gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
08.04.2011 г.

Молодежь и православие

Доклад дьякона Димитрия Попова (МПДА), прочитанный на студенческой конференции СФИ «Сретенские чтения»

«У нас нет альтернативы -

мы должны идти к молодежи»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

В последние годы в Русской Православной Церкви повсеместно созрело твердое убеждение в том, что духовно-просветительская и воспитательная работа в молодежной среде требует своих специфических подходов.

В свою очередь, у нас возник вопрос: насколько современная молодежь готова открыть свои сердца православной мысли, что молодые люди знают о православии, как к нему относятся. И один из самых важных вопросов, на который необходимо получить ответ, чтобы понять, как строить взаимодействие с молодежью: чего современные юноши и девушки ждут от православной церкви, что в свою очередь мы можем им предложить?

Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории в разных странах под ней понимались различные группы общества. Например, Пифагор делил жизнь человека по временам года: весна - от рождения до 20, лето - 20-40 - это и есть молодёжь. Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25.

Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.

Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 лет включительно.

Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей. Именно поэтому в этот период становления и формирования внутреннего мира необходимо активно работать с юношами и девушками, которые ищут свой путь в жизни, борются с внутренними противоречиями, находятся в поиске смысла жизни.

 Теперь необходимо ответить на вопрос: кто такой «православный человек»? Можно очень долго и много об этом говорить, мы же выделим несколько пунктов, которые, на наш взгляд, характеризуют человека как православного:

* крещение;

* участие в таинствах и обрядах;

* знание истории Православной Церкви;

* регулярное посещение храма.

Отталкиваясь от этих пунктов, мы хотим понять, какой процент людей считает себя православными, а называя себя православными, проявляет ли это в повседневной жизни?

Россия - многонациональное и многоконфессиональное государство с населением чуть менее 142 миллионов человек (на 2009 год). В религиозном плане эту страну традиционно считают православной.

В феврале 2009 года одной из крупнейших российских исследовательских организаций («Аналитический Центр Юрия Левады») было проведено исследование под названием «Религия и религиозность в России». Результаты этого исследования позволяют ответить на вопрос, какое значение имеет Православие для умов и сердец современных россиян.

В первую очередь, конечно, можно отметить, что почти три четверти россиян отождествляют себя с Православной верой. Это видно из следующей диаграммы, основанной на результатах исследования:

Image
Рис.1. Отождествление россиянами себя с Православной верой
 

Эти 72,6% россиян составляют около 103 миллионов человек. Но, как показывают дальнейшие цифры из исследований, ситуация с проявлением религиозной активности у православных россиян неутешительна:

Image
Рис.2. Посещение православными россиянами храма

Как видно, только 3% из тех, кто считает себя православными, (т.е. всего около 3 миллионов человек) ведут активную религиозную жизнь. При этом следует задуматься, а какое количество из этих 3% составляет молодежь? Боюсь, результаты неутешительны. Стоит зайти в любой храм, и мы увидим, что основная часть прихожан - это люди среднего и старшего возраста.

Соотнося результаты нескольких исследований, которые проходили в последние годы в России, можно сказать, что в среднем около 73% молодых людей считают себя православными.

Таким образом, молодые люди сегодня в большинстве случаев считают себя православными и время от времени посещают храм, когда что-то случается или по праздникам. Эти результаты согласуются с ответами на вопрос: «В каком случае, по Вашему мнению, человек чаще всего в молитве обращается к Богу?» Из предлагаемых вариантов ответов просили выбрать не более двух. Практически все выбрали варианты: «когда попал в беду», «с просьбой о благословении перед началом какого-либо дела». Ни один респондент не выбрал вариант ответа «с благодарностью за скорби».

Эта же закономерность проявилась и по результатам анализа вариантов завершения фразы «Если человек обратился к Богу, значит...» Ответы распределились по категориям:

а) ему нужна помощь: «у него горе», «больше надеяться не на кого», «случилась беда и ему нужна помощь» и т.п. - 92%;

б) человек ощущает потребность в духовности: «ищет истину в Библии», «он духовно вырос» - 6%.

Таким образом, взаимоотношения людей с Богом строятся в основном в соответствии с пословицей: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Подтверждением данной тенденции являются также ответы на вопрос: «За последние годы количество россиян, посещающих православные храмы, увеличивается. Чем, по-вашему, это может объясняться?» Количество выборов ограничивалось двумя.

а) это мода, которая скоро пройдет - 6%;

б) идеи православия для россиян становятся национальной идеей - 15%;

в) в россиянах пробудилась потребность в духовности - 41%;

г) это результат определенной саморекламы со стороны церкви - 8%;

д) люди не уверены в своем будущем и поэтому надеются на Бога, как на какое-то чудо - 81%;

е) Россия возродится с православием - 22%.

