gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Событие arrow События и комментарии (февраль 2007)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
05.03.2007 г.

Выбор Украины

На Украине все настойчивее идут разговоры о конструировании единой Поместной Православной Церкви. Уже не только президент страны, но и политики разной ориентации высказываются за создание такого образования. Правда, пока это звучит на уровне пожеланий. Риторика не приобрела еще жесткие нотки императива, но нет сомнений, что со временем они появятся.

Государство Украина явно испытывает нехватку в идентификационных приметах. И создание Поместной Церкви, бесспорно, отвечает интересам политиков-государственников, видящих в этом еще один признак державности.

Но пойдет ли такой поворот событий на пользу вселенскому православию? Развитию соборных начал? Исторический опыт подсказывает, что вряд ли.

В Древней Руси, как известно, киевских митрополитов ставил Константинополь. И пока такой порядок поставления сохранялся, Церковь обладала определенной свободой. Отказавшись же от этой практики, иерархия оказалась в полной зависимости от великокняжеского престола, от верховной власти.

Москва по отношению к Киеву сегодня является Константинополем древности. На постсоветском пространстве она несет Крест единства. И пока это так, пока она утверждает киевского митрополита, у украинской власти мало шансов превратить его в простую политическую марионетку.

На подобные размышления легко возразить: о какой свободе может идти речь, если Русская православная церковь сама несвободна, сама находится в огромной зависимости от государства и декларирует свое стремление к «симфонии» с авторитарной властью?

Однако не будем забывать о том, что у Русской православной церкви есть «экспортный вариант» православия. В Западной Европе есть «московские» приходы, которые с благословения центральной церковной власти служат на национальных языках, с открытыми царскими вратами, с громким чтением анафоры и с иными «новинами», непредставимыми где-нибудь в Москве или в той же Твери. Кто-то может назвать это цинизмом. Ведь изменись соотношение сил, общественный расклад, и все это мгновенно изменится. Но это когда еще будет, и будет ли? А пока - это ситуация гораздо большей, по сравнению со срединной Россией, свободы.

Жаль, конечно, что эта свобода не родилась изнутри церковного сознания, как было это в Париже во времена первой эмиграции. Что она не укоренена в церковном бытии. Что на деле она часто может превратиться лишь в прикрытие своей противоположности. Но она, тем не менее, есть, - хотя бы как возможность - и в этом смысле время работает на свободу православия Украины.

Сможет ли оно воспользоваться этой свободой для укрепления соборных основ жизни? Или секулярная институализация сведет подобные усилия на нет, и новая государственность подомнет церковь под себя? Время покажет...

 Борис КОЛЫМАГИН


Тверская епархия вновь подчеркнула отличие своей «канонической территории» от канонической территории Русской православной церкви

Заявление пресс-службы братства «Сретение»

Image
Боголюбское братство (г. Тверь). Установка креста в детском летнем лагере. Бологовский р-н, 2006 г.
8 февраля на заседании епархиального совета Тверской епархии было официально подтверждено решение о «запрещении всем, кто относит себя к так называемым «кочетковцам»...  причастия Святых Христовых Таин во всех храмах на всей канонической территории Тверской епархии». Это звучит более чем странно, т.к. священник Георгий Кочетков является служащим священником Русской православной церкви, еженедельно сослужит на литургии, а те, кого постановление епархиального совета именует «последователями священника Г. Кочеткова (г. Москва)» являются постоянными прихожанами многочисленных храмов разных епархий, прежде всего Московской, участниками (в том числе и докладчиками) таких признанных общецерковных форумов, как Рождественские чтения, конференции Синодальной богословской комиссии и др.

 В этой связи не может не удивить постоянное желание архиепископа Виктора (Олейника) подчеркнуть свою полную независимость от Москвы. Наиболее ярко это стремление проявилось даже не в последнем постановлении, отчасти растиражированном средствами массовой информации, а в инциденте, произошедшем в марте 2000 г., когда в ответ на просьбы тверичей, ссылавшихся на снятие патриархом запрета со свящ. Георгия Кочеткова, допустить их к причастию, прозвучало: «Вот и идите, причащайтесь у своего патриарха!»

Несомненно, существуют многочисленные исторические и политические причины, по которым тот или иной тверской политический деятель может стремиться противопоставить себя Москве. Но жизнь Церкви лежит вне политических разборок, и никакие географические, исторические или психологические причины не могут и не должны раздирать Ее тело. Будем же надеяться, что то стремление к нарушению церковного единства, которое нашло свое выражение в «микропапистском» постановлении тверского епархиального совета, будет преодолено ко всеобщему благу и не станет поводом для новых церковных расколов, как внутренних, так и внешних.

Фото Евгения Лазутова


В залах Третьяковской галереи проходят две выставки, посвященные творчеству Александра Иванова

В связи с 200-летием со дня рождения выдающегося русского художника Александра Андреевича Иванова (1806 - 1858) в залах Третьяковской галереи проходят две выставки, посвященные его творчеству.

В старом здании галереи, где в постоянной экспозиции находится его знаменитая картина «Явление Христа народу» (авторское название - «Явление Мессии»), в залах графики представлены многочисленные работы А. Иванова на темы Библии - т. наз. «протобиблейские» и «библейские» эскизы. Последний раз в столь большом количестве они выставлялись на 150-летие художника, в 1956 г. Прервав труд над большой картиной, А. Иванов намеревался изобразить в своеобразных иллюстрациях все книги Священного Писания. Он считал это задачей русского искусства, а себя мыслил живописцем, готовящимся создать «новый иконный род».

Кроме эскизов, в залах выставлены схемы, в которых художник характерным для него методом «сличений и сравнений» старался наглядно, по принципу «образ - прообраз», сопоставить сходные сюжеты Нового и Ветхого заветов, а также отдалённо им соответствующие сюжеты античной мифологии. В последнем зале экспозиции с помощью современной видеотехники эскизы, чередуясь, проецируются на стену, давая возможность представить их себе в качестве монументальных росписей, которые и предполагал создать в специально для этого построенном здании А. Иванов.

В новом здании Галереи на Крымском валу (д. 10) выставлены рисунки, сделанные художником в пору его обучения в С.-Петербургской Академии Художеств и позже, в странах Европы и в Италии, а также его картины петербургского и итальянского периодов (в Италии художник провел более 25 лет).

Открывает экспозицию его первая картина «Приам испрашивает у Ахилла тело Гектора», где 18-летний Иванов вносит во вполне академический «назидательный» сюжет неожиданно многоплановую трактовку события. Среди других полотен - привезенная из Русского музея в С.-Петербурге картина «Явление Христа Марии Магдалине», за которую А. Иванов получил звание академика живописи.

Более широко, чем в постоянной экспозиции, представлены его этюды к картине «Явление Мессии». Саму же картину, оставшуюся в старом здании, замещают несколько больших эскизов маслом, показывающих ход размышлений художника и эволюцию его замысла. Христос из объекта всеобщего поклонения становится «знамением пререкаемым»,  что позволяет, по выражению Н.В. Гоголя, образно представить в различных персонажах картины «весь ход обращения человека ко Христу».

Выставки продлятся до 25 марта, выходной день - понедельник, время работы - с 10 до 18 час.

Image
Преображение. Эскиз. Конец 1840-х - 1850-е.
 

Image
Благовещение. Эскиз. Конец 1840-х - 1850-е.
 

КИФА №3 (61) март 2007 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!