gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Живое предание arrow Живая школа общественной мысли. Несколько слов о деятельности Русского собрания в 1901-1904 гг.
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
16.05.2018 г.

Живая школа общественной мысли

Несколько слов о деятельности Русского собрания в 1901-1904 гг.

«Новое время» с портретом А.С. Суворина
Юбилейный номер газеты «Новое время» с портретом А.С. Суворина

В ноябре 1900 г. у нескольких русских писателей из числа сотрудников газеты «Новое время»1 родилась идея создать «такое общество, в котором бы изучались, углублялись и одухотворялись те особенности русской народной личности, которыми она отличается от личностей западных народов».

Свою задачу устроители видели в создании «русского общественного дела», основанного «не на самомнящем невежестве, а на широком образовании». Это предполагало уважительное знакомство с достижениями западной культуры, ободрение и взращивание «своего, русского, как бы оно ни было мало в сравнении с великолепными построениями западной мысли и западного творчества...»

Инициаторами рождения Русского собрания стали люди, знавшие и любившие Россию, при этом некоторые из них были хорошо знакомы и с достижениями образованного Запада2.

26 января 1901 г. был официально утверждён устав новой организации. В нём говорилось, что Собрание имеет целью «содействовать выяснению, укреплению в общественном сознании и проведению в жизнь исконных творческих начал и бытовых особенностей Русского народа»3.

В российском обществе рождение Русского собрания было встречено неоднозначно. Так, например, публицист Н.К. Михайловский в журнале «Русское богатство»4 подверг новое общество ядовитым насмешкам за пропаганду «русского платья взамен сюртука, фрака, пиджака и проч.»5. Некоторые высказывания в печати были откровенно враждебными, носили почти провокационный характер. Так, в газете «Новости» говорилось, что «Русское собрание... есть орган племенной нетерпимости и потому неблагонадёжно с точки зрения... либерализма». Несколько положительных отзывов прозвучало в печати, идеологически близкой к Русскому собранию. Например, в газете «Русский листок» отмечалось, что «цель и задачи Общества симпатичны». Газета приветствовала Собрание как «общество национального обновления, поставившее себе задачей искание патриотического идеала и отречение от роли утопического человека, не помнящего родства». Некоторые журналисты, приветствуя собрание, сомневались, что ему удастся достичь поставленных целей. Так С.Ф. Шарапов, впоследствии ставший членом Русского собрания, писал, что такие общества «возникают тогда, когда национальное дело у данного народа если не совсем проиграно, то подвергается большой опасности».

Человеческая жизнь осмысливается общением с жизнью Родины. Равнодушие к отечественному делу ведет к вымиранию души. Отечество – живое существо, требующее от нас жизни

Отзывы печати позволяют увидеть, что Русское собрание начинало свою деятельность в эпоху, когда идеалы национальной самобытности были, с одной стороны, востребованы обществом, с другой – уже скомпрометированы деятельностью ряда националистических обществ и изданий. Создателям нового общества было необходимо искать свой тон, свой разворот уже давно известной темы, доказывать свою устремлённость не к реконструкции отживших форм одежды и быта, а к возрождению России.

В круг учредителей Русского собрания вошли издатели, писатели, публицисты, чиновники, учёные, деятели искусства и военные.

Собрание ставило перед собой три задачи:

«а) изучение явлений русской и славянской народной жизни в её настоящем и прошлом;

б) разработка вопросов русской и вообще славянской словесности, художеств, народоведения, права и народного хозяйства; а также исследование всех других проявлений русской и славянской духовной и обиходной самобытности;

в) охранение чистоты и правильности русской речи».

Голицын
Дмитрий Петрович Голицын

Нужно отметить, что задачи в основном раскрывали первую часть заявленной цели и были направлены скорее в прошлое, чем в настоящее и будущее.

Следует отметить, что в целях и задачах Русского собрания ничего не говорится ни о церкви, ни о христианских основаниях их деятельности, хотя в первых же программных выступлениях членов Собрания, в первую очередь А.В. Васильева, настойчиво подчеркивалось, что творческие начала русского народа глубочайшим образом укоренены в православии6. Осторожность в употреблении церковных понятий в уставе связана, вероятно, с тем, что основными инициаторами новой организации были общественные, а не церковные деятели, а также с нежеланием попадать в сферу внимания и контроля со стороны официальной церкви.

Энгельгардт
Николай Александрович Энгельгардт

В разделе, посвящённом формам деятельности, устав, по словам Сыромятникова, открывал «широкие и важные права и преимущества». Он позволял «устраивать членские и общедоступные заседания, чтения, музыкальные вечера», зрелища и выставки; «учреждать состязания и назначать награды за сочинения на заданный предмет и за художественные произведения»; устраивать поездки с научной и образовательной целью; выпускать и распространять литературу; основывать и содержать читальни и книгохранилища, а также «учреждения, имеющие целью распространение русского зодчества, русской одежды, русской утвари и т. п.»; входить с ходатайствами к правительству по предметам, имеющим отношение к целям Собрания7.

С осени 1901 г. стали регулярно проходить встречи по пятницам, на которых звучали доклады по русской истории, этнографии, искусству, литературе и т.д. На встречах звучали сообщения и о жизни церкви. «Многие вечера были настолько людны, что зал Собрания и гостиные не могли вместить всех посетителей». Так же успешно шли встречи по понедельникам, а затем по вторникам, посвящённые «литературным вопросам и чтению литературных произведений». С первых месяцев жизни организации проходили популярные ежемесячные товарищеские обеды и вокально-музыкальные вечера, на которые приглашались «лучшие артистические силы столицы».

