Православный сегмент Рунета: миссия и её подменыДоклад Н.А. Адаменко на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях На заседании семинара «Православный интернет: миссия, коммуникации, дискуссии» (направление «Церковь и СМИ»). Доклад читает Наталья Адаменко
Присутствие Церкви в Интернет-пространстве - насущная необходимость сегодняшнего дня. По различным данным в России сейчас примерно 50-60 миллионов пользователей Интернета, т.е. около 35-40% населения. Большей частью это молодежь и люди среднего возраста, т.е. социально активные и значимые группы населения, к которым Церкви необходимо донести Евангельскую весть. У миссии в Интернете есть свои особенности, которые необходимо учитывать: массовость, апологетическая направленность для неверующих и просветительская - для верующих, очень затрудненная обратная связь с адресатом проповеди, и вследствие этого - трудность дальнейшего воцерковления уверовавших. Как же сделать присутствие и общение в Интернете православных христиан свидетельством веры и избежать опасных подмен? Что может помогать успешному проведению православной миссии в Интернете и дальнейшему воцерковлению людей? Массовая миссия Вначале хочется сказать несколько слов о том виде миссии, к которому относится православная миссия в Интернете, т.е. о массовой миссии. Этот вид миссии использовал и Спаситель, и апостолы, как мы знаем из Священного писания, проповедуя одновременно большому числу людей1. Формы современной массовой миссии разнообразны: это и встречи одновременно с большим количеством людей (несколько сотен и тысяч человек), например, на стадионе или в большом зале, трансляции таких встреч по TV и в Интернет-пространстве и создание Интернет-ресурсов, которые посещают тысячи людей и знакомятся с размещенной там информацией, а также участвуют в разных формах Интернет-общения, сюда же относится и издание миссионерской, апологетической, просветительской литературы, газет, журналов и пр. Массовую миссию, строго говоря, трудно назвать миссией в прямом смысле слова, потому что самого главного - личного общения верующего человека и человека неверующего, во время которого происходит свидетельство, как правило, во время массовой миссии не происходит. Ведь самое важное в христианстве, его дух и смысл, передаются только лицом к лицу, от глаз к глазам, из уст в уста, в общении, совместной жизни и молитве. Убеждает людей именно подлинность жизни, подлинность духовного опыта, вера, воплощенная в делах любви, она пробуждает и побуждает людей самим искать и обретать полноту смысла в своей жизни, всерьёз изменять свою жизнь. Поэтому всякая массовая миссия, в том числе и миссия в Интернете, - это преимущественно не прямая миссия, а косвенная, не основная, а предварительная. Она может состоять в пробуждении интереса к духовной жизни, к христианству, в православной христианской апологетике, в просвещении народа в широком смысле слова, в том числе борьбой с разного рода суевериями, искажениями веры. Основная цель массовой миссии - подготовительная, она направлена на создание пространства диалога, преодоление предубеждений, опасений и страхов человека перед Церковью и верующими, на развенчание суеверий и защиту веры от нападок; основное же преимущество массовой миссии - именно её массовость, возможность обратиться к очень большому количеству людей одновременно. Трудностями массовой миссии, в отличие от миссии личной или групповой, являются: отсутствие обратной связи с адресатом проповеди или её недостаточность, и вследствие этого - трудности продолжения миссии и дальнейшего воцерковления уверовавших. Интернет-миссионеры сталкиваются с этими трудностями постоянно. О некоторых способах их преодоления будет сказано во второй части доклада, а сейчас необходимо сказать о содержании миссионерской проповеди с использованием Интернета. Опасные подмены Основное условие успешности православной миссии - её соответствие апостольской проповеди Креста и Воскресения Иисуса Христа, проповеди спасения и преображения, в котором нуждается каждый человек и весь мир. Как и в любом виде миссии, в массовой миссии с использованием Интернета существует ряд опасных духовных подмен, которые способны полностью извратить суть православного свидетельства, ввести людей в заблуждение и даже их соблазнить. К счастью, таких духовных подмен существует немного, и среди них можно выделить три основных - это контрмиссия, прозелитизм и лжемиссия. Я не стану приводить конкретные примеры таких подмен, так сказать «показывать пальцем» и обличать, потому что, во-первых, эти искажения типичны, они, к сожалению, довольно часто встречаются и, во-вторых, никто из православных миссионеров не застрахован от них. Все мы можем совершать ошибки, но главное - исправлять их и более не допускать. На контрмиссии, т.е. агрессивной борьбе с инакомыслием нехристианскими средствами (клевета, ложь, передергивание и искажение фактов) вместо обличения еретических заблуждений и апологетики православия и христианства, я сейчас не буду останавливаться. На сайте Богослов.ru была опубликована статья2 на эту тему, где эта опасная подмена довольно подробно описана. Прозелитизм, уродливое явление, когда вместо свидетельства о православии происходит переманивание и перетягивание к себе христиан из других конфессий (чаще всего духовно незрелых, с помощью обещаний и даже запугивания), к счастью, довольно редко встречается в православном сегменте Рунета, поэтому сейчас подробно о нем говорить тоже не стоит. А вот о третьей подмене, о лжемиссии, нужно поговорить подробнее, потому что она в православной миссии в Интернете встречается наиболее часто. Ложь - это не просто неправда, а искаженная, «перекрученная» правда, т.