В Свято-Филаретовском православно-христианском институте завершился 19-й учебный год 30 июня в часовне Свято-Филаретовского православно-христианского института состоялся торжественный акт, посвященный окончанию 19-го учебного года. В нем участвовали сотрудники, преподаватели и студенты СФИ, а также учащиеся Богословского колледжа. Перед началом благодарственного молебна на окончание учебного года ректор СФИ проф.-свящ. Георгий Кочетков сказал краткое вступительное слово: «Институт существует не сам для себя. Учёба в институте необходима для того, чтобы наше восприятие церковной традиции было более полным, более верным, освобождённым от всякого рода предрассудков, суеверий и исторических ошибок. Мы с вами трудимся именно для того, чтобы наша вера, будучи очищенной, оживлённой, вновь зазвучала в сердцах людей и в наших сердцах. Мы жаждем прежде всего торжества Христова в нашей жизни, а значит и в Церкви, и вокруг неё. И здесь многое зависит от каждого. И для того, чтобы каждый шаг на этом пути закрепился в нашей памяти, мы совершим этот молебен». По окончании молебна ректор вручил дипломы выпускникам СФИ и Богословского колледжа. Завершился акт благодарственными словами студентов и учащихся в адрес руководства и преподавателей института. В Санкт-Петербурге прошла молодежная просветительская конференция «Евхаристия: богословие и практика» 11 июня по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира Отдел по делам молодежи и Издательский отдел Санкт-Петербургской епархии совместно с Координационным советом по молодежной работе Санкт-Петербурга провели молодежную просветительскую конференцию «Евхаристия: богословие и практика». Конференция началась с Божественной Литургии в храме Федоровской иконы Божьей Матери, на которой сослужили 9 священников. Почти все молящиеся, прихожане разных храмов епархии, которых было больше 250 человек, причащались. Такое количество участников стало неожиданностью для организаторов конференции. В результате около 15-20 человек не смогли поместиться в Белом зале Федоровского собора и расположились на скамейках у дверей в зал. На конференции прозвучали два доклада. С первым выступил священник Владимир Хулап: «Евхаристия и экклезиология». Начав с уточнения понятия церкви как экклессии, собрания верных, принадлежащих Богу, во второй части своего доклада отец Владимир перешел к понятию кинонии как общения с Богом и братьями по вере, высшим выражением которого докладчик назвал евхаристию. Продолжил пленарное заседание архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) докладом «Кто «ест и пьет недостойно» по апостолу Павлу?», в котором блестяще разобрал отрывок Священного писания, приведенный в названии доклада. Вторая часть конференции прошла в форме круглого стола «Как Литургия может быть общим делом верующих?», который провел священник Димитрий Симонов. Отрадно, что миряне не ограничились обычными вопросами священникам о подготовке к исповеди и причастию, а активно участвовали в работе круглого стола. Этому способствовало и то, что среди его участников помимо известных священников Санкт-Петербургской епархии были два мирянина - председатель Свято-Петровского братства, член прихода Федоровского собора Владимир Коваль-Зайцев и прихожанка Князь-Владимирского собора Татьяна Рубцова. На круглом столе предлагались самые разные ответы на поставленный вопрос. Говорилось о необходимости традиционного служения литургии - с чтением тайных молитв вслух, чтением Писания на понятном языке и проповедью в положенном месте. Поднимался вопрос о богослужебном языке. Прозвучало сравнение Церкви с родным домом, ответственность за который должна быть конкретной у каждого православного христианина - как у клирика, так и у мирянина. Вспомнили известное высказывание о. Александра Шмемана: «Ранние христиане: Тело Его на престоле, потому что Он среди них. Теперешние христиане: Христос тут, потому что Его Тело на престоле». Прозвучали смелые высказывания о необходимости просвещения не только мирян, но и священнослужителей. В заключение обсуждения участники конференции стали предлагать тему следующей конференции, предварительно запланированной на 2 января 2008 года. Наибольшую поддержку получила тема, не раз звучавшая в ходе обсуждения, - «Евхаристическая община». Анастасия НАКОНЕЧНАЯ Исполнилось 10 лет провокации в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках Вторая, самая серьезная волна гонений на Преображенское братство, началась в Великую среду 1997 г. В храме появился второй священник - о. Михаил Дубовицкий. Далее события разворачивались стремительно и достигли своей кульминации всего через несколько месяцев, 29 июня 1997 г., в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Информационная служба СФИ в новости о 10-летии начала гонений на общину храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках упоминала, что происходило в течение нескольких месяцев с момента появления о. Михаила в храме до дня его мнимого «избиения» в алтаре Успенского храма. И хотя никакого «избиения» не было, что засвидетельствовал приехавший по вызову дежурный психиатр Г.Л. Шафран, госпитализировавший о. Михаила с острым психическим расстройством, а также присутствовавший при инциденте сотрудник 18 о/м г. Москвы М.