили, что необходимо различать задачи школы и религиозной общины. Церковь свидетельствует о вере, о духовном опыте, помогает верующим детям возрастать в них, а неверующим, но желающим найти Бога показывает путь к Нему. Школа вводит каждого ребёнка в мир культуры, в глубокий и многообразный мир нравственных и эстетических ценностей, оставляя свободу духовного выбора и ребёнка, и учителя за ними. В ходе разговора учителя отметили, что наиболее плодотворными являются внеурочные занятия по православной культуре, которые ребёнок выбирает свободно.

Участники встречи согласились, что невозможно рассказывать о православии как о некоем наборе правил и форм, поэтому принципиально важна среда, в которой ребёнок растёт, а также личность преподавателя, с которого он берёт пример. Маргарита Шилкина подчеркнула: «Очень трудно создать общие методики, ведь многое определяет личность учителя: от того, кто входит в класс, больше всего зависит, что будет там происходить. Учитель передаёт то, что сам имеет». В этой связи остро стоит вопрос о соответствующем образовании учителей. На встрече были подробно представлены разнообразные программы для учителей, которые может предложить факультет религиоведения СФИ: от двухлетней профессиональной переподготовки до повышения квалификации по отдельным предметам от 72 до 500 часов.

Дмитрий Дорошко для Информационной службы СФИ


Живой музей семейных историй

В июле в селе Аракаево (Свердловская область) прошёл ежегодный летний детско-юношеский собор-лагерь, организованный Свято-Екатерининским малым братством. Лагерь собрал около семидесяти пяти человек - взрослых, молодёжи и детей. Самой юной участнице лагеря недавно исполнилось 3 месяца, а самому пожилому осенью исполняется девяносто лет.

Каждый день мы все вместе собирались, молились, трудились, занимались творчеством и даже ходили в поход. Каждый день был посвящён какой-то теме - о чуде, о красоте, о жизни, о милосердии, об ученичестве и т. д. Также ежедневно взрослые участники выезда - родители, крёстные - собирались на семинары, посвящённые усвоению педагогического опыта: с интересом узнавали о том, что говорили о воспитании детей свт. Иоанн Златоуст, протопресв. Василий Зеньковский, Н.Н. Неплюев, А.С. Макаренко, А.А. Штевен, С.С. Куломзина, Я. Корчак. Делились впечатлениями, обсуждали актуальные вопросы воспитания и воцерковления детей, их научения, образования. Предпоследний день был посвящён встрече гостей, которых мы заранее пригласили.

Радостью и одновременно трудностью стал для маленьких участников поход в заповедник Оленьи ручьи. Пришлось пережить много испытаний - дождь, путь по тропе, заросшей крапивой выше их роста, мошкару, отсутствие воды...

Настоящей находкой лагеря стал Музей семейных историй, собранный своими силами. Каждая семья привезла с собой в лагерь что-либо из семейных архивов. Также были представлены истории духовных семей - общин, рассказы о том, как собирались и рождались общины, что было и остаётся главным  в их жизни. В результате перед нашими глазами возникла живая история нашей страны, которую по-настоящему невозможно узнать ни по учебникам, ни по книгам, ни по фильмам. А здесь - всё подлинное. В музей мы пригласили и наших гостей.

Вот фото и боевые награды нашего дедушки, самого пожилого участника ДЮСЛа Михаила Павловича Половникова (сегодня он уже прадед), рассказ его дочерей о том, как жил, как воевал.

Вот старинный этюдник семьи Недзельских с заповедями художника, как жить и творить, старые кисти и краски. Раритет!

Вот костяной крестик семьи Сусловых начала XX века ручной работы. В нём есть секрет - какой-то Левша, изготовивший его, умудрился внутрь вставить икону, если внимательно вглядеться в окошечко размером 1 мм, можно её увидеть. Кажется, это Симеон Верхотурский - на «микроиконе» это трудно установить с достоверностью.

Вот плакат нашей семьи, рассказывающий о трагической судьбе полковника Белой гвардии Могутнова, расстрелянного в 1942 году, а рядом справка о реабилитации его в 1991-м... После расстрела остались жена и трое детей. Рядом - рассказ ещё об одной трагедии - семьи Тиссен, познакомившихся, поженившихся и родивших детей в Карлаге (Карагандинский лагерь заключенных, Казахстан); архивы семьи Глаголевых - дневники, воспоминания, настоящая трофейная немецкая фляжка!

Фоторассказ об «уральском Маресьеве» - отце Татьяны Благодаревой, потерявшем ноги в бою, после войны закончившем два вуза и воспитавшем пятерых детей; старинный молитвенник XIX века из архива семьи Ивановых; боевые награды, ордена, старинные украшения, монеты - всё можно посмотреть, всё потрогать.

 Маленькая иллюстрация - семилетние мальчишки бегут в жару мимо речки с восклицаниями - «ура, идем в музей!» Это дорогого стоит!

Гостям детского лагеря экспозиция очень понравилась, говорили, что это удивительная идея, настоящая находка того, как можно рассказать детям об истории. Многих идея вдохновила на собирание собственных историй и архивов. Некоторые говорили: «внутри всё перевернулось», «всё увиденное надо осмыслить теперь». Уезжая, гости благодарили организаторов - «за праздник».

Елена Каштанова

Информационная служба Преображенского братства


Выпуск первой группы длительного оглашения в Хабаровской епархии

В марте 2012 года состоялся набор в первую группу длительного оглашения, осуществлявшийся Отделом катехизации Хабаровской епархии. Больше года члены группы, избравшие для себя путь осознанного и ответственного отношения к своей вере, каждую неделю собирались на беседы при кафедральном соборе краевого центра.

Чтение Священного Писания, разбор и осознание, как применить то, что написано две тысячи лет назад, в своей сегодняшней жизни, понимание богослужения, молитв и просто ответы на волнующие вопросы - вот неполный список того, чем участники группы занимались более года.

Так уж вышло, что каждого человека в группе я знаю по имени: в силу объективных причин первое время я часто присутствовала на занятиях, а сейчас кто-то трудится в храме, кто-то просто является прихожанином нашего собора, про кого-то слышу от остальных...

Ирина, Инна, Анна, Любовь, Антон, Юрий, Наталья, Алла, Галина, Светлана... за каждым из них история прихода в храм, личная история отношений с Богом. Схожи они в одном: все признают, насколько сложно было решиться на этот ответственный шаг, сколько усилий порой приходится применять для того, чтобы не свернуть с выбранного пути, но и сколько радости от небольших побед - главным образом над самим собой.

30 июня 2013 года группа завершила занятия, решив выехать с руководителем Отдела катехизации иереем Стефаном Нохриным, проводившим курс, в посёлок Виноградовка, на приход в честь св Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского для совместного трёхдневного участия в Литургии, живого неформального общения и даже помощи на приходе - своеобразный выпускной, открывающий двери в дальнейшую жизнь с Богом. В ту жизнь, которая обрела иной смысл для каждого из них...

Вот Ирина - работает в иконной лавке на нашем приходе, вот Юрий - помогает в алтаре и думает о семинарии, вот Инна - частенько несёт послушание на подсвечниках, вот Любовь - трудится в бухгалтерии при кафедральном соборе... но самое главное - все мы собираемся у Чаши, причащаясь Тела и Крови Христовых. Ведь сама природа Церкви - евхаристична...

Напоследок скажу, что сейчас в Хабаровске действует несколько групп длительного оглашения и готовится к набору новая, занятия в которой планируется начать в сентябре.

Юлия Шутова

Информационный отдел Хабаровской епархии

www.kateheo.ru

КИФА №9(163), июль 2013 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!