gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Гражданская война arrow Расстрел защитников Учредительного собрания
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
19.01.2018 г.

Расстрел защитников Учредительного собрания

Image 

Созыв Учредительного собрания, которое решило бы основные вопросы дальнейшей жизни страны, был одной из первоочередных задач Временного правительства. Однако выборы, первоначально назначенные на 17 сентября1, затем были перенесены на 12–14 ноября, а созыв Собрания на 28 ноября. Сегодня многие историки считают это одной из роковых ошибок Временного правительства и гадают о причинах: непонимание ситуации? нежелание выпускать из рук неожиданно попавшую в них власть? Однако какими бы ни были причины, в октябре правительство было свергнуто.

Сегодня мало кто помнит, что первоначально большевики заявляли, что именно они-то и обеспечат созыв Учредительного собрания. Выборы прошли в назначенный срок – 12 ноября 1917 года. Обстановка их была очень далека от свободного и вдумчивого волеизъявления (из дневников современников: «Масса недоданных карточек, уверяют – их украли в бюро», «прибегают к самым странным приёмам – вырывают из рук бюллетени и т. д.»). И всё-таки большинство осталось вовсе не за большевиками2. В 11 из 38 губернских городов на первое место вышли кадеты, но в целом по стране уверенную победу одержали эсеры, набравшие по разным оценкам от 40 до 57 процентов голосов. Они в полтора-два раза обошли большевиков с их 23–25 процентами.

Накануне объявленной ранее даты созыва Собрания Ленин подписал декрет, требовавший для открытия Собрания кворума в 400 человек. 28 ноября члены партии кадетов были объявлены врагами народа, её видные деятели, в том числе члены Учредительного собрания Шингарёв, Кокошкин, Родичев в этот и следующий день арестованы. «Частные собрания членов Учредительного собрания» были запрещены. В те же дни правые эсеры сформировали Союз защиты Учредительного собрания, а в Петрограде и Москве прошли первые большие демонстрации с лозунгом «Вся власть Учредительному собранию». 20 декабря Совнарком принял решение открыть работу Собрания в январе.

Утром 5 января3 в Таврическом дворце в Петрограде началось первое и единственное заседание Учредительного собрания. На нём присутствовало 410 депутатов. Председателем был избран лидер эсеров В.М. Чернов.

Пока члены Собрания подробно обсуждали земельную реформу, произошёл разгон многолюдных (по разным данным, от 10 до 100 тысяч человек) демонстраций в поддержку Учредительного собрания в Петрограде и Москве. Было убито более 70 человек, ранены сотни.

В третьем часу ночи большевики (в знак протеста против того, что их предложения не были приняты Собранием) покинули заседание. В четыре часа утра Собрание покинула левоэсеровская фракция.

Оставшиеся депутаты проголосовали за принятие документов о земле и мире (эти лозунги, собственно, и были эсеровской программой, присвоенной Лениным). В 5-м часу утра 6 января начальник охраны (солдаты которой уже давно для развлечения целились в толпу делегатов-эсеров) закрыл заседание, предложив депутатам разойтись. Те разошлись, постановив собраться в тот же день в 17:00. Вечером они нашли двери Таврического дворца запертыми на замок. У входа стоял караул с пулемётами и двумя лёгкими артиллерийскими орудиями. Охрана сказала, что заседания не будет.

Как могли эсеры – боевая партия, «к топору звавшая Русь», осуществившая в начале XX века тысячи террористических актов, – так беззубо перенести не только разгон Учредительного собрания4, но и гибель многочисленных его защитников, в том числе нескольких поимённо известных членов партии5, для меня лично остаётся загадкой. Возможно, ответ кроется в одном из дневников того времени. «Встретил нескольких эсеров, членов старого армейского комитета и разогнанной Учредиловки. Спросил их, почему они не применят против комиссарской власти тех приёмов, коими они подрывали и терроризировали монархию; получил ответ, что такие приёмы недопустимы в демократической борьбе», – записал 13 января генерал-лейтенант А.П. Будберг, будущий соратник Колчака.

Александра Колымагина

-------------------------

1 Все даты здесь и далее приводятся по старому стилю.

2 Они получили не слишком убедительный перевес лишь там, где скапливались запасные гарнизоны (например, в Петрограде – 5 большевиков, 4 кадета, 2 эсера и в Москве – 5 большевиков, 4 кадета и 1 эсер) или на фронте среди ждавших мира солдат.

3 Это был крещенский сочельник (переход на новый стиль ещё не произошёл); но трудно понять, помнили ли об этом делегаты.

4 3 января на заседании ЦК партии эсеров было отвергнуто предлагавшееся военной комиссией партии вооружённое выступление в день открытия Учредительного собрания.

5 Среди убитых были эсеры Е.С. Горбачевская, Г.И. Логвинов и А. Ефимов.

Кифа № 1 (233), январь 2018 года

 
<< Предыдущая

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!