gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
18.12.2012 г.

Вестник духа и смысла

В Доме Русского Зарубежья cостоялась конференция, посвященная девяностолетию издательства «ИМКА-Пресс» и выходу двухсотого номера журнала «Вестник РХД»

Никита Струве
Никита Струве

Cтарейший журнал русского зарубежья впервые вышел в 1925 году как информационный бюллетень Русского христианского студенческого движения (РСХД), объединявшего с 1920-­х годов русскоязычную христианскую молодежь в Европе. Ключевую роль в создании самого движения сыграла международная христианская ассоциация ИМКА (YMCA - The Young Men's Christian Association).

Деятельность ИМКА в России началась в 1900 году и впоследствии находила одобрение со стороны патриарха Тихона. Именно в этом движении впервые зародились религиозные кружки, целью которых было служение братскому единению и духовному пробуждению студентов. Среди них были выдающиеся философы, богословы, поэты, композиторы, священники: Александр Скрябин, Игорь Стравинский, Иван Бунин, Владимир Марцинковский, будущий священномученик Владимир Амбарцумов. Благодаря издательской деятельности ИМКА, которая после переворота 1917 года продолжалась за пределами советской России, увидели свет книги протоиерея Сергия Булгакова, Николая Бердяева, протопресвитеров Александра Шмемана и Николая Афанасьева, Александра Солженицына. Как рассказала д­-р филол. наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН Евгения Иванова, во время голода 1921-1924 годов ИМКА была едва ли не единственной организацией, спасавшей от голодной смерти советских «лишенцев».

- Перед революцией ИМКА осознала, что студенческий мир имеет в XX веке первостепенное значение, чего Россия тогда еще не понимала. И они стали организовывать в России студенческие кружки, - сказал директор издательства «ИМКА­Пресс» Никита Струве, возглавляющий «Вестник РСХД» последние 50 лет. - Я застал деятелей ИМКА 50-60 лет назад выдающимися в культурном и нравственном отношении людьми.

Он вспомнил руководителей движения - первого лауреата Нобелевской премии мира, крупнейшего религиозного деятеля конца XIX - начала XX веков Джона Мотта и его секретаря и преемника Пола Андерсона, в 1918 году арестованного ЧК и высланного из России.

О том, как складывались взаимоотношения между издателями и авторами «ИМКА­Пресс», рассказала доцент Страсбургского университета, член редколлегии «Вестника РХД» Татьяна Викторова. Она показала письма Алексея Ремизова Полу Андерсону, Николаю Бердяеву и Борису Вышеславцеву, возглавлявшим в разные годы «ИМКА­Пресс».

Солженицына и Кочетков
Н.Д. Солженицына и священник Георгий Кочетков

Наталия Солженицына рассказала, как вечерами перепечатывала на машинке Пастернака, Цветаеву, - и таких людей, сохранявших русскую культуру, было немало.

«В начале 1960­-х годов к нашему самиздату стал добавляться тамиздат, - сказала она о знакомстве с "ИМКА-­Пресс" и "Вестником РСХД". - Мы поняли, что "на том берегу" продолжалась напряженная интеллектуальная и духовная жизнь и что с революцией расцвет русской религиозной философии начала века не прервался, а принес в изгнании невиданные плоды, которые от нас прятали. У меня не было ни знания, ни предчувствия, что цветет такая пышная отрубленная от России ветвь русской культуры».

Продолжая слова Наталии Дмитриевны, ректор Свято­-Филаретовского института профессор священник Георгий Кочетков сказал, что опыт русской эмиграции первой волны и жизнь в Советском Союзе, - это даже не две ветви, а два разных мира. Он напомнил о радикальном разрыве в церковной традиции и культуре, который произошел в России в XX веке.

«Мы чувствовали, что через "Вестник" открывается какой­-то другой мир, - сказал отец Георгий, вспоминая свое знакомство с журналом в 1970-­е годы. - Здесь культура и духовное творчество обретали какие­-то новые краски, не было границы между церковью и культурой, богословием и практической церковной жизнью. Это дух, который нужно воспринять и восполнить».

Зарубежный и постсоветский мир не могут существовать сами по себе, убежден отец Георгий. Опыт пострадавших в России новомучеников и исповедников внутренне связан с традицией Поместного собора 1917-18 года, с зарубежной русской культурой и религиозной мыслью XX века. И пока весь этот опыт, имеющий мировое значение, не воспринят церковью, она не может двигаться дальше.

