gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
21.08.2007 г.

С 20 по 30 июля в Подмосковье прошел детско- молодежный лагерь Преображенского содружества малых братств

ImageВ нем участвовало более 700 человек, половину из которых составляли дети и молодежь до 20 лет, а вторую половину - взрослые члены Содружества: родители и те, кто принял как свою личную задачу разрешение проблемы совместной христианской жизни разных поколений. Именно эта жизнь - общая молитва, труд, игры, беседы в течение 10 дней - стала центром собора и вывела его далеко за рамки привычной «детско-молодежной работы».

Ежедневно все дети и взрослые собирались на общую молитву, важной частью которой была проповедь, обращенная прежде всего к детям. Особо значимым элементом этой молитвы были включенные в чин свободные прошения участвовавших в ней, вплоть до самых маленьких.

Время до обеда отводилось на совместный труд взрослых и детей. Его плодами были: крестильные рубашки, несколько аналоев, декоративные коврики и керамика, множество детских рисунков и др. Вторая половина дня отводилась на возрастные программы: художественные мастерские - для младших, тематические встречи - для молодежи. Более 60 юношей и девушек с несколькими руководителями ездили на место Бородинского сражения, посетив и расположенный там Спасо-Бородинский монастырь.

Состоялись вечера, посвященные теме земного и небесного Отечества, поэзии Александра Величанского, стихам русских, английских и японских поэтов прошлого. На итоговом фестивале было показано 6 спектаклей, от древнегреческой трагедии и театра «Кабуки» до «Телефона» К. Чуковского и «Пира во время чумы» А. Пушкина, поставленных общими силами детей и взрослых. Свободное время многие участники лагеря проводили на футбольном поле, волейбольной и баскетбольной площадках. Было выпущено несколько стенгазет, ежедневно выходил информационный листок «Один день».

За время собора духовный попечитель Содружества проф.-свящ. Георгий Кочетков встретился со всеми возрастными группами детей и молодежи. Встречи проходили в форме свободной беседы с взаимными вопросами и ответами на жизненно важные, подчас очень острые, темы.

Совместная жизнь в эти дни позволила разрешить некоторые традиционные проблемы «отцов и детей». Но она же в большой степени обнажила основную проблему - воцерковления семьи как таковой, поскольку лишь духовно-целостная жизнь родителей и их постоянное служение Богу и Церкви, а не отдельные детско-молодежные программы, являются основой для подлинного воцерковления детей.

 

В СФИ прошла защита итоговых работ

25 июня в Свято-Филаретовском институте состоялась защита работы к.ю.н. Ирины Борщ на тему «Русская наука церковного права в первой половине XX в.: поиск методологии».

Официальными рецензентами работы стали доктор канонического права прот. Николай Макар и старший научный сотрудник ИРИ РАН, к.и.н. Е.В. Белякова. С отзывом на защите выступил главный научный сотрудник Института философии РАН проф. О.И. Генисаретский, также свои отзывы на работу представили директор Института экуменических исследований (Львов- Париж), д.и.н., проф. А. Аржаковский, заведующий кафедрой Истории государства и права Московской государственной юридической академии, д.ю.н., проф. И.А. Исаев, к.филос.н. В.Г. Марач.

Работа канд. соц. н. Анны Алиевой «Образ христианства и церкви в сознании современных россиян, определяющий цели и задачи христианской миссии в России сегодня» была подготовлена на кафедре миссиологии, катехетики и гомилетики. Подобное исследование в церкви было предпринято впервые и удачно соединило в себе как содержательный церковный запрос к социологам, так и церковный анализ полученных данных. А.Б. Алиевой удалось, используя данные профессиональных социологических исследований, показать основные характеристики образов христианства и церкви, а также динамику их формирования в массовом сознании современного российского общества. В работе автором указан ряд серьезных искажений: отсутствие в образе христианства представлений о Едином Боге и Христе, преобладание в нем магической и национально-идеологической составляющей и др. В работе подчеркивалось, что причина таких искажений зачастую лежит в деятельности (а в миссионерской области - в бездеятельности) самой церкви.

