gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
29.06.2006 г.

 

СОКРОВИЩЕ ВЕРЫ

 

Из стоявшего в повестке дня Рождественских чтений 2006 года и не прочитаннного из-за запрета архиепископа Псковского Евсевия доклада протоиерея Павла Адельгейма

I. Постановка проблемы.

«Что имеем, не храним»

(Ш. Руставели)

ImageИзвестный проф. богословия с горечью сказал: «к чему  рассуждать о соборности?  Это слово пора вычеркнуть из Символа веры».  Так он выразил  тревогу за судьбу Церкви, теряющей свойство соборности. Вычеркнуть нельзя. Можно игнорировать. Можно жить так, как будто этого слова никогда не было в Символе. Всё останется по-прежнему.  Будет  выполняться богослужебный Устав, сохранятся канонические правила, епископы будут благословлять и управлять, священники будут совершать Таинства, народ будет петь акафисты. Не будет только Православной Церкви.  Будет «Другая церковь», которой не нужна соборность.

Определённая четырьмя догматическими признаками, Церковь неповторима, как черты человеческого лица: разлёт бровей, крутизна лба, очерк губ, разрез и выражение глаз. Догматические свойства Церкви идентифицируют её как дактилоскопический узор. Другой рисунок пальцев принадлежит другому человеку. Основанная Богочеловеком, Церковь ведёт свою историю от св. апостолов. Вселенские Соборы определили её четырьмя признаками, позволяющими идентифицировать её во все времена по всей Вселенной. Выявляя догмат о Церкви, святые отцы словно провидели провал екклезиологического сознания, который в последние времена обнажает свою зияющую пустоту. Единство Церкви подменяется господством, которое Христос запретил своим апостолам. Соборность Церкви подменяется клерикализмом. Клерикализм и осуждённое Евангелием господство, разрушают православную  екклезиологию, повторяя богословскую ошибку Римской церкви. Клерикализм и господство становятся главными злодеями екклезиологии. Подменяя единство Церкви господством над ней, пастыри приватизируют стадо Христово. Игнорируя соборность, отнимают свободу во Христе. Перед лицом такой опасности следует задуматься о догматическом смысле исповедания «πιστευω εις μιαν καθολικην Εκκλησιαν», переведённом славянскими словами «верую вο единую соборную Церковь». Лишённая единства и соборности, Церковь не будет апостольской, «назданной на основании апостол и пророк, сущу краеугольному  Самому Иисусу Христу»1. Это будет «Другая церковь», лишённая апостольских корней.  Возможно, она трансформируется в уникальный бюрократический аппарат, великолепно организованный для осуществления политических и коммерческих задач. Утрата соборности не есть «потеря качества». Это не «шах» и не «пат». Это «мат».

«Четыре свойства Церкви находятся в таком гармоничном сочетании, что, упразднив  или изменив характер одного члена этого четверочастного  различия, мы упраздним само понятие Церкви или же глубоко его изменим, от чего изменится характер других её свойств»2.

II. «Εκκλησια - Церковь».

Отцы Вселенского Собора лаконично изложили догмат о Церкви в пяти словах. Субъект определяется четырьмя признаками: верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.  Греческий Символ Веры определяет  богословское понятие «Церковь» словом «екклесия». На славянский язык «екклесия» переведено термином «Церковь», ведущим свою этимологию от другого греческого слова «кариакон» - («κυριακη  οικον»). Эти два слова в греческом языке имеют разные корни и разное семантическое поле. В славянском богословии слова «Екклесия» и «Церковь» имеют тождественный смысл, выражают одно и то же понятие, хотя и различаются оттенками  значений и стилистической окраской.

Романские народы сохранили в своих Символах Веры греческое «εκκλησια»: французы - eglise, испанцы - iglesia.   Армяне (екегеци) и грузины (екклесиа). Все они сохранили первоначальный корень слова, отвечающий исходному понятию - собрание. Какое понятие связано было с этим словом у греков четвертого века? Возможно, городского веча, народного собрания, на которое  собирались все граждане для решения насущных городских проблем - водопровода, торговли,  строительства храма или школы, выбора магистратов и назначения полицейских.

Вселенский Собор определил  словом «Екклесия» новую сущность - богочеловеческий  организм  Христовой жизни. Четыре индивидуальные признака определяют в Екклесии бытие Тела Христова, составленного из множества  органов, множества клеточек, из множества членов, оплодотворённое Святым Духом. 

«Древнее славянское слово «цръкы» и немецкое «Kirche»,  английское «charch» стоят в одной линии и происходят от одного корня, от греческого кариакон; этим словом греки IV и V вв. обозначали церковь как здание, храм» 3 («κυριακη  οικον» - Дом Господень) «Дом Божий, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины»4. («εν οικω θεου...ητις εστιν εκκλησια θεου ζωντος»). Апостол Павел отождествляет два разнокоренных греческих слова. Славянский перевод слова обоснован поэтическим образом, взятым из авторитетной церковной книги «Пастырь» писателя второго века Ерма. Как «екклесиа» соединяет множество лиц в одно собрание, так строительные камни, соединённые в стенах храма, образуют его архитектонику.

Ерм описывает созидание Церкви в образе башни, строящейся из белых камней на водах. Ангелы кладут в стены башни только отшлифованные и тщательно подогнанные камни. Камни подогнаны друг к другу так плотно, что башня смотрится как монолит.  Не всякий камень кладут ангелы в стены. Одни камни недостаточно отшлифованы и нуждаются в дополнительной обработке. Ангелы откладывают их в сторону. Другие камни не подходят по цвету и качеству, повреждены глубокими трещинами. Ангелы отбрасывают их прочь, как непригодные для строительства башни. Для постройки можно употребить только кубические камни. Красивые, но круглые камни оказались непригодными. Их нельзя плотно подогнать друг к другу. Ангелы полагали их снаружи около стен.

В качестве символического образа  Иисуса Христа, апостолов и всех христиан, «камень - η πετρα» проходит через книги Священного писания: «Камень же бе Христос»5 («η πετρα δε ην ο Χριστος»); «Сущу краеугольному самому Иисусу Христу»6, «камень, который отвергли строители, сей бысть во главу угла»7; «ты -Петр, и на камени сем воздвигну Церковь Мою»8. «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный»9.

«Дом духовный», построенный из живых камней, есть «Екклесия-Церковь».

Рассматривая  «церковь» в образе здания, архитектурного творения человеческих рук, мы видим тот же самый замысел Божий о Церкви, как Теле Христовом, запечатлённый в архитектурных формах храма. Эти формы передают структуру человеческой плоти: голова-купол, барабан-шея, восьмерик- плечи, четверик-туловище и глубоко укоренённый в земле фундамент- ноги. А возносящийся над куполом крест, словно руки, с мольбою воздетые к небу. Храм является образом человека, молитвенно предстоящего перед Богом. Не дерево, не камень призваны вместить Бога, но человек, во образ которого созидается храм (ναος θεου). «Бог...не в рукотворенных храмах живёт»10: κυριος ουκ εν χειροποιητοις ναοις κατοικει).                                                   

Екклесия-Церковь сочетает единство и множество, выявляя два аспекта: Воплощение Логоса и Сошествие Cвятого Духа. Храм олицетворяет Екклесию. Церковь запечатлевает свою богочеловеческую природу в вещественном образе храма. Он обозначает место, где собирается  Церковь. Она обозначает состоявшуюся встречу собравшихся. Одно понятие выражает возможность. Другое - её  актуализацию. Оба понятия выражают человеческое соучастие в Богоявлении: «Слово плоть бысть и вселися в ны»11. В обоих случаях выявляется единство, собранное во имя встречи с Богом. В первом случае церковь выражает предметное понятие «тела» и «храма». Во втором случае «церковь- екклесиа» обозначает локальное собрание верующих, объединённых патриархатом, епархией, приходом. Изменение масштаба не разрушает церковную целостность, пока не рассекается живая структура церковного организма. Разрушается Церковь, когда епископат отделяется от клира и народа Божия, превращаясь в независимый и непроницаемый аппарат господства. В любом масштабе Церковь-Екклесия сохраняет свою сущность- полноту и целостность Тела Христова, пока епископ, клир и народ связаны единством веры и молитвы, таинства и жизни.

III. Тело Христово.

Сущность Церкви описана четырьмя  догматическими признаками. Каждый из них обладает полнотой и однозначностью смысла. Два признака указывают корни Церкви. Святость(αγιαν) - её небесный корень в Духе святом и апостольство (αποστολικην)- её земное начало, укоренённое в человеке. Как вселенская ось, Церковь имеет две точки опоры. Она укоренена на небе и на земле. Два других признака описывают её сущность «πιστευω εις μιαν και καφολικην  Εκκλησιαν».                                 