Антуан Нивьер, доктор наук, профессор Университета Лотарингии (Франция) рассказал об истории YMCA и РСХД, опираясь на воспоминания и архивы митрополита Евлогия (Георгиевского). Также он показал участникам конференции фильм о движении YMCA и первых съездах РСХД. В кадрах кинохроники и на фотографиях перед зрителями предстали митрополит Евлогий, епископ Кассиан (Безобразов), Николай Бердяев, монахиня Мария (Скобцова).

Доцент Университета Париж-­Дидро (Франция) Даниил Струве представил выходящий с 1958 года журнал «Messager Orthodoxe» - французский аналог «Вестника».

Также выступили председатель РСХД Кирилл Соллогуб, д­-р ист. наук Сергей Бычков, поэт и переводчик, канд. филол. наук Ольга Седакова, священник Владимир Зелинский, доцент исторического факультета Северо­-Западного колледжа (США) Мэт Миллер и другие. Конференция завершилась круглым столом, посвященным матери Марии (Скобцовой) и одному из основателей «Вестника РХД», недавно прославленному мученику Ивану Лаговскому.

Издатели рассказали, что первые 100 номеров «Вестника РХД» в настоящее время оцифрованы и доступны на сайте издательства «Русский путь».

Софья Андросенко

Информационная служба СФИ


Что значил и значит для вас Вестник РХД?

Выставка изданий «ИМКА-Пресс»
Ретроспективная выставка изданий «ИМКА-Пресс» в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье»

Священник Георгий Кочетков: «Вестник РСХД» (или «Вестник РХД», как он позже стал называться) для меня - знаковый журнал, потому что самые важные мои научно-­богословские произведения, прежде всего связанные с экклезеологией, опубликованы именно в нём*. Вестник всегда очень быстро откликался и никогда не вводил цензуру, он просто оценивал произведение в целом, и если оно подходило, то печатал. То, что все эти мои статьи в разные годы были напечатаны в «Вестнике», для меня очень важно, ведь благодаря этому прочитать их и выразить свое отношение к ним, свое мнение в связи с высказанными там мыслями могут самые разные люди в разных странах. «Вестник» необыкновенно открыт ко всему новому, творческому, пусть иногда даже спорному - и важно, что это никого не пугает. И я думаю, что то дерзновение и тот живой интерес, который редактор журнала, Никита Алексеевич Струве, проявляет ко всему, что происходит в церкви, как за рубежом, так и в России, - это уникальное, беспрецедентное явление, за которое можно благодарить Бога и всех тех, кто совершает всю эту работу.

Даниил Струве: «Вестник РХД» для меня - это семейное дело. Отец занимался этим, журнал готовился дома, и, сколько я помню, он был всегда. Мне объективно трудно сказать о «Вестнике», поскольку трудно отделить «Вестник» от себя.

Сейчас появился Интернет, и печатная пресса уже не играет той роли в нашей жизни. Информация приходит больше через другие каналы. Но, мне кажется, ни в одном канале, и даже ни в одном печатном издании сейчас нет ничего эквивалентного «Вестнику». Не существует похожих изданий. До сих пор, когда открываешь этот журнал, узнаешь его особый тон, его подход, одновременно достаточно строгий, но вместе с тем свободный, критический, без позы. Он всегда отличается разнообразием материалов. Тут и литература, и богословие, архивные публикации и актуальные вопросы, стихи. Причем богословие бывает не отвлеченно-­школьное, а обращенное к читателю и живое. Такого сочетания православия и культуры, мне кажется, сейчас нигде нет, и, в общем­-то, попыток выстроить его не предпринимается. А жаль.

----------------

* Вхождение в Церковь и исповедание Церкви в церкви (под псевдонимом Н. Герасимов) // Вестник РХД. 1979. № 128; Священство православных и баптистов (под псевдонимом С. Т. Богданов) // Вестник РХД. 1983. № 140; Иерей Георгий Кочетков. Книга о. Николая Афанасьева «Служение мирян в Церкви» и современность. // Вестник РХД. 1997. №176; Иерей Георгий Кочетков. Таинство веры в Церковь // Вестник РХД. 2012. №200.

КИФА №15(153), декабрь 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!