Работа секций: ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ Работа секции началась с доклада прот. Александра Виноградского (Иерусалим) "Свобода - динамическое церковное таинство". В докладе, посвященном особенностям христианского и иудейского понимания освобождения, говорилось и о характерных искажениях этого понимания: "Простые шаблоны, пригодные только для того, чтобы без конца их повторять - что мы искуплены, что мы свободны, - нисколько не мешают духовенству считать себя призванным к тому, чтобы задавить не только верующих, но и всех вообще гнетом и бременами законов и правил. Гораздо сложнее - и важнее - жить в духе подобающей ответственности по отношению к Богу, Который избавляет нас не только от зримого рабства, но и от того, что постепенно убивает нашу свободу и ответственность". Возвращая слушателей к евангельскому контексту, о. Александр завершил свое выступление настоящим гимном свободе: "Свобода бьет, как родник, и, как молния, озаряет нашу веру всегда и везде: "Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав". В докладе преподавателя СФИ, зав. кафедрой Священного писания Ларисы Мусиной "Церковь как воплощение дара свободы в экклезиологии ап. Павла", подчеркивалось, что ап. Павлу удалось соединить в своем богословии библейское искупление и эллинскую свободу - как социальную, так и личную. Во Христе, т.е., согласно ап. Павлу, в Церкви, открылась такая полнота любви и свободы, которая смогла преодолеть все ограничения - социальные, национальные, семейные и многие другие. Злободневным вопросам богослужебной практики был посвящен доклад прот. Павла Адельгейма (Псков). Недавно группа псковских православных священнослужителей обратилась с письмом в Синод: пастыри просили рассмотреть вопрос об изменении чина отпевания для мирян, живших вне церкви и умерших без покаяния. По мнению о. Павла, практическое решение вопроса о недопустимости лицемерия при совершении таинств невозможно вне связи с вопросом о крещении, которое ныне практически никогда не предваряется подготовкой (или, в случае младенческого крещения, не восполняется воцерковлением). Священник гуситской церкви Ян Лашек (Прага) обратился в своем докладе к опыту католического модернизма (так принято называть движение, приведшее Католическую церковь ко II Ватиканскому собору). Он подчеркнул важность этого движения, стремившегося к большей открытости Католической церкви как по отношению к обществу, так и по отношению к другим христианским конфессиям, для всех церквей Восточной Европы. По мнению докладчика, в вопросах свободы веры церковь должна быть готова к постоянному aggiornamento и оставить образ "осажденной крепости". Несколько изменило тональность заседания завершившее его эмоциональное выступление секретаря РСХД по межхристианским и межправославным связям Лидии Оболенской-д`Алоиcио (Брюссель). Она привела два варианта ответа на вопрос об ответственности за православие за рубежом - условно эти ответы можно назвать "воцерковленным" и "невоцерковленным". Первый предполагает ответственность как норму жизни церкви, где бы она ни жила - в Архангельске, Нижнем Новгороде или Иоханнесбурге. Второй вариант предполагает рассуждения типа: "Мы такие слабые, как мы можем отвечать за церковь?" Обратившись к вопросу наследия русской эмиграции, Лидия Оболенская отметила, что ныне это часто лишь архивы и прах родственников. Однако за без малого столетие жизни в условиях демократического и многоконфессионального общества православием на Западе был накоплен огромный опыт гражданской свободы и экуменического диалога - опыт, которым можно и нужно активно делиться. КИФА №14(52) сентябрь 2006 года Фото Кирилла МОЗГОВА |