е. действительные факты в искаженной, неверной интерпретации, когда к правде сознательно или несознательно примешивается что-то инородное, лишнее или прямо ей противоречащее. Например, в центр проповеди ставится не Христос, а сам проповедник и его дело или дело какой-то православной организации, группы верующих. И в центр проповеди ставится не возвещение Евангелия, а трансляция взглядов и учений этой достаточно немногочисленной группы людей. Причем о Боге, Христе и Церкви тоже упоминается, но зачастую лишь только упоминается... Гораздо более серьёзной подменой, чем эта, является попытка подмены Евангельской вести идеологией, например, национальной или государственной. Речь не идет о том, чтобы вообще не говорить и не писать на эти темы, ведь Церковь прямо обязана являть христианское отношение ко всему, что окружает нас в мире и обществе. Речь идет о соотношении, о некоем балансе. Порой заходишь на православный вроде бы сайт, как и написано в названии, видишь крест, иконы, фотографии православных священников, а начинаешь читать статьи - и понимаешь, что главные вопросы, волнующие православных христиан на этом сайте, вовсе не вопросы «как воплотить в нашей жизни заповеди Христа, как жить вместе по Евангелию», а вопросы национальные или политические. И человек, попадая на такие сайты, изначально неправильно ориентируется в духовной жизни, принимает православное христианство с примесью того, что к нему не имеет прямого отношения. Ещё одной подменой является преувеличенный акцент в свидетельстве на вещах вторичных и внешних, когда вместо свидетельства о сути христианства, о Христе, о Церкви, о благодатном действии Бога в жизни христиан, о силе покаяния лишь описываются церковные обряды и народные обычаи, легендарные чудеса, истории с чудотворными иконами, прозорливыми старцами и т.д. Опять же, ничего плохого в описании этих правдивых фактов и примеров истинной святости нет, но очень велик риск, что ищущие Бога и Церковь люди так и остановятся на этом внешнем и вторичном, и вглубь не пойдут, и всерьёз жизнь свою изменять не станут. А именно появление у человека желания всерьёз изменить свою жизнь (т.е. покаяться) и войти в церковь (воцерковить жизнь) и является плодом всякой миссии, в том числе и Интернет-миссии. Готовность принять плоды миссии Теперь об основной трудности в миссии через Интернет - затрудненной обратной связи с адресатом проповеди, и вследствие этого - трудности продолжения миссии и дальнейшего воцерковления уверовавших. Прежде всего нужно отметить, что любая миссия в нормальном случае должна иметь достойное продолжение. Если происходит свидетельство о Христе, если происходит любая миссионерская проповедь, то ведущим эту проповедь нужно заранее позаботиться о том, как продолжать общение с теми, кто на эту проповедь откликается. Зачастую же сайты православных приходов представляют собой довольно странный с точки зрения миссии набор из текстов проповедей священника на праздники, фоторепортажей детских праздников и описания хозяйственной деятельности (реконструкции и строительства храма) с просьбами о пожертвованиях на эту деятельность - и всё. Порой ищущему человеку трудно обнаружить даже расписание богослужений и телефон священника, чтобы можно было позвонить ему, или электронный адрес, чтобы задать вопрос или написать письмо. Конечно, о каком-то миссионерском значении такого присутствия в Интернете вообще говорить не приходится. Людей уверовавших, преодолевших страхи и сомнения, обретших доверие к Богу и Церкви, возжелавших новой жизни в ней после миссионерской проповеди, необходимо в эту новую для них жизнь постепенно вводить. Вспомним известные слова из Евангелия от Матфея: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам»3. Как мы видим, учить нужно и до, и после крещения. Проблему затрудненной обратной связи с адресатом проповеди возможно частично преодолеть через применение различных средств и форм общения через сеть Интернет, используя для этого электронную почту, форумы, чаты, социальные сети и пр. Всё это позволяет наладить связь с ищущими людьми. Но, прежде всего, необходимо искать возможности для личного общения миссионеров с ищущими общения людьми и предусматривать пути для дальнейшего воцерковления обратившихся людей как на местах (особенно в крупных городах) через проведение систематической регулярной катехизации, так и через создание и развитие различных форм заочной катехизации. Продолжать миссию катехизацией, искать пути для этого совершенно необходимо, иначе люди просто не находят пути в церковь. Во время общения с миссионерами через сеть Интернет они преодолевают сомнения, предубеждения и страхи, хотят изменить жизнь и войти в церковь, но не знают, как это сделать. Поскольку катехизация - это устное научение христианской вере, молитве и жизни, а не просто передача знаний об этом, то необходимо, наряду с различными формами миссии через Интернет, развивать и интерактивные формы катехизации. Итак, проводя миссионерскую проповедь в Интернете, совершенно необходимо не только избегать опасных подмен, но и специально заботиться об обратной связи с людьми, обеспечивать для них возможность личной встречи и общения для их дальнейшего воцерковления. Сайт Преображенского братства http://psmb.ru ------------------ 1 Мф 13:1-2; Мк 3:7-10; Лк 6:17-18; Деян 2:5-42, 3:11-26 и др. 2 Миссия или контрмиссия? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/547286.html (04.01.2010). 3 Мф 28:19-20 КИФА №2(124) январь 2011 года |