gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
06.11.2015 г.

О вдохновении и радости

Image
После защиты бакалаврских работ: выпускники и научный руководитель К.П. Обозный (в центре). Первая справа – Татьяна Пархомович
 

От всего сердца благодарим Бога, ректора Свято-Филаретовского института профессора священника Георгия Кочеткова, всех преподавателей за приобщение к церковному Преданию, к свету Христовой любви. Духовное образование помогает почувствовать и понять личную ответственность за жизнь в церкви, подготовить нас к служению Богу и Церкви теми дарами, которые мы получили в таинстве святого Крещения и Миропомазания, таинстве Просвещения. Через знания, прошедшие не только через ум, но и сквозь сердце, в нас появилось личное восприятие церковной традиции, родилась и укрепилась любовь к ней.

Наша последняя сессия, проходившая летом 2015 года, завершилась защитой бакалаврских работ и государственным экзаменом. Этот труд принес нам вдохновение и радость! Написание бакалаврских работ побудило нас глубоко вникнуть в свою тему, срастись с ней.

* * *

Бакалаврская работа Елены Селивёрстовой была посвящена теме: «Братство как форма церковной жизни в трудах и практике Н.Н. Неплюева», где рассмотрен опыт Николая Николаевича Неплюева и его Крестовоздвиженского Трудового братства, основанного им 1889 году. Имя Николая Николаевича, представителя известного дворянского рода, религиозного мыслителя, уже звучало в Архангельске в 2013 году на посвящённой ему выставке «Человек Веры».

Что предлагал Неплюев? В конце XIX – начале XX века он предлагал пересмотреть вопрос об устроении православных братств. Братства, по его мнению, должны воплощать собой образ Церкви не как структуры, а как живого, соборного организма, связанного узами взаимной любви и способного реагировать на вызовы общества. Начал он с того, что решился посвятить свою жизнь «пользе детей народа», воспитывать их на евангельском основании, его цель была – научить детей и взрослых «думать и чувствовать по-христиански», чтобы вера их стала осознанной, чтобы они захотели жить по завету Христа Спасителя в единодушном братском общении...

* * *

Бакалаврская работа Татьяны Пархомович посвящена миссионерско-просветительской деятельности Архангельской и Холмогорской епархии в период архиерейского правления Иоанникия (Казанского) в 1900-1908гг.

Епископа Иоанникия без преувеличения можно назвать одним из лучших архиереев Русской православной церкви в начале XX века. В ответ на циркуляр К.П. Победоносцева в 1905 году он предоставил один из наиболее глубоких отзывов по вопросу о церковной реформе, документ «О желательной постановке миссионерского дела в соответствии с манифестами 17 апреля и 17 октября 1905 года» и «предположения» местной комиссии, в которых был обозначен круг проблем, тревоживших епархию, и предложены меры по реформированию миссионерского дела в Русской православной церкви.

Так, в документах говорится о необходимости реформировать православный приход через создание древнехристианских общин, каждая из которых представляла бы собой «одно тело во Христе, как бы тесную семью во главе с епископами и пресвитерами». Поэтому предлагалось так организовать жизнь прихода, чтобы стало возможным использование выборного начала, чтобы причт и миряне активно взаимодействовали друг с другом, причт – участвуя в делах мирян, миряне – в делах прихода.

Для того чтобы храм мог оказать религиозно-просветительское влияние на местного жителя, необходимо, чтобы он сам мог участвовать в богослужении. Для этого предлагается вводить в приходских храмах общее пение, а в богослужение русский язык, делая это постепенно. «Пусть сначала богослужение на русском языке совершается изредка, как оно совершается, например, на греческом языке. Со временем оно будет всё более и более учащаться. Начинать употребление в богослужении русского языка нужно с городов и, вообще, с тех мест, где народ более развит, более сочувствует этому. Это имеет удобство в том отношении, что в городах и, вообще, в более населённых местах всегда имеется несколько храмов, и не желающие присутствовать на богослужении на русском языке будут иметь возможность присутствовать при богослужении на славянском языке. А пока русский язык в богослужении вводится в одном месте, к нему привыкнет и само пожелает завести у себя население и других мест».

Владыка Иоанникий предлагал упростить церковнославянский язык через исправление текстов священных и богослужебных книг, все непонятные слова и выражения заменяя синонимичными более понятными славянскими или русскими словами, а греческие полностью поменяв на русские.

По мнению епископа, священники должны быть первыми миссионерами в своём приходе. Их проповедь должна быть жизненной, понятной для прихожан, отвечать на новые вопросы общества. Особенно важна катехизическая проповедь, под которой подразумевалось слово «о главных и основных истинах святой православной веры».

В период своего епископства на кафедре Архангельской и Холмогорской епархии Иоанникий (Казанский) ставил вопрос о положении в церкви мирян. Он утверждал, что устроение церкви происходит через всех людей, входящих в неё. «Святая Церковь Христова, как общество верующих во Христа, не из камней созидается, а из людей; но и в ней каждый из людей есть то, что и каждый отдельный камень в здании храма». Епископ обращает внимание на необходимость участия в церковной жизни всех прихожан, независимо от социального статуса, образования, пола. Каждый из них может что-то делать по своим возможностям, по своему дару. «И они все, от малого до старого, трудятся в созидании её каждый в своём месте и в свою меру». При этом епископ Иоанникий не принижал значение пастырей в устроении церкви. Пастыри – это «служители и Бога, и мирян, соработники Божии в укреплении пасомых в церкви, созидании из них Церкви».

Надеемся, что наши работы станут полезными материалами для дальнейших исследований по представленным темам и помогут нашим братьям и сёстрам осознать страницы церковной истории, которые тесным образом связаны с современностью.

Слава Богу за всё!

Выпускницы 5-го курса Свято-Филаретовского
православно-христианского института в 2015 г.
Елена Селивёрстова, Татьяна Пархомович

Кифа № 12 (198), октябрь 2015 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!