Ю. Шунаев, тем не менее, на свящ. Георгия Кочеткова и 12 самых активных прихожан были наложены прещения, а общину выгнали из восстановленного ею храма. Свидетельства очевидцев, заключения прокуратуры и Министерства здравоохранения, подтверждающие полную невиновность в происшедшем настоятеля храма и прихожан, были опубликованы в сборнике «Христианский вестник» № 3, изданном православным просветительско-благотворительным братством «Сретение» в 1999 г. В настоящее время братство «Сретение» подготовило к выпуску очередной сборник документов по новейшей церковной истории (1998-2003 гг.) - «Христианский вестник» № 4. В разделе, посвященном этим и последующим за ними событиям, фигурируют документы, связанные с драматической историей трехлетних прещений и их отменой, а также некоторые материалы, которые по тем или иным причинам не вошли в предыдущий сборник серии. В течение прошедших десяти лет оценка происшедшего в церкви претерпевала значительные изменения. Редели голоса, обвиняющие бывшего настоятеля и прихожан Успенского храма: многие убеждались в том, что происшедшее было неизбежной трагедией, причины которой лежат гораздо глубже поспешных, поверхностных и несправедливых обвинений, предъявленных о. Георгию Кочеткову десять лет назад. Выяснялось, что события 29 июня 1997 г. были не только частным случаем в отдельно взятом московском храме. Почему? С момента отмены антицерковных законов, в конце 80-х - начале 90-х гг., стали открываться внешние возможности для возрождения церкви. Авторитет ее был в то время очень высок, множество людей было готово войти в нее всерьез и осознанно. Увы, церковь оказалась не готова помочь им в этом. Были для этого и объективные причины: обескровленная в течение семидесятилетних гонений, она теряла лучших своих пастырей, находилась долгое время под бдительным оком уполномоченных и сотрудников госбезопасности. Но многие возможности были безвозвратно упущены просто оттого, что главный акцент зачастую ставился на возрождении «стен» - восстановлении разрушенных храмов и монастырей, а собирание церковного народа, просвещение и воцерковление входящих в церковь отодвигалось на второй план или дальше. Для большинства людей тяжелое наследие советского тоталитарного режима не прошло бесследно. Почти каждый человек, живший в стране под гнетом большевистского рабства, буквально пропитался страхами и неумением «стоять в свободе». Могла ли церковь остаться свободной от этого тяжелого влияния? Конечно, нет, ведь церковь состоит из людей. Внешних гонений не стало, но остался всеобщий парализующий страх. Поэтому очень скоро среди духовенства, прежде всего московского, возобладал «охранительный» принцип: стоять на месте, не делая никаких движений. Следуя этому принципу, «охранители» очень скоро стали беспощадно гнать все живое и движущееся в церкви. События 29 июня 1997 г. стали апофеозом этих усилий. Стремление вытолкнуть за пределы церкви ее наиболее живых и деятельных членов, жаждущих подлинного возрождения церковной жизни в России, приобрело уродливую форму сознательной провокации. Этот печальный инцидент стал не только тяжелым переживанием для очевидцев, но и испытанием для всей церкви. Трагедия заключалась в том, что ложь и неправда творились в церкви от имени церкви, а это всегда разрушительно. Мы никогда не узнаем, сколько людей в результате таких «охранительных» усилий утратили веру в церковь, отошли от православия, разочаровались в жизни. Вместо того, чтобы направить усилия на жизненно важные церковные задачи - миссию, катехизацию, возрождение общин, духовное образование, богослужебно-переводческую деятельность и др., - ее силы тратились на залечивание ран, которые она сама же себе и наносила. Прошло десять лет. С 2001 г. свящ. Георгий Кочетков почти каждую неделю служит в московском Новодевичьем монастыре. Успенская община выросла в Преображенское Содружество малых православных братств. Вопросы миссии и катехизации стали реальностью церковной жизни - принята Миссионерская концепция РПЦ, в рамках XV Рождественских чтений прошли конференции «Задачи, принципы и организация катехизической деятельности Русской Православной Церкви» и «Миссионерское служение Церкви»; при поддержке Миссионерского отдела при Священном Синоде РПЦ МП Свято-Филаретовским Институтом проведена международная богословско-практическая конференция «Велика жатва, а работников мало: Миссия в Восточной Европе в православном контексте». На разных уровнях обсуждается необходимость общинной жизни, вопросы участия мирян в богослужении. Означают ли эти процессы, что церковь избавляется от удушливой атмосферы страха и недоверия? Станет ли нынешнее церковное пробуждение реальным собиранием живых сил в церкви, ее духовным обновлением и расцветом? Современному обществу необходимо свидетельство о православии, провозглашающем новую жизнь во Христе и Духе Святом. Для полноценного свидетельства о ней церковь должна являть ее зримые плоды. Поэтому так важно каждому христианину сегодня делать всё, чтобы церковная жизнь не была расколота, ибо «всякое царство, разделенное внутреннею враждой, обращается в пустыню: и ни один город или дом, разделенный внутреннею враждой, не устоит» (Мф 12:25). Наталия ИГНАТОВИЧ (информационная служба СФИ), Александра КОЛЫМАГИНА (гл. редактор газеты «Кифа») КИФА №9(67) июль 2007 года |