Церковное единство имеет уникальный характер, который апостол Павел описывает физиологическим образом тела, имеющего многие органы и члены, связанные общей жизнью в один организм. Единство выражает  не только функциональную или психологическую связь человеческих личностей в континууме. Единство Церкви предполагает не отвлечённое понятие человеческого сообщества, а конкретную сущность, которую апостол Павел называет «Тело Христово». Мы называем его «общиной», церковью - екклесией.  Апостол Пётр называет общину верных «дом духовный, устроенный из живых камней, род избранный, царственное священство, народ святой, священство святое» 12.

Органы человеческого тела не похожи друг на друга, но взаимодействуют согласованно, ибо живут общей жизнью. Они не борются между собой, но заботятся друг о друге. Если сердце человека не в ладах с разумом, он не здоров. Здоровое единство Церкви  не только внешне, но и внутренне согласовано. «Мы, многие, составляем одно тело во Христе;  в одном теле у нас много членов»13. «Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело...и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Членов много, а тело одно. Бог соразмерил тело...дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Страдает ли один член, страдают с ним все члены»14. «Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его»15.

Не всякое единство имеет богословский смысл. Полнота собранного множества может иметь как сущностный, так и формальный характер: статистические факты или сумму отдельных лиц. Сущностное единство екклесии имеет нравственную ценность и богооткровенное обоснование. Его определяют  словами, выражающими различное качество. Единство может быть неслитным и нераздельным, например единосущие Отца, Сына и Святого Духа. Это совершенное единство. Единство может быть нераздельным: целостность (телесность) предполагает живой организм. Разделение убивает его. Единство может быть неслитным:  соборное единомыслие оставляет каждой личности свободу сердца, ума и совести в отличие от формальной согласованности демократического консенсуса или корыстного сговора. Полноту выражает не всякая совокупность, общность, куча, монолит, взвеси и смеси. Церковное единство должно быть сущностным и доброкачественным. Его идеал -единосущная и нераздельная Святая Троица. Оба определения «εις μιαν» и «καφολικην» не вводят новые качества, но оттеняют родовое понятие «екклесия-церковь» признаками, выражающими его сущность.

Человеческое тело устроено иерархично. Органы и члены различны, но одинаково необходимы для тела. «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения... Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле»16. Этим физиологическим образом апостол Павел указывает на иерархическое устройство Церкви. Тело Христово сочетает своё онтологическое единство с иерархическим различением даров и служений.

Двумя характеристиками церковного единства - неслитного и нераздельного- являются свобода и любовь. Вне этих признаков единство не  будет церковным. Единство, лишённое свободы, обращается в насилие и порабощение. Без любви единство лишено церковного содержания. Единство созидается посредством любви:  взаимного прощения, терпения, смирения-  тех царственных сил духа, которые называет апостол в посланиях «Коринфянам» и «Галатам».  Плоды этого духа: свобода и милость, кротость и мир, радость и вера.

Господство строится на самодостаточности и насилии. Его плоды: порабощение и нетерпимость, зависть и корысть, пренебрежение к человеку и жестокость. Лишённое любви и свободы, единство неизбежно вырождается в господство.    

Принцип единства сам по себе не несёт ни количественной, ни качественной характеристики. Лишённый соборности, принцип единства может вырождаться в «единственность», «исключительность», «отделённость», «элиту».  Это  вариант   раскола  Церкви, который учиняет епископ, объединяя вокруг себя не всю Церковь, а группу лиц, отобранных по случайному признаку  (например, по личной симпатии, преданности или по типу благочестия). Епископ становится стержнем, вокруг которого его человеческая прихоть формирует не Церковь, а партию. Определяясь случайными признаками взамен соборности, партия епископа неизбежно противопоставляет себя Церкви. Так епископ в собственной епархии может основать раскол, природа которого остаётся невыявленной. В истории не раз епископ- еретик объединял вокруг  себя сторонников, противопоставляя своё сборище соборной Церкви.

Потому Церковный Собор 1917-18 г. учредил контролирующую власть, что единение может быть в Святом Духе, а может быть в ереси, корысти или ином грехе. С внешней стороны единство похоже на единоначалие. Их внешнее сходство позволяет подменить одно другим. Единство многих и господство над многими трудно различить со стороны. Ещё труднее доказать это различие. Однако, они не тождественны. Они также принципиально различны, как организм и механизм.

Одно-живое, а другое- мёртвое.

Было бы обманом выдать за «единство» общую канцелярию или контору Управления (административного, хозяйственного, политического). Институция выражает не единство церкви, а каноническую структуру. Единство осуществляется во взаимопонимании, общем согласии, верности всех членов Церкви своему «Единству», а не канцелярии: «возлюбим друг друга, да единомыслием исповедуем Святую Троицу». Епископ или архиерейская корпорация  выражают «единство Церкви», но не заменяют Церковь. Между понятием «церковный Собор» и понятием «Церковь» нельзя поставить знак равенства. Святитель Киприан говорит о единстве епископа с Церковью, но не отождествляет эти две сущности. Епископ необходим в церкви, но недостаточен для её полноты. Епископ не тождественен Церкви. Если церковные вопросы обсуждает архиерейское собрание, в котором не участвует народ и клир, то церковность решений остаётся неопределённой: решение церкви или корпорации? Всегда ли Духу Святому угодно то, что угодно данному составу епископов?  Церковь не содержит учения, что консенсус епископов гарантирует церковность принятых решений.

В церковном единстве нет насилия и страха. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх»17. Если пастух удерживает паству властью бича, она не стремится собраться вокруг него. Паства сохраняет дистанцию, уклоняясь от бича. Между пастырем и стадом не возникают центростремительные отношения. На административной власти можно строить только формальное единообразие. Такое «единство» обходится без свободы и любви. Следует лишь знать своё место и обязанности. Когда законная власть тяготеет к насилию, стремление паствы становится центробежным. Это и есть главная опасность авторитарного уклада в церковной жизни: падает авторитет церкви и теряется паства. Вместо единства наступает рассеяние, одиночество и одичание.

IV. Καθολικην - Соборная.

Священное Писание открывает симметричное единству свойство Церкви, названное соборностью. Многие лица составляют соборное единство, обретая «полноту в Нём, ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно»18. Так отдельные камни собираются в архитектурную целостность храма. Архитектурная завершённость храма так же выражает соборную полноту,  как единство живого тела (целое), собранное из различных множеств: физических, химических, биологических и анатомических. Если единство выражает онтологию Тела Христова, то соборность определяет её иерархическое устройство19.

Против свойства Церкви, обозначенного словом «кафоликен», обычно не выдвигают возражений. Прямое возражение против догмата невозможно, поскольку каждый епископ присягает хранить догматы в неизменной чистоте. Слово  «кафоликен»не вызывает негативной реакции. Его смысл, задрапированный  греческой семантикой, остаётся не выявленным для русского слуха. Зато перевод «кафоликен» славянским «соборная» вызывает сегодня у многих неприятие и возражения20

Им приходится смиряться с этим свойством Церкви только в силу древности традиционного перевода. Перевод слова на другой язык выражает понимание этого слова в контексте другой культуры и неизбежно оказывается его истолкованием. Словом «соборная» мы тысячу лет исповедуем третье свойство Церкви в славянском Символе Веры. Согласно церковному преданию, перевод Символа Веры сделали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Перевод «кафоликен»  словом «соборная» сохраняется неизменным, ибо обоснован святоотеческим авторитетом. Это обстоятельство позволяет крепко держаться за понятие «соборность», признавать его тождественность греческому «кафолики» и осуществлять в церковной практике. Апология славянского перевода «кафоликен» опирается на веру Церкви и три достоверных факта, подтверждающих нашу веру.

1. Славянское слово «соборная» вписывается в семантическое поле греческого «кафоликен».

2. Слово «соборность» сохранилось в литературных памятниках 11 века, близких  эпохе перевода церковных книг. Это значит, что слово «соборность» уже существовало в языке славян, и его  могли употребить для перевода.  

3. Для объяснения  слова «соборная-кафолическая»  катехизисы используют синонимы «всеобщая» и «вселенская» Эти синонимы близки по значению с «соборностью», но не тождественны и только отчасти могут быть альтернативой для перевода «кафоликен». Оба термина отражают его формальную сторону.

