gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
02.03.2013 г.

Погружение в историю

Доклад Светланы Чукавиной «Просветительские выставки церковно-общественной тематики как возможность свидетельства о Церкви»

Светлана Чукавина
Светлана Чукавина читает доклад на круглом столе «Соработничество православных общественных организаций»

Культурно-­просветительский центр «Преображение» организовал в 2011-2012 гг. три выставки церковно­-общественной тематики:

1. «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале».

2. «Он не преклонился перед силой факта». Выставка посвящена 160­летию со дня рождения Н.Н. Неплюева, широко известного в его время общественного и церковного деятеля, создателя школ для крестьянских детей, организатора и руководителя Крестовоздвиженского Трудового церковного Братства.

3. «Non licet vos esse. Не должно вам быть» была приурочена к 90­летию репрессивной кампании против церкви 1922 г., в советской историографии именуемой кампанией по изъятию церковных ценностей.

Для нас это был первый опыт такого рода просветительской работы, который, судя по посещаемости выставок, отзывам в прессе и отзывам посетителей, оказался востребованным.

Тематика выставок отчасти была определена особыми «круглыми» датами памяти о событиях, но в основном всё же важностью осмысления и ознакомления с тем опытом жизни церкви, с которым сегодня мы тесно связаны, наследниками которого мы являемся, церковного опыта XIX-XX веков. Трудность, но и необходимость такой работы связана с нынешней ситуацией, когда историю нашей страны и церкви знают очень плохо. Старшее и среднее поколение - по одним причинам, известным всем, молодёжь и подростки - по другим. Последние оказались и вовсе «отрезанными» от отечественной истории, особенно истории XX века, концепция преподавания которой в школах и вузах до сих пор по-­настоящему не выработана. Поэтому наши книги отзывов о выставках полны записей о том, что посетившим выставку были не известны многие представленные там факты или их поразил масштаб гонений на церковных людей в XX веке, кто-то до слёз сопереживал трагическим судьбам священнослужителей и мирян, подчас очень характерным для своего времени. В записях можно увидеть, что многие впервые смогли задуматься о том, что было в нашей истории, потому что «ничего не знали». И это может быть действительно так. Многие люди в нашей стране и вправду ничего не знают о гонениях на Церковь в XX веке и сегодня; зато часто всё ещё крепко помнят страшные идеологические ярлыки, клевету и ложь, распространяемую о церкви в течение всего советского периода.

Посетители выставок, посвящённых гонениям на церковь в XX веке, отмечали в своих отзывах, что осмысления истории этого страшного времени в полноте сегодня нет, что важна всякая новая информация, дополняющая общую картину времени, что память о репрессиях должна жить в нас, чтобы подобное не могло повториться. Отмечалось, что нам необходимо преодолеть наше «историческое беспамятство». «Без прошлого нет будущего»; «родства не помнящие не смогут и будущее строить». В записях говорится о том, что тема репрессий и гонений на православную церковь сейчас особенно редко освещается, а она актуальна. Говорится о необходимости знакомить с подобными материалами молодёжь. Некоторые отмечали, что, не зная фактической истории, невозможно прийти к покаянию за наше трагическое прошлое (правда, необходимость покаяния часто относили к кому-­то другому, «некоторым нашим соотечественникам»), а значит невозможно внутренне измениться и изменить духовное состояние народа, изменить ситуацию в стране.

Интересна запись матери Олимпиады из Алапаевска, которая написала, что «выставка "Неперемолотые" необходима и насущна для воспитания патриотизма нашей молодёжи».

В связи с последним хочется отметить, что основной для двух выставок, посвящённых гонениям на церковь, была тема о сопротивлении церковных людей агрессивному давлению безбожной власти, «мирному, но непримиримому», о жертвенном служении Богу и ближнему, о внутренней «неперемолотости», непобеждённости силой зла веры, надежды, любви, сохранившихся в сердцах верующих людей и подвигнувших многих на исповедничество и мученичество.