Три работы были посвящены такому сложному и неоднозначному периоду в истории РПЦ, как первая половина XX века, причем две - работы Ирины Яблочковой и Анны Ксандопуло - анализу взаимоотношений государства и церкви.

Работа И.В. Яблочковой посвящена тем трудам протоиерея Сергия Булгакова на тему церковно-государственных отношений, которые легли в основу ключевых определений Собора 1917-1918 гг. В выдвинутой на защиту работе были проанализированы этапы эволюции идей С.Н. Булгакова и сделана попытка поставить вопрос о преемстве взглядов на государственно-церковные отношения участников Собора 1917-1918 гг. и авторов современных основ социальной концепции Русской православной церкви, принятых в 2000 г.

В работе А.В. Ксандопуло рассматривается проблема реализации политики советской власти по отношению к Русской православной церкви на региональном уровне. На примере Тульской области автор показал, какими были внутренние механизмы принятия государственными структурами решений, касающихся церкви.

Работа Ольги Баевой посвящена описанию и анализу жизни и деятельности одного из активных участников движения церковного обновления начала XX в , первого единоверческого епископа, избранного Собором 1917-1918 гг. О.А. Баева анализирует деятельность сщмч. Симона (Шлеева) в сложном контексте движения за обновление церковного общежития в России начала XX в., уроки которого более чем важны и злободневны для Русской православной церкви спустя почти столетие.

 

Конференция, посвященная 10-летию  Закона о свободе совести, прошла в СПбХУ

22-23 июня в Петербурге, в стенах Санкт-Петербургского Христианского Университета (СПбХУ), состоялась V международная научно-практическая конференция «Защита прав граждан на свободу совести и вероисповедания - сфера взаимной ответственности государства и общества», посвященная 10-летию принятия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Организаторами форума выступили СПбХУ, Отдел по защите свободы совести аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ и Христианский культурный центр при поддержке ряда российских и зарубежных научно-образовательных и общественных организаций.

Участников конференции приветствовали почетные гости: президент Евроазиатского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС), член попечительского совета СФИ, профессор Анатолий Андреевич Красиков и начальник отдела по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ Андрей Евгеньевич Себенцов. Было зачитано приветственное письмо полномочного представителя Президента РФ по Северо-Западному федеральному округу И.И. Клебанова.

С развернутым докладом «Право на свободу совести после социализма» выступил А. Е. Себенцов. Он отметил, что история реализации права на свободу совести в России насчитывает в общей сложности лишь несколько десятилетий. Поэтому принятый в 90-м либеральный закон не соответствовал российской правовой традиции. Это несоответствие вызвало резкую реакцию: к закону стали требовать таких корректив, которые «могли перекрыть всякую религиозную свободу». Закон 1997 года, по мнению Себенцова, уравновесил либеральные и консервативные тенденции.

В заключение своего выступления Себенцов высказался за целесообразность создания государственного органа, координирующего религиозную политику. Это заявление было поддержано большинством участников конференции

В первый день работы основное время было уделено дискуссии по вопросам государственной религиозной политики, а также международной и российской судебной практики по делам о защите прав верующих и религиозных организаций. Выступили известные адвокаты А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский, Г.А. Крылова, Л.С. Симкин и ученые-эксперты в этой области А.М. Верховский, проф. А.И Артемьев (Казахстан), проф. Дурэм Кол (США).

Второй день работы конференции был в основном посвящен вопросам религиозного образования и сотрудничества исследователей религий, придерживающихся различных убеждений.

Главным образом, о проблеме преподавания Основ православной культуры в школе говорила представитель министерства образования РФ Е.Г. Романова. В настоящее время закон допускает преподавание этого предмета в рамках так называемого «регионального компонента образования» (существующего наряду с «федеральным» и «местным» компонентами). Этим правом в полной мере воспользовались в некоторых регионах. Оспорить эту практику, даже при однозначно отрицательном отношении министра, с точки зрения закона затруднительно, т.к. она целиком находится внутри правового поля.