Приведённые основания  позволяют утверждать уникальность и аутентичность славянского термина «соборная». Принятый церковным преданием перевод выражает точный смысл третьего екклезиологического свойства, которое отцы Второго Вселенского собора обозначили  термином  «кафоликен».

1. Семантическое поле.

В контексте греческого языка и греческой культуры  «καφολικην» имеет широкое семантическое поле, сложившееся из ранних и позднейших форм: καφολικως; καφολικος;  καφ ολον;  καφ ολου;  Κατα ολος;  ουλος. С помощью Древнегреческо-русского словаря мы можем найти соответствующие им русские значения. Воспользуемся двумя словарями:

1. И.Х. Дворецкого под ред.С.И. Соболевского. Госиздат.  Москва 1958 г. и

2. Общества классической филолог.и педагог. ред. А.О. Поспишиль, Киев1881

В словари полностью включена лексика древнегреческой литературы с 10 в. до Р.Х. по 2 век после Р.Х: Гомер, Сапфо, Гесиод, Эсхил и т.д. Тексты Нового Завета, отражающие новую стадию в развитии древнегреческого языка,  учтены в той мере, в какой они отклоняются от языка классического.

1. ολος эпич. ουλος, лат.salvus,sollus, solidus, totus.  а. целый, полный, весь, совершенный, во всех {частях тела},  всецело, ολα τα πραγματα главное дело, вся суть;  но: всё государство, вся власть. ολος ωρμημαι  стремлюсь всей душой. б. главный, существенный. Сущ.το ολον целое, вся сила, главное; τα ολα целое, всё, сущность{summa rerum}, верховная власть государства, вселенная, мир;  Нареч. ολως  всецело, совершенно, вполне, одним словом, вообще, in universum, Кατα  основное значение: ПО {чему ни будь вниз}, κατα του ορους  с горы, с вершин,  κατα γης δυεσφαι сходить, спускаться под землю, κατα νωτου с тыла, сзади, κατα κρης с самого верху вниз, совсем, совершенно, всецело.

2. переносн.а/ относительно, о {об}; на [него];  б/ выражение враждебного отношения: против.  С винит. О месте или направлении к ч-л. вниз: по,на, около, подле, к, по направлению к, в, по течению.

Кαφ-ολικος  всеобщий, общий, от καφολικως-вообще, в целом, in universum.

1. Καφ-ολου, вообще говоря, как общее правило, общие места, общие положения, в общем виде.

2. Καφολου отнюдь не;  в целом, нисколько не.  λεγω κατα το  παντι η μηδενι υπαρχειν - общим я называю причастность всему или ничему.

Широкое семантическое поле допускает многообразное прочтение слова «καφολικην». Слово «соборность», употреблённое Символом, вписывается в семантическое поле «кафолики». Любой из синонимов: сонмище или собрание, совокупность, совместность, соборность, причастность - сочетает понятия целостности и множественности, полноты и различия, выраженные греческим «кафолики». Все эти слова древнегреческие словари включают в семантическое поле «кафолики». Выбор славянского слова из возможных значений «кафоликен» не может быть обоснован случаем или личными симпатиями переводчика. Нет смысла обсуждать истину, если она имеет только субъективное значение. Принятый Вселенским собором Символ Веры выражает не частное мнение, но христианское вероучение, сформулированное святыми отцами Вселенского собора. Это вероучение в наши дни имеет несколько версий: православную, католическую и прочие.

2. Письменные источники.

«Изборник Святослава» и другие источники  подтверждают, что слово «соборный»  встречается с 11 века21.  Кроме того, слово «соборная» встречается в летописи Нестора22.

Если мы не знаем источников 10 века, в которых бы встречались эти слова,  научная добросовестность не позволяет утверждать, что этих слов не было, и потому Первоучители не перевели «καφολικη». Ничего удивительного, от 10 века вообще сохранилось мало славянских источников, поскольку славянская письменность возникла в конце 9-го века. Следует смиренно признать, что мы не располагаем источ- никами, подтверждающими такую гипотезу.

Святые Первоучители Кирилл и Мефодий перевели текст Божественной Литургии. Этот факт подтверждают многочисленные древние источники23.

Собственноручный текст перевода, сделанного Первоучителями, не сохранился. Принимая церковную традицию, мы можем скромно сослаться на косвенное доказательство, поскольку текст Символа Веры входит в состав Литургии. Разумеется, это обстоятельство не позволяет сделать однозначный вывод, что Кирилл и Мефодий перевели слово «кαφολικην». Оно могло оставаться в Символе Веры без перевода.

Нет никаких оснований рассматривать  такую возможность в качестве более достоверной, нежели традиционное признание  перевода «καφολικην» славянским словом «соборная», зафиксированным в различных славянских текстах 11 века.

3. Синонимы.          

В православном понимании догматические признаки: единая, святая, соборная, апостольская - являются родовыми и уникальными, не только выделяющими Церковь из всех человеческих обществ и организаций, но определяющими её богочеловеческое Существо. Из всех славянских слов, вписывающихся  в семантическое поле греческого «кафолики» только слово «соборность» передаёт глубину и объём его догматического смысла.  Другие слова, используемые в катехизисах  для пояснения или уточнения «соборности», подчёркивают те или иные оттенки его смысла, но не могут заменить слово «соборность». В славянском языке не нашлось другого слова, которое можно было бы употребить для аутентичного перевода «кафолики».   Слово «вселенская» по своему происхождению не определяет богочеловеческую природу Церкви. Вселенскость не онтологична. По этой причине славянские переводчики выбрали слово «соборность». Слова «соборная» и  «кафолическая» несут в себе богословское содержание, в то время как «вселенская» приобрело территориально-географическое содержание, а «всеобщее» лишено качественной оценки.

Для объяснения греческого термина «кафоликен» катехизисы употребляют слова «всеобщая» и «вселенская». Иногда их рассматривают в качестве перевода, альтернативного соборности. Латинское «universalis», имеет тот же смысл «общий, всеобщий, всеобъемлющий», но никогда не претендовал на альтернативу греческому «кафолическая». Его употребляли только для объяснения этого понятия.  Латинский Символ Веры остался верен греческому «кафоликен».                         

а. «всеобщая».          

Очевидно, что богословский термин «кафоликен» не может выражать тотальную всеобщность, поскольку сохраняя свободу, исключает грех. «Во едино сонмище совокупишася» не на основе абстрактного атрибута, но на основе общего Предания и «единства благодати». Всеобщность выражает любое из слов: сонмище или собрание, совокупность, совместность, соборность, причастность. Все эти слова сочетают понятия целостности и множественности, единства и различия, выраженные греческим «кафолики» и славянской «соборностью». Все эти слова древнегреческие словари включают в семантическое поле «καφολικη» наряду со «всеобщностью» и «вселенскостью». «Слово «кафолики» в понятии двух великих служителей Слова Божия, посланных греками к славянам происходило от «ката» и «олон»...  -пишет А.С. Хомяков. Оно буквально обозначает понятие «по всему». Однако, св. Кирилл и Мефодий перевели «кафолики» не расплывчатым словом «общий», а конкретным словом «соборный», включающим понятия «общий» и «вселенский», но не ограниченное этими понятиями».

Екклесиа - не собрание призванных, а собрание избранных: «пир готов, а званые не были достойны». «Кафолики» названы верные, отозвавшиеся на призыв Спасителя со всех концов ойкумены. Екклесиа представляет «пир царствия», на который не пришли званые и хозяин пира велел рабу: «пойди скорей по улицам и переулкам.., пойди по дорогам и тропинкам и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных»24. Этот ужин имеет характер не бескачественной  всеобщности, а качественной полноты избранных.