Представляется, что именно этот опыт сопротивлению злу, а также опыт созидания церковной жизни в условиях гонений, опыт верности Богу до конца, опыт Откровения, опыт часто впрямую мистический, пророческий - является настоящим сокровищем, ценнейшим достоянием нашей церкви сегодня. Этот опыт только начинает нами сейчас открываться (через восстановление имён исповедников и мучеников, фактов их жизни), но его необходимо ещё осмыслить и воспринять церковным людям. И вот это свидетельство (martiria) о вере, о приобщённости к Силе воскресшего Христа, просветляющей всё, явилось настоящим свидетельством о Церкви, которую не смогут одолеть «силы ада», для всех, кто соприкоснулся с материалами выставок - и авторов­организаторов, и церковных людей, и нецерковных, и ищущих.

В отзывах мы находим множество подтверждений действенности этого свидетельства.

«Спасибо, что показываете ценность веры»; «ценнейший и светлый духовный опыт»; «свидетельство о силе воскресения, о свете»; «выставка - сила для нас, живущих, свидетельство для ищущих»; «Господи, дай хоть малую долю той исповеднической веры, которая горела в сердцах мучеников»; «восхищает и окрыляет опыт несломленных и непобеждённых, воинов Христовых, позволяет укрепить дух в настоящем и с твёрдостью смотреть в будущее»; «даёт надежду на духовное возрождение нашего народа и церкви»; «свидетельство о вере в Бога и человека»; «сегодня очень важна тема стояния, верности выбранному пути»; «выставка заставила глубоко задуматься о силе и чистоте христианской веры, почувствовать судьбы людей, для которых вера - это и смысл, и вся вселенная»; «их мужество, несомненно, является залогом возрождения нашего отечества (Ростислав, архиепископ Томский и Асиновский)»; «выставка позволяет приобщиться к подлинному опыту Воскресения, явленному через новомучеников и исповедников нашей страны»; «выставка укрепляет нашу веру во Христа и Церковь».

Важность свидетельства о церкви в наши дни, я думаю, очевидна для всех. Сегодня, когда мы стали свидетелями не одной антицерковной провокации, важно приводить обществу исторические примеры святости и опыта, ценного не только для церкви, но и для общества. Таким примером является жизнь и труды Н.Н. Неплюева, аристократа, принадлежавшего по рождению к одной из лучших фамилий России, отдавшего всё своё состояние и посвятившего всю свою жизнь просвещению и воцерковлению крестьянских детей и молодёжи. Неплюев создал оригинальную систему образования и воспитания, основанную на опыте приобщения детей и подростков к Евангельскому Слову, основанную на церковном общении, добросовестном труде. Он создал церковное братство как альтернативу революционным решениям социальных вопросов, чрезвычайно остро проявившихся в его время, таким образом пытался воплотить в жизнь Евангельскую реальность, «веру, действующую Любовью».

На примере обращения к этому материалу мы увидели, как много ещё не исследованного в истории церкви XIX века, как много забытого, оболганного в советской историографии, требующего восстановления, изучения, имеющего огромное значение для церкви сегодня, являясь подлинной не разрушенной церковной традицией, на которую мы можем опираться.

Примеры из храма Христа Спасителя

Как актуально зазвучал материал выставки в тот момент, когда в верхнем храме две центральные иконы были залиты неизвестным тушью. «Не ведают, что творят». Это ещё раз показало всем, кто был в храме, что люди ничего не знают о масштабе гонений на церковь в XX веке, о степени ее разрушения, о количестве потерь. Никто не покаялся в репрессиях, в гонениях на Церковь, и поэтому обществу не известен подвиг новомучеников и исповедников веры. Это, безусловно, способствует наличию антицерковных настроений. Но и всем нам, церковным людям, надо учиться жить так, чтобы в нас узнавали наследников традиции новомучеников и исповедников, учиться у них опыту веры и верности. Для этого в том числе нужно собирать материал о жизни новомучеников, свидетельства ещё живущих младших современников исповедников веры.