Сыромятников
Сергей Николаевич Сыромятников

Помимо работы особых совещаний деятельность Русского собрания была связана с устроением ежемесячных товарищеских обедов по воскресеньям. Обеды были одним из средств «сближения и сплачивания членов между собой», в застольных речах выяснялись смысл и значение Русского собрания, намечались пути его деятельности. Член совета Русского собрания П.Ф. Булацель отмечал особое значение обедов для живого общения и единения русских людей: «Если на докладах и в чтениях вырабатывались постепенно мысль и идеи Русского собрания, то эти оживлённые обеды, с бесчисленными застольными речами и весёлыми экспромтами и музыкальные вечера в переполненном зале сослужили неоценимую службу, создав для членов Собрания уютную, родную обстановку, сплачивая их в дружную семью, объединённую не только общими идеями, но и чувством живой любви к родному Собранию».

Начиная с 1903 г. по инициативе местных жителей стали появляться отделы Собрания в других городах Российской империи. К 1904 г. были открыты отделы в Харькове, Одессе, Оренбурге, Екатеринославле, Варшаве, Киеве, а в Вильне появился «Союз членов Русского собрания».

В Собрании, особенно на начальном этапе, могли состоять члены с разными мнениями по обсуждавшимся вопросам. Например, учредители Собрания А.С. Суворин и Н.А. Энгельгардт выступали за сохранение крестьянской общины, а С.Н. Сыромятников полагал, «что надо прекратить её искусственную консервацию, разрешив свободный выход из неё, после чего община сама постепенно отомрёт»8.

Васильев
Афанасий Васильевич Васильев. Рисунок, сделанный 6 декабря 1917 г. на заседании Поместного собора Православной российской церкви (РГБ)

В уставе Русского собрания ничего не было сказано про отношение к инородцам, не определялись национальность, вероисповедание членов организации. Кроме великороссов, украинцев и белорусов, небольшую группу среди членов Собрания составляли православные поляки и немцы. В состав Собрания входили также молдаване и армяне9. Положения об инородцах, о церкви и о политическом строе появятся в программных документах Русского собрания позднее, в декабре 1906 г., когда организация начнёт активно участвовать в политических процессах.

Таким образом, в начале своего существования Русское собрание ставило задачу собрать людей для осуществления «русского общественного дела». В основание этого дела предполагалось положить не узко националистическую идеологию, а «широкое образование» с открытостью достижениям других народов. Учредители организации стремились устроить не клуб по интересам для своих, а влиятельную общественную школу, школу общественной мысли, в которой могли бы вырабатываться идеи, вырастающие из русской традиции.

Первый председатель Русского собрания князь Дмитрий Голицын в сообщении «О своем доме» говорил: «Мы считаем, что для каждого народа естественный путь к будущему идёт от прошлого, а не откуда-нибудь со стороны...» У народа, как и у отдельного человека, большая потребность в любви. «Эту любовь народность отдаёт своей Родине. В этой любви – сила народности, вся её душа». Но в России сложилась такая ситуация, когда любить своё, родное признаётся признаком отсталости. Причем «отсталым признаётся любящий родное только в том случае, если он русский... нам стараются внушить, что всё русское плохо, бесплодно, бесцельно, что служение ему противоречит поступательному движению человечества». Голицын предупреждал, что такие настроения опасны, так как они ведут к ослаблению народа, его омертвению, ведь «человеческая жизнь осмысливается общением с жизнью Родины. Равнодушие к отечественному делу ведёт к вымиранию души. Отечество – живое существо, требующее от нас жизни».

Уникальность Русского собрания князь видел в том, что в нём созданы условия для плодотворного общения и объединения в деле созидания общего дома. «Многими, очень многими положены великие труды на пользу выяснения наших русских начал, русских заветов. Но не было такого общественного устройства, которое бы могло содействовать объединению русских деятелей и их работы. Русский человек трудился одиночкой, часто вне условий бодрящего общения с единомышленниками. Между тем, потребность в этом общении ощущалась определённо. Она была осознана теми, которые составили кружок учредителей "Русского собрания", положили начало дому русских людей».10

Текст: Алексей Наумов

---------------------------

1 Газета «Новое время» – политическая и литературная газета патриотического направления, выходила в Петербурге в 1862-1917 гг.

2 Учредитель Русского собрания, публицист Н.М. Соколов был прекрасно знаком с западной философией и литературой. Он переводил сочинения Апулея, Петрарки, Канта, Шопенгауэра. Другой учредитель организации поэт К.К. Случевский несколько лет учился в Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 г. получил степень доктора философии.

3 Устав Русского собрания. СПб., 1901.

4 «Русское богатство» – ежемесячный литературный и научный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге с 1876 г. по 1918 г.

5 Михайловский Н.К. Несколько слов о «Молодом москвитянине» и «Русском собрании» // Русское богатство. СПб., 1901. №10. С. 104-107.

6 Васильев А.В. Об исконных творческих началах и бытовых особенностях русского народа. Пг. (так в издании. – Ред.), 1902.

7 Устав Русского Собрания. СПб., 1901, Пг., 1916. С. 2.

8 Лукоянов И.В. Русское собрание // Россия в XIX-XX вв. СПб., 1998. С. 167.

9 Кирьянов Ю.И. Русское Собрание. 1900-1917. М., 2003. С. 75.

10 Известия Русского собрания. СПб., 1903. Ч. 2. С. 6.

Кифа № 4 (236), апрель 2018 года

Еще материалы по теме:

О русских традициях общения. Из первой Русской беседы (октябрь 2016 года), проходившей в Культурно-просветительском центре «Преображение»

Русские люди разучились делать что-то вместе. Об этом беспокоились уже в начале XX века члены Русского собрания  

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!