По улицам, по переулкам... «по всему» - κατα  ολον.  Ойкумена означает круг обитаемых земель, «всемирную Вселенную» от края и до края в отличие от термина «кафолики», означающего полноту избранных, отозвавшихся на призыв Божий и оказавшихся собранными в Его чертог ото всех концов Земли. Кафолики  означает полноту сынов царствия, целостность Церкви, неизменно хранящей всеобщее предание, «которому вы научены  или словом или посланием  нашим»25.  В догматический контекст могут вписываться различные значения καφολικη:  всеобщая, универсальная εκκληςια называется кафолической, поскольку собрана со всей οικουμενη, обитаемой части Вселенной.  Вселенская Церковь, вмещает не всех: «готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас»26. Этими словами Христос ограничивает понятие «всеобщности» Церкви. Эта «всеобщность» предполагающая избранных, а не всех подряд. Церковь всеобщая, но не каждый входит в неё: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?  Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов»27.  «Чертог Твой вижду, Спасе Мой, украшенный; и одежды не имам, да вниду в онь»28.  Καφολικη  подчёркивает избранность, опирающуюся на подлинность, истину и полноту Откровения.  Церковь-«запертый сад- сестра моя, невеста, заключённый  колодец, запечатанный источник»29. «Поскольку кафолика едина, то из этого, по Киприану, следует, что она не может быть одновременно внутри и вне себя. Полнота внутренней сосредоточенности исключает всякое её  существование вне этой полноты»30. Церковь являет полноту святости, а не греха;  любви, а не насилия, пастырства, а не наемничества. «Иногда пытаются отождествить соборность с распространением Церкви по всему миру, среди всех народов земли. Если принять это определение буквально, пришлось бы признать, что Церковь учеников, собравшихся в Сионской горнице в день Пятидесятницы, была отнюдь не соборной и стала соборной только в современную эпоху»31. Следует различить соборность фактическую (христианскую общность) от соборности потенциальной, или всеобщего характера Церкви и её благовестия, обращённого ко всей вселенной, ко всему человечеству, которое должно принять его и войти в Церковь. «Соборность» и «всеобщность» нельзя отождествить. Притча о неводе, закинутом в море, о пшенице и плевелах сочетает и различает оба  смысла понятия кαφολικην: «собранность» и «избранность». «Христианскую всеобщность» или потенциальный универсализм следует отличать от «соборности, как вытекающее из соборности Церкви её внешнее, материальное выражение»32.          

б. «вселенская».

Термины «кафолическая» и «вселенская»  также не выражают тождественные понятия. Для обозначения «вселенскости» греки, по свидетельству В. Лосского, употребляли первоначально другое слово-«экумена». «Прилагательное экуменикос (вселенский) стало определением Византийской империи, «империи вселенской». Церковь часто пользовалась термином «экуменикос». Он давался как почётный титул епископам двух столиц империи -Рима и позднее «нового Рима»- Константинополя».  «Кафоликос» не тождественно «экуменикос», хотя позднее его употребляли в этом значении. Слово «вселенская» имеет два разных значения: славянское и русское. В славянском значении «вселенской» называют местную Константинопольскую церковь или местную Римскую церковь. В русском значении «вселенная» означает иногда весь космос, иногда Земной шар, иногда всю населённую землю. Очевидно, что Первоучители не могли перевести «кафолики» словом «вселенная» в его русском значении. Такого значения это слово тогда ещё не имело.  Гезен спрашивает: «почему «вселенская» не было принято славянскими переводчиками, хотя оно встречается уже в житии св. Кирилла учителя Славян в отношении ко вселенскому учительству апостола Павла?33  И сам же объясняет почему славянские переводчики не приняли прилагательное «вселенская» в его славянском значении. Этим словом славяне обозначали не всю Землю, а только Византийскую империю. Они понимали «Вселенную» как  «населённую землю». Вселенская Церковь отождествлялась с местной Константинопольской Церковью. Константинопольский патриарх именовался «вселенским». Римский папа так же именовался вселенским патриархом, поскольку местная Римская Церковь тоже именовалась Вселенской.  С появлением славянских церквей  возникла ещё одна местная Вселенная. Старец Филофей из Елизаровского монастыря назвал Москву третьим Римом. Московский патриарх стал пятым вселенским патриархом. Термин «кафолики» не перевели словом «вселенская», поскольку в славянском значении слово «вселенная» не мыслилось в качестве экумены. «Вселенская» не была «Всемирной». Такое значение она приобрела позднее в русском языке. В катехизисе митр. Петра Могилы эта идея намечается: «Кафолическая Церковь не заимствует своего имени от какого-нибудь известного места, сколь бы знаменито оно ни было»34. Более определённо осознаётся она в катехизисе митр. Филарета.

В древности Вселенная ограничивалась пределами каждой  империи  и местного патриархата. Как можно видеть, славянское определение «вселенская» имело совершенно иной смысл, нежели придаётся ему в настоящее время. Новый смысл этого слова возник значительно позже. Нельзя исключить, что новое понимание «кафоликен» в качестве «вселенской» сложилось под западным влиянием.

Если мы признаём аутентичность славянской версии Символа Веры, можно обсуждать догматический смысл греческого понятия «кафоликен» в его славянском переводе. Точность славянского перевода опирается на догматический смысл греческого термина, а не на абстрактный смысл слова «Καφολικην».  Если мы договоримся о догматическом смысле греческого понятия, можно обсуждать догматическую точность его славянского перевода. Нельзя забывать, что мы обсуждаем не просто перевод греческого слова на славянский язык, но свидетельствуем аутентичность перевода «кафоликен», обозначающего понятие, запечатлевшее одно из четырёх фундаментальных определений Церкви. В этом случае все исторические и лингвистические изыскания могут иметь только вспомогательное значение. Какое же богословское содержание вкладывали отцы Второго Вселенского Собора в понятие «кафоликен»? 

V. Богословский смысл «кафоликен».

Что такое соборность, которая столь радикально противопоставляется христианской всеобщности, обозначенной термином «вселенская»?  Какой смысл имели в виду отцы II Вселенского Собора, вписавшие «кафолики» в Символ Веры?

Греческие слова екклезия и кафолики, переведенные на славянский, связаны общим  смыслом «собирать». Славянская идентичность различных греческих корней подчёркивает общинную сущность Церкви. Соборность выражает идею Церкви, как общения во Христе, актуализованного в день Пятидесятницы. «Καφολικην» выражает тайну собрания- μιστηριον της συναξεως-«Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их»35. Соборность выражает не сумму множества, а универсальную полноту Церкви, в которой пребывает «всякий верующий». Этим словом индивидуальная одарённость выделяет каждого из общей онтологии, присущей всем. «Сей от рода нашего» - говорит пресвятая Дева о преп. Серафиме. Апостол объясняет понятие соборности как полноту церковной жизни, выраженную в различии служений36.  Откровение называет  «свидетелями» верных служителей Бога. Так называют христиан «Деяния», послания и Апокалипсис. «Вы- свидетели Мои»- говорит Христос апостолам. Церковное предание называет именем «мартирион» всех христиан, которые принимают смерть за Христа и Евангелие. Этот лик объединяет мучеников за Христа, независимо от их иерархического места в церкви. Мучениками в равной мере были лаики, епископы, монахи - ни один лик не был исключен из мученического единства. Церковь собирала свою полноту, не разделяя Тело Христово, но различая дары служения. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и служения различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех»37. Как  Крещение возрождает каждого во Христе, так смерть позволяет каждому «разрешитися и со Христом быти»38.

Подлинная иерархичность Святой Троицы полагает в основу онтологическое равенство Лиц. Иерархический строй Святой Троицы определён единством Сущности и личными свойствами каждой Ипостаси. Отец- не рождённый Источник бытия. В Нём начало и причина Сына и Духа. В нём начало всего сотворённого бытия. Сын, превечно рождающийся от Отца, спасает тварное бытие. Превечно исходящий от Отца Святой Дух, посылается Сыном («егоже Аз послю вам от Отца») для освящения и преображения твари. В основе иерархического взаимовосполнения лежат общая онтология, единая воля, ипостасные различия.  Вне различения даров понятие «иерархичности» теряет смысл. Епископат не может быть иерархией, как ступенька не может быть лестницей. Он может быть её частью. Иерархия, исчерпавшаяся в единстве, отображает  не Троичное бытие, а коммерческую ассоциацию, члены которой различены только количеством принадлежащих каждому акций.

Тело Христово сочетает онтологическое равенство членов Церкви с  различением даров и служений. Иерархическое положение в Церкви определяется одинако- вым происхождением из купели Крещения и дарами Духа на особые служения: епископа, священника, пророка, монаха, лаика. Благодать священства не сообщает иную онтологию. Она действует, «врачуя немощное» и «восполняя недостающее». Иерархия предполагает сущностное равенство членов Церкви, созданных по образу Божию, возрождённых в водах крещения и наделённых дарами Святого Духа.

Служение свидетельства выражается в различных дарах, сохраняя онтологическое равенство и единство свидетелей. Свидетельство не может быть  частным позволением, поскольку выражает божественное призвание. 