Известный религиовед Н.В. Шабуров (РГГУ, Москва) выступил против отождествления неконфессиональной точки зрения с атеистической. Характерной особенностью неконфессиональной позиции, по мнению ученого, является не атеизм, а стремление к объективности. А поборники преподавания религии в школе, например, в виде ОПК, по мнению Шабурова, даже не стремятся к объективности, т.к. теология по определению конфессиональна, «нет, и не может быть светской теологии». Таким образом, считает ученый, практика преподавания ОПК в средней школе противоречит самой идее гражданского общества. В качестве примера сотрудничества стремящихся к объективности ученых различных убеждений докладчик привел возглавляемый им Центр исследования религий при РГГУ.

Тему сотрудничества верующих и неверующих исследователей религии поддержал профессор М.Г. Писманик (Пермь). По его мнению, «более глубокое познание религии ведет к союзу с богословами». Однако, «соседи по познанию не должны быть привратниками друг у друга». Профессор Писманик призвал коллег-религиоведов серьезно относиться к религиозному опыту, которому не чуждо большинство богословов и некоторые религиоведы. «Святое», с точки зрения профессора, не есть «ничто», а есть «нечто». Это «виртуальная» реальность, ускользающая от описания рациональным языком. Язык науки о религии требует уточнения.

В заключение, подводя итоги 2-х дней работы, участники конференции с удовлетворением отметили широту охвата предложенной темы. В процессе работы форума действующий Федеральный закон о свободе совести и практика его применения были проанализированы с разных сторон, в том числе в сравнении с иностранными аналогами. Выгодными особенностями конференции были ее представительность и научно-практический характер. Результаты глубоких теоретических изысканий, предложенные учеными, удачно сочетались с компетентными выступлениями специалистов-практиков, представлявших как органы государственной власти (федеральные и региональные), так и независимые общественные и научные организации.

Александр БУРОВ

 

Игумен Кирилл (Сахаров) исключен из рядов Союза православных братств

Союз православных братств принял решение исключить из своего состава настоятеля храма Святителя Николая на Берсеневке игумена Кирилла (Сахарова), обвинив его в попытке переворота в руководстве этой организации.

«Игумен Кирилл и иерей Павел Поваляев приняли решение сместить законного главу Союза православных братств своими двумя голосами, что абсолютно самочинно и аморально», - заявил 6 августа координатор Союза православных братств Юрий Агещев. Он сообщил, что решение Союза было принято на его недавнем внеочередном заседании большинством голосов. Союз также постановил назначить на должность своего духовника священника Сергия Зинченко, клирика Самарской епархии.

По словам Ю. Агещева, поводом к смещению отца Кирилла, который исполнял обязанности ответственного секретаря, послужило опубликованное с его благословения на сайте публициста Михаила Назарова и подписанное священником Павлом Поваляевым заявление, в котором, в частности, утверждалось, что председатель Союза православных братств Леонид Симонович-Никшич из-за серьезного заболевания «не может реально осуществлять руководство». Авторы заявления также предложили на эту должность другую кандидатуру.

«Суть наших разногласий с игуменом Кириллом сводится к следующему: мы считаем недопустимым его общение как настоятеля центрального храма Москвы с Назаровым, который повсюду оскорбляет нашу Церковь, считая ее безблагодатной», - отметил Агещев. Он подчеркнул, что позиция отца Кирилла является также, «по сути, поддержкой революционной линии епископа Диомида».

Ранее М. Назаров признал, что именно он предал широкой огласке так называемое обращение епископа Анадырского и Чукотского Диомида, которое вызвало скандал. В ответ на это заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что за шумихой вокруг этого «обращения» стоят Михаил Назаров и главный редактор «Русь Православная» Константин Душенов, которых он обвинил в попытке захвата власти в Церкви.

Как отметил Ю. Агещев, недавно отец Кирилл в своем храме «тайно встречался» с М. Назаровым. «Теперь попытка революционного переворота в Союзе православных братств ликвидирована», - заключил Агещев.

По материалам информационного агентства «Интерфакс»

КИФА №10(68) август 2007 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!