НУЖНО НЕ ТОЛЬКО СЛЕДОВАТЬ СТАРЫМ ПРИМЕРАМИнтервью доктора богословия, почетного доктора МДА Карла Христиана Фельми «Кифа»: Уважаемый профессор, в Евангелической церкви Вы являетесь виднейшим специалистом по православному богословию. Что именно стоит в центре Ваших научных интересов в настоящее время? Проф. К.Х. Фельми: Последние годы я был занят почти исключительно церковным искусством. Так, я писал большую статью для изданной в Италии книги, содержащей 70 иллюстраций. Сейчас я занимаюсь редактированием перевода моей книги «Иконы Христа» на русский язык. Переводчик - кажется, человек нецерковный, поэтому, невзирая на то, что он отлично владеет немецким языком, там очень много ошибок. Достаточно сказать, что он написал в тексте «большой вход» вместо «великий вход». Еще сложнее ему разбираться с догматическими вещами. Сейчас я планирую писать книгу о русском богослове Павле Светлове. В прошлом году я читал о нем лекцию в Московской духовной академии, но это была только часть статьи. Павел Светлов был великим апологетом, но начинал он с сотериологии, причем совершенно особенной сотериологии, и я хочу об этом написать. Так что здесь, в Москве, я был не только на посвященной церковному искусству конференции Свято-Филаретовского института, но и в архиве. «Кифа»: Что Вам представляется наиболее интересным в конференции СФИ? Каких результатов Вы ожидаете от обсуждения? Проф. К.Х. Фельми: Я думаю, здесь затронут очень важный вопрос: как в наше время продолжать традицию иконописи. Этим я занимаюсь уже давно. Я защищаю, как Вы могли заметить, искусство 17 века. Конечно, это не Андрей Рублев, но в это время еще были попытки продолжать старую традицию и одновременно вносить свою лепту, а не только копировать старое. Я очень люблю старую иконопись и сам занимаюсь практической реставрацией. Я всегда любил именно иконопись в старом стиле. Но потом заметил, что сегодняшние иконы, воспроизводящие этот стиль, нередко слишком сухи и академичны. И поэтому сегодня я более снисходительно, хотя иногда с юмором, отношусь к попыткам соединять в иконописи старую традицию с новыми элементами. Я ожидаю от конференции не столько готовых результатов, сколько живой дискуссии, которая помогает проливать свет на возможности новых импульсов для творческого продолжения традиции иконописания. «Кифа»: Вы выделили в своем докладе именно эсхатологический аспект иконографии в ее связи с Литургией. Сейчас многие говорят о проблеме невыявленности эсхатологичности в жизни церкви, и в первую очередь - в жизни литургической. Об этом неоднократно говорит в своих «Дневниках» отец Александр Шмеман. Какими Вы видите пути разрешения этой проблемы? Проф. К.Х. Фельми: Я думаю, что все есть в православной Литургии. И в западной тоже есть, хотя и в меньшей степени. Но даже такой умный человек, как, например, проф.-прот. Павел Светлов, говоря о Царстве Божьем (он написал книгу о значении Царства Божьего для христианского миросозерцания), о Литургии в этом контексте не говорил. По-моему, сегодня очень недостает истолкования Божественной литургии. Отец Александр Шмеман - прекрасный пример для нас, но то, что было начато им, надо продолжать. Нужно не только следовать старым примерам, но вновь открывать для себя содержание прекрасных евхаристических молитв. Фото Кирилла Мозгова КИФА №9(47) май 2006 года
|