В. Лосский понимает  соборность в «качестве богооткровенной истины, дарованной Церкви. Можно сказать ещё точнее: это свойственный Церкви способ познания истины, благодаря которому истина становится достоверной для всей Церкви, - и для Церкви в целом, и для каждой из её малейших частиц. Потому обязанность защищать истину лежит на каждом члене Церкви, как на епископе, так и на мирянине, хотя епископы ответственны за неё в первую очередь в силу принадлежащей им власти. Церковь в целом именуется «вселенской», и это определение непреложимо к её частям; но каждая часть Церкви, даже самая малая, даже один верующий, может быть названа «соборной». Святой Максим Исповедник ответил принуждавшим его причащаться с монофелитами: «если бы вся вселенная («экумена») причащалась с вами, я один не причащался бы»39. «Вселенной», которую считал пребывающей в ереси, он противопоставлял свою соборность. Качество Истины и способ её познания обозначены  заключительным текстом Апостольского собора: «изволися Духу Святому и нам».

«Слово «соборность» большинством русских людей понимается как принцип совместного принятия решений и претворения их в жизнь. К сожалению, приходится признать, что этот принцип в нашей Церкви практически находится в пренебрежении.»40.   Соборность выражает не численность собравшихся, а участие Святого Духа в собрании, как способ познания божественной истины и возможность каждого христианина внимать ей.

Кафоличность или соборность Церкви, то есть её единство по всему и во всём выражает истину, постигаемую каждым, живущим и вырастающим в ней в меру возраста исполнения Христова. Соборность выражает любовную согласованность всех индивидуальных выражений истины, осуществляющей свою полноту в Церкви.  Богочеловечество, имеющее начало в Логосе - «Слово плоть бе и вселися в ны» - вырастает в соборное всеединство: «Я в Отце Моём, и вы во Мне, и я в вас» (Ин.1,14; 14,20).

«История христианского и до-христианского  употребления терминов (εκκλησια καφολικη) и вообще καφολικος  в разных контекстах, заслуживает тщательного изучения»41.  В до-христианском употреблении, начиная ещё с Сократа, слово καφολικη   выражало самую сущность, а не её внешнее проявление.  Христианский термин «кафолическая Церковь» встречается впервые в начале второго века. В употребление вводит его святитель Игнатий Антиохийский в послании к Смирнской церкви о смерти св. Поликарпа: «Πασης της κατα την οικουμενην καθολικης εκκλησιας» и «της αγιας καθολικης εκκλησιας»42. Церковное сознание сразу же восприняло этот термин в качестве основного понятия экклезиологии.  

«Καφολικη от Καφ ολου означает прежде всего внутреннюю цельность и неповреждённость жизни Церкви. Мы говорим здесь о цельности, а не только об общении, и во всяком случае не об эмпирическом общении. Καφολιχη не то же самое, что Κατα παντος;  здесь не феноменальный или эмпирический план, но ноуменальный, онтологический; он относится к самой сущности, а не к внешним проявлениям»43.

На Втором вселенском соборе «кафоликен» было принято без всяких споров и возражений, как выражающее древнюю традицию. Признавая, что Церковь имеет вселенское распространение, святитель Игнатий не отождествлял кафоличность с универсальностью, как это произошло в Западной церкви. Для св. Игнатия, как и для апостола Павла, каждая местная церковь была Церковью во всей Её полноте. Для них обоих местная церковь есть кафолическая Церковь. Понятие «кафолическая» у них выражает целостность природы: «οπου αν η Χριστος Ιησους»44.

Катехизис митр. Филарета  отождествляет три определения: «соборная», «кафолическая», «вселенская». Аутентичность «соборности» и «кафоличности» обоснована славянским переводом Символа Веры. Как мы видели выше, понятие «вселенская», во-первых неоднозначно: может употребляться в славянском и русском значениях.   Во-вторых, не включает божественные обетования, которые Катехизис относит к исключительным особенностям («преимуществам» - по выражению катехизиса) Церкви.

1. Признаком кафолической церкви является присутствие Христа: «οπου αν η Χριστος Ιησους, εκει η καθολικη εκκλησια»45.

2. Другим признаком кафолической церкви является епископ: «οπου αν φανη ο επισκοπος, εκει το πληθος εστω»46.

3. Корнем кафолической природы церкви является евхаристия: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем»47.

4. «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины»48.  

5. «Врата ада не одолеют ея»49.

Эти   преимущества выражают внутреннее, догматическое содержание  соборности: пребывание в Боге, целостность народа Божия, полнота хранимого Откровения, источник истины, неизменность обетования.  Все мы, «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» и имеем общую онтологию. За всех нас умер Христос, чтобы одарить каждого равной возможностью «наследовать Царство, уготованное нам от сложения мира». Равная возможность выражается  равноправием  в церкви всех, получивших дары Духа: «Дары различны, но Дух один и тот же»50

Разными оказываются степень участия в церковном служении и святость, осуществлённая через личный подвиг. Функции служения не связаны со святостью. Они даются как дар и налагают ответственность. Нередко ответственность принимается за привилегию. Это заблуждение обольщает многих. Епископский сан не наделяет его носителя святостью и обожением. Хиротония не изменяет онтологию. Освящая других, священник сам может остаться непричастным благодати. Мы покланяемся не человеку, даже святому. Мы покланяемся Богу, «дивному во святых своих». Поклонение святым всегда воздаётся Богу. Епископ не должен присваивать себе славу, которая через него воздаётся Богу.

Епископ может понять свою власть как Тарас Бульба: «я тебя породил, я тебя и убью». Смешение правовой и благодатной власти приводит к аберрации сознания. Декларируя благодатную власть, епископ осуществляет правовую власть. Он полагает, что благодать крещения и благодать священства даёт епископ, а не Святой Дух. Епископ полагает, что этот дар он может давать и отнимать по человеческой прихоти: хочу- даю, хочу - беру обратно, словно Бог не при чём. Он понимает лишение сана и отлучение от церкви как власть, которой повинуется Святой Дух: епископ сказал - Святой Дух исполнил. В сказке о золотой рыбке вкусившая власти старуха захотела «иметь золотую рыбку у себя на посылках».  

В Церкви не так. Апостолы, святители, преподобные исполняли не свою волю. Они искали Воли Божией. Их человеческая воля всегда покорствовала  воле Божией. «Не моя воля, но Твоя да будет». Отлучение от Церкви, лишение сана есть акт, совершённый Святым Духом, о котором епископ только свидетельствует. Выдавая собственную прихоть за волю Бога, епископ лжесвидетельствует. Очевидных  критериев нет. Основания для сомнений возникают, когда епископ не скорбит и не молится о потерянной овце, а злорадно вычёркивает её имя из церковного диптиха.

В своей догматической сущности «соборность» выражает «целостность» всех членов, напоённых истиной и благодатью, «тело, составляемое и совокупляемое посредством  всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в  любви»51.Это и есть подлинная «церковность». Этому качеству церкви противостоит корпоративность  «церковной олигархии», то есть стремление части членов ограничить полноту Церкви собой, отвергнув «прочих». Апостол призывает «каждого говорить истину ближнему своему, потому что мы члены друг другу»52. Все призваны «отложить прежний образ жизни ветхого человека, обновиться духом ума и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины»53.

Общность не следует сводить к понятию единства, смешивая единство с соборностью.  Как соборность выражает свободу каждого, единство выражает любовь  многих личностей, обретающих себя в Боге. Единство и соборность выражают центробежность любви, приносящей в дар свою свободу и центростремительность свободы, взыскующей любовь. «Наименование «кафолическая»  употреблялось в отношении Великой Церкви в противоположность еретикам... Наименование это, вероятно, народного происхождения и появляется на Востоке во втором веке. Писатели 4-го века, ищущие в нём его этимологическое и учебное значение, хотят видеть в нём выражение либо всецелого совершенства веры Церкви, либо её нелицеприятность к  лицам, занимающим высокое социальное или культурное положение, либо, наконец, и главным  образом, то, что Церковь распространяется по всему миру, от одного конца до другого. Августин признаёт только это последнее значение»54.