Выставка «Неперемолотые» уже прошла в восемнадцати городах нашей страны, в том числе в Подмосковье, Твери, Санкт­Петербурге, Томске, Екатеринбурге, Пскове, Воронеже, Перми и будет ещё экспонироваться. Выставка была развёрнута в музеях (что было необходимо в связи с большим количеством оригинального материала и необходимостью обеспечения его сохранности), но там где это было возможно, и на церковной территории, например, в Патриаршем подворье в Екатеринбурге и практически всегда в сотрудничестве с епархиальными отделами, епархиальными комиссиями по канонизации. Во многих местах экспозиция выставки дополнялась местными материалами, которые предоставляли епархии, архивы, музеи, отделения общества «Мемориал», церковные историки, краеведы. Иногда потомки священнослужителей и верующих мирян после посещения выставки приносили то, что сохранилось в семьях (фотографии и документы).

То, что материал, собираемый в епархиях, мог быть представлен на выставке, важно и для тех, кто трудится на этой ниве, и для местных верующих. Многие люди, посетившие уральскую выставку «Неперемолотые», просили сделать аналогичную на местном материале. Людям важно помнить новомучеников и исповедников, живших на их земле. В некоторых городах после нашей выставки решили организовать подобные (Санкт­Петербург, Томск). Выставка всякий раз собирала интересующихся этой темой, и церковных, и нецерковных. Для всех это было серьёзным свидетельством о церкви, вдохновляло тех, кто ещё пока работает в одиночку. Исследователи почувствовали поддержку своим трудам. Завязалось много знакомств с музеями, архивами, библиотеками. Это - настоящие творческие связи между церковными людьми и организациями и общественными структурами, возможность сделать общее дело и возможность свидетельствовать о церкви людям ещё не верующим и ищущим (интеллигенции, образованным людям, специалистам, музейщикам).

О формате наших выставок

Мы стараемся организовывать наши выставки так, чтобы посетитель смог глубже воспринять информацию, для чего даём развёрнутый комментарий, предлагаем видеоряд, аудиозаписи. Так, в храме Христа Спасителя, где в сентябре прошедшего года проходила наша выставка «Non licet vos esse. Не должно вам быть», мы демонстрировали фильм­хронику, который неизменно производил глубокое впечатление на людей (многие хотели его приобрести), фильм с комментарием и видеорядом всей выставки. Вниманию посетителей была предложена интерактивная карта храмов Москвы, подвергшихся ограблению, с описанием событий, происходивших вблизи этих храмов. В электронном виде мы дали список репрессированных на двух процессах 1922 г. московских священнослужителей и мирян. В открытым доступе поместили копии самых важных документов этого времени (в том числе «Воззвания о помощи голодающим» патриарха Тихона), воспоминания, дневники. Все эти документы (как и следственные дела, представленные на второй выставке) можно было подержать в руках, почитать. Наконец, можно было услышать текст допроса патриарха Тихона 1922 г., который мы озвучили.

Выставки мы всегда стараемся сопровождать экскурсиями. Людям важно услышать акценты. Так, в храме Христа Спасителя по субботам и воскресеньям проводилось по 4-5 экскурсий в день.

В рамках работы выставок несколько раз проводились семинары и открытые круглые столы с обсуждением тем, родившихся из материалов выставок. Выставки давали серьёзный повод к осмыслению опыта жизни Церкви.

Мы считаем, что надо продолжать выставочное дело, накапливать опыт. В Москве скоро уже в третий раз будет показана выставка «Non licet vos esse. Не должно вам быть», много заявок есть и из других городов (от иерархов, епархий, музеев, даже отдельных приходов). Это означает, что у людей есть интерес к этой теме, интерес к Церкви, что церковь хочет помнить и прославлять своих новомучеников и исповедников, для чего всегда недостаточно только их церковной канонизации, потому что советская власть очень хорошо постаралась, чтобы эти люди были забыты, а свидетельства об их деле, служении искажены, неправдивы, чтобы церковная традиция прервалась. Поэтому постоянная живая, активная память об этих людях, постоянные исследования, чтобы как можно меньше оставалось белых пятен в истории ХХ века, вхождение в смысл мученического служения святых является для всех нас святой обязанностью и настоящим церковным делом, чтобы и в наше время кровь мучеников могла быть «семенем христианства».

В храме Христа Спасителя
На открытии выставки «Non licet vos esse. Не должно вам быть» в храме Христа Спасителя
 

XXI Международные Рождественские образовательные чтения

КИФА №2(156), февраль 2013 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!