Данные результаты в целом позволяют говорить о том, что люди в большинстве своем сегодня растеряны, не уверены в будущем, испытывают потребность в духовной опоре и в значительной мере надеются обрести ее в своих исторических корнях, в православии.

О справедливости данных предположений говорят также результаты, полученные по методике «Личностный дифференциал». Как видно из рис. 3, православный верующий оценивается, прежде всего, как человек добрый, искренний и трудолюбивый, но мало удачливый и не особенно уверенный в себе.

Image
Рис.3. Психологические характеристики (средние оценки по выборке) образа современного православного верующего в сознании россиян

Осведомленность в области православной культуры.

В одну из анкет были включены вопросы на знание православных праздников, традиций, знание Библейской истории, знание русской православной истории.

Как видно из рис. 4, наибольшие затруднения вызвали вопросы, адресованные к Библейской истории («За сколько дней Господь сотворил мир?», «Откуда пошло слово "хамство"?», «Что принесли волхвы к колыбели Иисуса?», «Как соотносятся между собой Ветхий и Новый Завет?», «Где родился Иисус?») - 37,67% правильных ответов.

Знания российской православной истории оценивались по ответам на вопросы: «Кем был Андрей Рублев?», «Один из орденов царской России и Русской Православной церкви - орден Андрея Первозванного. В честь кого он был учрежден?», «Кто крестил Русь?», «К какой из ветвей Христианства относится Православие?» Как видно из рис. 4, правильных ответов оказалось менее половины. Наиболее осведомлены молодые люди о том, кем был Андрей Рублев (85% правильных ответов). Лучше всего знают православные праздники и обряды («Когда принято освящать воду?», «Когда празднуется Вербное воскресенье?», «Какие из приведенных календарных событий не являются православными?») - всего 87% правильных ответов. В целом можно сказать, что молодые люди сегодня крещеные, но не просвещенные. Молодые люди скорее склонны поддерживать внешнюю, обрядовую сторону православной культуры (когда святить воду, как одеваться в храм, какой заказывать молебен и т.д.), духовные же ценности православия, его история пока им мало известны.

Image
Съезд православной молодежи Хабаровск, 2005 г. Фото с сайта patriarchia.ru

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Большинство молодых людей сегодня осознают себя носителями православной культуры.

2. Православный верующий оценивается сегодня молодежью как человек добрый, искренний и трудолюбивый, но мало удачливый и не совсем уверенный в себе.

3. Для сегодняшнего молодого россиянина характерна слабая осведомленность в области библейской истории, православной русской истории.

4. Основными ценностными установками молодежи сегодня являются: быть активным, жить с удовольствием. Вопрос «Как жить?» доминирует над вопросом «Ради чего?».

Image
Молитва в детско-юношеском летнем лагере. Регентует член молодежного Круга Сергей Бурлака. Фото Максима Соболева
Известно, что переходный и юношеский возраст характеризуется следующими особенностями: подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. Так, стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку». У него меняется отношение и к школе, она становится местом активных взаимоотношений; в то же время, подросток находится под действием амбивалентно (противоречиво) направленных сил: он стремиться оторваться от детства, которое одновременно является для него привлекательным (в нем меньше ответственности и т.п.); происходит расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя.

Среди других новообразований, выделяемых психологами, - чувство взрослости; на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни; нравственные убеждения и нравственное мировоззрение (последнее представляет собой систему убеждений, которая приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка); самоопределение: оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.

И в этот период поиска себя, во время внутренних противоречий и самоопределения молодые люди как никогда подвержены влиянию различных организаций (в том числе незаконных группировок и тоталитарных сект). В это время в свою очередь церковь должна противопоставить другие возможности, должна помочь найти правильный путь. При этом нельзя жестко навязывать свою точку зрения. Надо понимать интересы молодых людей, чего они ждут от церкви, учитывая степень воцерковленности: православные (только на словах); православные, участвующие в таинствах и обрядах; некрещеные; неправославные (исповедующие другие религии).

В дальнейшем мы планируем провести исследование, которое позволит ответить на вопросы:

* Как современная молодежь воспринимает Православную церковь?

* Что молодые люди ожидают от Православия?

* Как церкви строить работу с современной молодежью (с каждой группой отдельно)?

Источник: сайт Свято-Филаретовского института http://sfi.ru

КИФА №4(126) март 2011 года

Рис.1. Отождествление россиянами себя с Православной верой
Рис.2. Посещение православными россиянами храма
Рис.3. Психологические характеристики (средние оценки по выборке) образа современного православного верующего в сознании россиян
Съезд православной молодежи Хабаровск, 2005 г. Фото с сайта patriarchia.ru
Молитва в детско-юношеском летнем лагере. Регентует член молодежного Круга Сергей Бурлака. Фото Максима Соболева

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!