Отцы Вселенского собора употребили слово «кафоликен» в качестве термина для догматического определения, сузив его объём и углубив содержание. Употребление слова в качестве термина ограничивает множество его значений пределами понятия, обозначенного термином. Прикасаясь к тайне древнехристианского понимания догмата отцами Собора, мы не сомневаемся в богословском направлении их мысли, формулирующей догмат о Церкви. Естественно допустить, что отцы Второго Вселенского собора давали догматическое определение Церкви, наделяя её именно богословскими, а не географическим или административно-территориальными признаками. Ни у кого не возникает мысль ограничить единство Церкви - дисциплинарным, апостоличность - номенклатурно-кадровым, а святость - магическим содержанием. Каждое из этих слов сохраняет все возможные значения своего семантического поля для употребления в правовом, социальном или территориальном смысле. Однако отцы Собора употребили их в качестве догматических определений и наполнили конкретным богословским смыслом. Рассматривая богословское значение единства, мы находим его подлинный образ в божественном бытии Святой Троицы, а не в куче песка. Говоря об апостоличности, видим её осуществление в верности Преданию,  а не в технологии почтовых отправлений. Размышляя о святости, указываем её источник в Святом Духе, совершающем таинства, исполняющем благодатной силой мучеников и подвижников. Когда мы говорим о соборности, мы имеем в виду многообразие даров, которыми Святой Дух  наделяет каждого из возрождённых водой и Духом. Все эти свойства раскрывают нам таинственную природу Тела Христова. В православном понимании догматические признаки: единая, святая, соборная, апостольская являются родовыми и уникальными, не только выделяющими Церковь из всех человеческих обществ и организаций, но выражающими её богочеловеческое Существо.

VI. Два аспекта соборности.

Рассмотрев богословское содержание, которым Отцы Собора наполнили  понятие «καφολικαι», мы находим в русском языке слово  «соборность», которое о. Сергий Булгаков называет «аутентичным  истолкованием греческого слова καφολικη»55. Перевод слова «кафолики» славянским словом «соборность» наиболее адекватно выражает смысл греческого понятия, которым святые отцы Вселенского собора выразили догматическое содержание этого термина. Для перевода главное - не калька, а точность и полнота смысла, переданного, по возможности, с изяществом. Славянское определение «соборная» передаёт догматическое содержание  греческого καφολικη, не упраздняя его семантическое поле, но выявляя его  богословский рельеф.  В этом заключается «провиденциальная  аутентичность», на которую указывает о.Сергий Булгаков.

Неограниченность Церкви в пространстве, времени и народах означает «внешнюю» соборность: «Церковь называется соборной или вселенской потому, что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает, собирает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов»56.

«Внутренняя» соборность выражает «предельную общность членов во всех проявлениях жизни Церкви»57.

Эта двуплановость термина используется в ряде катехизисов. Славянский термин  «соборная» идентично переводит греческое «кафоликен» и выражает точный смысл третьего екклезиологического свойства, которое греческие отцы Второго Вселенского собора обозначили  термином  «кафоликен». Очевидны два значения соборности, различно определившие екклезиологическое сознание и опыт Западной и Восточной Церкви.

а. Полнота веры.

Восточная Церковь поняла «καφολικην» догматически, как внутреннее свойство Церкви, «всецелое совершенство её веры», «столп и утверждение истины». Переводя  «καφολικην» славянским словом «соборная», Православная Российская Церковь подчёркивает полноту принятого Предания, осознанного общим разумом Церкви «мы имеем ум Христов»58. Это «мы» выражает «соборность». «Мы» означает целокупность Церкви. Как «рождение от Отца» выражает в тринитарном богословии ипостасное свойство Логоса, так «исхождение от Отца» выражает ипостасное свойство Святого Духа. Как екклезиологическое свойство «единая» выявляет христологический, так свойство «кафолическая» выявляет пневматологический аспект Церкви. Независимо от нашего частного отношения к слову «соборность», совершившийся факт перевода «кафоликен» именно словом «соборность», а не другим словом, навсегда запечатлён тысячелетней традицией употребления православного Символа Веры на славянском языке. Это церковное предание славянских церквей. С авторитетом церковного предания приходится считаться каждому богослову, не желающему выходить из  пределов православного вероучения.

Символ  излагает в лаконичных терминах правила веры, по которым Церковь живёт уже 2000 лет. Слово «καφολικην» употребили  отцы Второго Вселенского Собора. Все православные церкви исповедуют один и тот же Символ Веры, и нет оснований подозревать и проповедовать, что перевод «кαφολικην» на славянский язык словом «соборность» изменил сущность екклезиологического учения. «Замечательно, что славянские первоучители Кирилл и Мефодий перевели «кафолике» через «Соборная», конечно, разумея соборность не в смысле большинства голосов, а в смысле всеобщности бытия, цели и всей духовной жизни, собирающей в себя всех, независимо от их местных, этнографических и всех прочих особенностей» - пишет  о. П. Флоренский59.  

Отец Сергий Булгаков писал, что «слово «соборность» отсутствует в греческом тексте Символа Веры, и появилось от «неточности славянского перевода, если не простой ошибки переводчика - ошибки, которую мы должны считать провиденциальной60.    Спустя пять лет, он называет перевод словом «соборная» аутентичным истолкованием греческого слова «καφολικη».

«Я считаю необходимым отметить этимологический смысл слова «соборность».  Славянский текст Символа Веры очень удачно передаёт прилагательное греческого оригинала «кафолический» словом «соборный». Хомяков произвёл от него неологизим «соборность», совершенно совпадающий с идеей кафоличности, которую он развил в своём труде о Церкви. Но так как славянский корень «собор» значит «собрание» и, в частности, «собор», «синод», то производные «соборный», «соборность» для русского уха приобрели новый нюанс, что отнюдь не означает что они утеряли от этого своё прямое значение «кафолический», «кафоличность»61.

б. Вселенская юрисдикция.

Западная Церковь поняла  «καφολικην» в смысле её универсальности. Уже блаж. Августин признаёт за кαφολικην только универсальность распространения во все концы Вселенной62. Со времени Великого Раскола 1054 года римское исповедание называет себя именем «Καφοληκη», утверждая господство католической веры и главенство своего первосвященника над христианами всей Вселенной. Так возникло адогматическое понимание «Вселенской Церкви». В клерикальной екклезиологии католических христиан понятие «вселенская Церковь» утратило догматическое содержание полноты вселенской  веры и превратилось в географическое понятие «вселенской юрисдикции»63.

Утрата догматического содержания «соборности» привела к ослаблению соборных начал в практической жизни и оставила глубокий след в истории католичества. Упадок соборности нанёс католическому единству неизлечимые раны, разделив на множество несовместимых исповеданий. Географическое истолкование  καφοληκη в учении о Церкви адекватно внесению понятия Filioque  в учение о Святой Троице. «Всякое догматическое заблуждение о Троице неизбежно отражается на понятии соборности Церкви и проявляется в глубоком изменении церковного организма. И, наоборот, если какое-либо лицо, группа или целая поместная Церковь изменяет на своих исторических путях совершенному согласию между единством и различием, то такой отход от истинной соборности является верным признаком помрачения знания о Пресвятой Троице»64.

Соборность означает не эмпирическую, а  идеальную универсальность, общение идей, а не фактов. Universalis Ecclesiae (Commonitorium III) Викентий Лиринский отождествляет с Universalis Concilii (Commonitorium XXVII, XXVIX).  Универсальность, осуществляющаяся повсюду, но не для всех, а только для тех, кто пребывает в границах Церкви: «Я вас избрал и поставил;  Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир»65. «Не мир пришёл Я принести, но меч. Я пришёл разделить...»66.

VII. Орган соборности и единства.

Евхаристическое собрание на все времена остаётся семенем соборности и единства, которое прорастает и приносит плоды. Своё эмпирическое осуществление соборность находит в особом органе, выражающем это свойство. На греческом языке его называют «синодом», а на русском языке «собором». Церковные соборы, имев- шие место в истории древней Церкви, позднее получили название «Вселенских» и «Поместных». В допетровской Руси церковные соборы собирали для рассмотрения церковных проблем: богослужебных текстов, обрядовых споров, преодоления ересей. Церковные соборы на Руси не следует смешивать с её Земскими соборами67.

«Архиерейские» соборы учреждены в России после Второй мировой войны. С формальной стороны церковные соборы различаются  эпохой и составом. Название «Архиерейский» говорит само за себя. В этом соборе могут участвовать только архиереи. Одни считают это недостатком, а другие - достоинством  Архиерейского собора. В клерикальной екклезиологии, где единство церкви определяется единством епископата, Архиерейский собор выражает принцип церковного единства.  Соборность Церкви может выразить только церковный собор, в котором принимает участие иерархическая полнота: епископы, клирики, иноки и лаики. Рецепция соборных решений выпала из церковной традиции в связи с централизованным  назначением епископов, в котором не участвуют клирики и лаики  его епархии.

В древней Церкви епископ был представителем своей Церкви на соборах. Он говорил о церковных проблемах от её имени. Его суждение не было частным мнением. Он доносил до отцов собора голос своей общины. Традиция изменилась до противоположной, ограничив собор репрезентативным правом.

В новой традиции епископ представляет  власть Патриарха и Священного Синода в своей епархии. Он уезжает на церковный собор без епархиального обсуждения. Обсудив со всеми епископами страны церковные проблемы, он привозит в свою епархию принятые решения. Соборные решения не подлежат обсуждению на епархиальном уровне. В посягательстве на их обсуждение церковная власть усматривает неповиновение начальству.

Техническое название συνοδος впервые применил Евсевий Кессарийский в связи с «пасхальными спорами». Собор собирается  не для того, чтобы договоритья, а чтобы выразить волю Божию.  Этой предпосылкой церковная традиция обосновывает оценку состава и церковности собора.     

Соборы 1-2 века совпадали по форме с церковным собранием общины. Совпадение нарушилось, когда очертания конкретных общин потеряли кафолический рельеф, вписавшись во вселенскую юрисдикцию. Церковная община оказалась неправомочна обсуждать догматы. Кафолические вопросы обсуждала вселенская церковь, в которой полноту власти получили епископы. Церковное сознание продолжало видеть в соборах собрание Церкви, а не только епископов. Для свят. Киприана епископское собрание без пресвитериума и народа не было церковным, ибо не только «церковь в епископе, но и епископ в церкви». Собрание епископов происходило вместе со всей общиной, в которой происходило их совещание. Собором стало церковное собрание конкретной общины, усиленное приглашением епископов из других общин. Такой состав подтверждают свидетельства свят. Дионисия Александрийского68, еп. Фирмилиана Кесарийского и термин συνοδος των αδελφων(собрание братьев), что означает «всех членов церкви».

Позднее понятие «синод» трансформировалось. Греческим словом «синод» в настоящее время обозначается административный орган РПЦ из 7-10 архиереев, постоянно действующий при патриархе. Архиерейский собор можно рассматривать как расширенный орган исполнительной власти, периодически собирающийся   для решения текущих вопросов церковной практики. Разумеется, если рассматривать собор как расширенное заседание Синода, в нём незачем участвовать клирикам и мирянам. Если за Истину мы принимаем доктрину, предписанную иерархией, нет нужды собирать мирян и клириков для её обсуждения. Указы Святейшего Патриарха или епархиального епископа мы не обсуждаем. Мы подчиняемся этим Указам. В таком случае прав епископ Марк Головков: «заседания Архиерейского Собора носят закрытый характер. Итоговые документы и постановления Собора будут опубликованы»69.   Такой взгляд обесценивает внутреннюю достоверность истины. Хранителем истины всегда признавалась полнота Тела Христова, а не часть. Предание, выражающее веру церковной полноты, нельзя заменить механическим подчинением церковной дисциплине.

Если между епископами и народом отношения формальные, обсуждение невозможно: уровень разный. Собор обращается в орган представительной власти. Мы подчиняемся  власти не потому, что её авторитет является гарантией Истины, а потому, что он является гарантией порядка. Собор превращается в структуру административной власти, состав которой она сама определяет своим Уставом. Собор, всегда понимавшийся Церковью в качестве органа познания божественной истины, не следует ограничивать репрезентативным правом.

Все церковные собрания имеют евхаристическую природу и различаются только кругом рассматриваемых вопросов. Поэтому собор можно рассматривать как выражение взаимной любви церковных общин. Союзом любви связана вся церковь.  Евхаристия одних епископов без клира и народа невозможна. «Καφολικην» выражает тайну собрания -  μιστηριον της συναξεως - «Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их»70. Вопрос не в том, следует ли подчиняться Истине. Вопрос как определить Истину? Является ли Истиной решение патриарха и Архиерейского собора в силу их иерархического авторитета? В качестве представительного органа такой собор выражает формальное единство церкви. Соборность церкви может выразить только Церковный собор, в котором представлены все степени иерархического уклада церкви. Соборность не демократия. Демократия стремится осуществить максимум справедливости в обществе, ищущем свободы и равноправия.   Соборность  выражает истину и любовь свободных личностей, сознающих своё единство в церкви и ожидающих откровения Святого Духа.

 «Соборность нередко смешивают с апостольством Церкви, рассматривая универсальность учения в качестве иерархического предписания. Тогда истина теряет силу внутренней достоверности, и Предание, охраняемое каждым, заменяется подчинением внешнему принципу. Соборная истина, хранимая всеми, обладает внутренней достоверностью, большей или меньшей для каждого, в той мере, в какой он действительно является членом Церкви»71.

В истории церкви собор не всегда выражал истину. Как отражается состав собора на принятых решениях? Административный орган, как правило, находится в зависимости от политических интересов и общественного мнения. Национальная, социальная или профессиональная среда могут оказаться под влиянием корпоративных интересов. Возникает сомнение:  что выражает Архиерейский собор?  Вселенскую Истину или корпоративные интересы иерархов?

Условия, при которых Истина открывается Церкви, являются проблемой, порождающей споры о составе собора.

1. Или Истина открывается всей полноте Церкви Духом Святым через кого Он благоволит. Так были приняты решения Апостольского Собора. «Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили...»72. Соборность выражает не численность собравшихся, а участие Святого Духа в собрании как способ познания божественной истины и способность Церкви внимать ей. Качество Истины и способ её познания обозначены заключением Апостольского собора: «изволися Духу Святому и нам».

2. Или Истину в Церкви выражает консенсус архиереев, которые собираются на Архиерейский Собор. «Архиерейские Соборы являются как раз той нормой церковной жизни, которая существует неизменно на протяжении уже двух тысячелетий» - считает Еп. Марк Головков73.           

В. Лосский называет соборность «качеством богооткровенной истины, дарованной Церкви. Можно сказать ещё точнее: это свойственный Церкви способ познания истины, благодаря которому истина становится достоверной для всей Церкви, - и для Церкви в целом, и для каждой из её малейших частиц. Потому обязанность защищать истину лежит на каждом члене Церкви, как на епископе, так и на мирянине, хотя епископы ответственны за неё в первую очередь в силу принадлежащей им власти»74.

VIII. Соборность или корпоративность.

Соборность Церкви необходимо защитить от подмены принципом корпоративности, похожим на соборность, но противоположным ей. Иерархии принадлежит служение управления, в котором клирики и миряне не принимают решений. Их активность осуществляется в рассуждении и свидетельстве, что всё, совершающееся в Церкви под водительством епископа, происходит согласно воле Божией по откровению Духа. Местной Церковью управляет епископ, как Поместной Церковью патриарх со Священным синодом. «Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления РПЦ»75.

Когда Архиерейский Собор рассматривает проблемы вероучения и канонического устройства Церкви, он подотчётен Поместному Собору76. «Высшая власть в РПЦ в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору»77. Поместный Собор отличается от Архиерейского тем, что «состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян78. Однако Поместный собор в РПЦ не собирают.   Под его упразднение подведена теоретическая база79.  Устранив клир и мирян от участия в обсуждении вопросов веры, нравственности и канонического устройства, церковь разделилась  на иерократию, приватизирующую церковную истину и «охлос», лишённый права обсуждать и свидетельствовать. Лишение народа Божия  служения свидетельства подменяет догматический принцип соборности социальным принципом  корпоративности. Теряя живую связь с клиром и народом, независимая элита вычленяется из Тела Христова в прагматичную администрацию олигархов, шефов и боссов, озабоченных проблемами высокой политики, личного престижа и благополучия. По объяснению диакона Андрея Кураева, «Епископ живёт в нескольких мирах одновременно. Епископ должен контактировать с банкирами, и с партийными активистами.. со светской интеллигенцией и с монахами...епископ публичен. Его слово звучит...не в закрытом пространстве храма, а открыто» 5*.  Подчёркивая «публичность» епископа, о. диакон ставит под сомнение его церковность. «Никто не может служить двум господам. Не можете служить Богу и маммоне».  Трудно усидеть на двух стульях. Опасный путь ведёт к секуляризации клана. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»80.

IX. Увы!

«Мы жаждем и надежды лишены».
Данте.

В Церкви не возможен ни бунт, ни переворот. Снизу ничего изменить нельзя. Сверху тоже ничего не изменится, поскольку РПЦ отказалась от контролирующей власти, принятой Поместным собором 1917-18 г. Что делать, если епископ не отвечает качествам, которые апостол считает необходимыми81

В сером подряснике с кожаным поясом, Владыка Антоний Блум выглядел стройным и подвижным, несмотря на свои 80 лет. Гостям из России он никогда не отказывал в приёме. Мы беседовали в Лондонском соборе, приобретённом у англиканской общины и оборудованном под православный храм. Меня интересовал вопрос как осуществить соборность в епархии, где имеется только один значащий  голос - правящего архиерея. Я задал этот вопрос Владыке. Он ответил:

- Климат в епархии, конечно, зависит от архиерея и его установки. Епископа надо слушать. Иногда  епископ тоже бывает прав.

- Святитель Киприан пишет, что никогда не принимал ответственных решений без своего пресвитериума. Он считал необходимым советоваться с клиром.

Устав РПЦ учредил органы, состоящие из клириков и мирян для содействия епископу в управлении епархией. На практике, эти органы не влияют на епархиальную жизнь.

- Епископ должен хранить традиции и прислушиваться к голосу клира и мирян. Однажды ко мне подошла прихожанка и сказала: «Владыка, перестаньте говорить проповеди. Они надоели. Вы повторяетесь, как заезженная пластинка».  Задумавшись над её словами, я замолчал. Двухлетнее молчание оказалось полезным.  Произошла переоценка. Я заговорил по-новому. К прихожанам следует прислушиваться, они тоже бывают правы.

- В России нельзя представить себе подобный разговор. Такая простота отношений кажется нам невероятной. А как быть, если епископ не прислушивается?

Владыка подумал и вдруг озадачил меня:

- А своего епископа надо воспитывать.

- ?  !!!

Беседа состоялась летом в 2000 году, когда атаки епископа поставили меня на краю пропасти. Он лишил меня двух храмов, под ударом были инвалидный приют и  школа регентов, свечное производство, которое нас кормило. Со дня на день я ожидал беспричинного запрещения, обычного в епархиальной практике...

Сперва ответ Владыки Антония показался мне неосуществимым. Позднее я осознал правду его слов. «Воспитание» означает общение и ответственность. Мать воспитывает своё дитя, но вчерашняя девушка осознаёт себя матерью, только родив ребёнка. Год назад она бы убежала от зарычавшей собаки. Теперь она не убежит. Она думает не о себе. Она будет защищать дитя от опасности. Воспитание не следует понимать как формальную власть, но как общение и любовь, не обходимые обеим сторонам. Мы говорим «мать воспитывает ребёнка».  Ребёнок  воспитывает мать в не меньшей мере. Воспитание не бывает односторонним. К сожалению, в отличие от общения с епископом, где отсутствует обратная связь.  И всё же, капля долбит камень.

Не обольщаюсь надеждой на убедительность моих слов. Облечённая  в слова, Истина сама устроит свою судьбу. Ничего нового я не сказал. Лишь напомнил о вере, которую всегда содержала Церковь. Надеюсь,  что своим свидетельством  исполняю служение, к которому призван служитель Слова.

Свящ. Павел АДЕЛЬГЕЙМ


1. Еф.2, 20.

2. В. Лосский «О третьем свойстве Церкви» ЖМП, 1968, №8, с. 72-77. Далее та же статья цитируется сокращённо «В.Лосский».

3. В. Болотов, Лекции по истории древней Церкви., СПб, 1907, репр., Москва, 1994 г., т 1, с.9.

4. 1Тим.3, 15.

5. 1Кор.10, 4.

6. Еф.2, 20.

7. Пс.117, 22.

8. Мф.16, 18.

9. 2Петр.2, 4-5.

10. Деян.17, 24.

11. Ин.1, 14.

12. 2Петр.1, 5.   

13. Рим.12, 4 - 5.

14. 1Кор.12, 12-26.

15. Еф.5, 30.

16. 1Кор.12, 20-25.

17. 1Ин.4, 18.

18. Кол.2, 9-10.

19. Если под иерархией понимать не только епископат, но, Согласно 1Петр.2, 5;  «священство святое, царственное священство»: епископов, священников, диаконов и лаиков.

20. См., например, доклад проф.Цыпина «К вопросу о соборности и соборах». «Община», №12, М, 2003 г, с.2.

21. Гезен А.М. «Очерки и заметки из области филологии, истории и философии». С-Пб, 1884 г., с.97.

22. По древнейшему списку мниха Лаврентия С.21.М.,1824  Издан. Проф. Тимковского Р.Ф, прерывающееся 1019 г. Гезен пишет что «съборьнъ, сборьнъ, зборънъ - выражение столь часто встречающееся, что было бы излишним приводить примеры его употребления»/Ibid, с. 97.

23. Паннонск. Житие св. Мефодия. Strabo. Rerum geographicarum libri ХУП.Р.337,338, Basileae, [1571]; Нестор: Русские летописи на древле-славенском языке, сличённые, переведённые и объяснённые А. Шлецером, 2. с.509 Перевод Д.Языкова. СПб., 1809-1819. 3-я часть.; Добровский И. Св. Кирилл и Мефодий, словенские первоучители: Историко-критич. иссл. М.1825. Перевод с немецкого. с.71-72.

24. Лк. 14, 21-24.

25. 2Сол 2, 15.

26. Мф 25,10.

27. Мф. 22, 13.

28. Светилен Великого Четвертка.

29. Песн.4, 12.

31. протоп. Н. Афанасьев «Una Sancta», с.11.

32. В. Лосский «О третьем свойстве Церкви», ЖМП, 1968, №8, с. 72-77.

33. Гезен А.М.  там же, По изд. Шафарика, с. 23-26.

34. «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви восточной». Перевод с греч.в С-ПбДА, 1836 г. (Печатается по изданию Москва, Синод. типогр.) Москва, 1996 г., с. 65.

35. Мф.18, 20.

36. 1Кор.12.

37. 1Кор.12,4-6.

38. Фил.1, 23.

39. ЖМП №8, 1968, с.75. 

40. Архиеп. Михаил Мудьюгин. Русская православная церковность, М., 1995,  с.  111-112.

41. Прот. Г. Флоровский. «Вера и культура», С-Пб, 2002, с. 528, сноска.

42. Евсевий. Церк. История 4.15, 15;  4.15, 3.

43. Прот. Г. Флоровский. «Вера и культура», С-Пб, 2002, с. 527.

44. Свят. Игнатий Антиохийский.  Смирн. 8, 2.

45. Там же.

46. Там же.

47. Ин.6, 56.

48. 1Тим.3,15.

49. Мф.16,18.

50. 1Кор.12,4.

51. Еф.4,16

52. Еф.4, 25

53. Еф.5, 22-23.

54. Тезисы о Церкви; Тезис 6.

55. «Православие». Стр.145.

56. Закон Божий, IMKA-PRESS, Париж, 1956, кн. 2, с. 76.

57. Семенов-Тяньшанский, «Православный катехизис»,  1958, с. 58).

58. 1Кор.2, 16.

59. Цит. Л.Воронов, Догматич. Богословие, с. 93.

60. «Единая Святая Кафолическая и Апостольская Церковь», статья на англ.яз, 1931.

61. Тезис 6-ой. «Тезисы о Церкви», немец.яз. Первый конгресс православных богословов в Афинах.

62. В. Лосский. «О третьем свойстве Церкви», ЖМП, № 8, 1968 г., с. 72.

63. Batiffol Pierre. Le Catholicisme de St.Augusti. Paris.1920. P.1; P.212. 

64. В. Лосский. «О третьем свойстве Церкви», ЖМП, №8, 1968 г., с. 77.

65. Ин.15. 14, 19. 

66. Мф.10, 34-35

67. Диакон А. Кураев путает Земские и церковные соборы, См. «Почему не созывают Поместный Собор?», напечатано в православном обозрении «Радонеж» № 9 (150) 04.11.04 г.                      

68. Евсевий. Церк.ист. 7. 7. 5 ;  Cyprianus. Ep.75. 7;   Покровский А.И. «Соборы древней церкви» С.  272.

69. «НГ-Религии №18, 06.10.04 г.

70. Мф.18, 20.

71. В. Лосский. Там же, ЖМП, № 8, с.75.

72. Деян.15, 22.

73. НГ-Религии №148,  06.10.04 г.

74. В. Лосский. Там же, ЖМП, № 8,  с.75.

75. Устав РПЦ 3, 1.

76. Устав РПЦ 2, 5 «г».

77. Устав РПЦ 2, 1.

78. Устав РПЦ 2, 2.

79. «Почему не созывают Поместный Собор?», «Радонеж», № 9 (150), 04.11.04 г.

80. Мф.6, 21, 24.

81. 1Тим.3, 1-3.

КИФА №11(49), июнь 2006 года
 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!