gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Воронеж arrow «В Воронеже вообще меня ценили не по заслугам». Памяти священномученика Иоанна Стеблин-Каменского
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
20.03.2015 г.

«В Воронеже вообще меня ценили не по заслугам»

Памяти священномученика Иоанна Стеблин-Каменского

Image
Фотография о. Иоанна из следственного дела

Среди воронежских новомучеников своей необычной судьбой выделяется священномученик Иоанн Стеблин-Каменский. Потомок аристократического рода, морской офицер в самый разгар советских гонений на церковь решается посвятить всю свою жизнь служению Богу и людям.

После десяти лет служения на флоте он уволился по болезни и в 1919-1921 годах по мобилизации служил помощником директора маяков Балтийского флота и одновременно исполнял должность псаломщика в Свято-Троицком храме в Петрограде. Именно в это время он бесповоротно решил стать священнослужителем. Благодатная поддержка, которую он ощутил, когда принял это решение, ясно дала почувствовать, что Господь его призывает и не оставит его в земных испытаниях.

В 1920 году он был рукоположен во диакона (целибатом) к Свято-Троицкому храму. Вскоре был арестован, некоторое время провёл в заключении. В 1923 году рукоположен во иерея, возведён в сан протоиерея и назначен настоятелем храма. Священный сан он принял в то время, когда многие люди в России стремились вообще скрыть свою принадлежность к Церкви, – в 1923 году.

В это время началось массовое возвращение храмов из обновленчества. Активизировалась жизнь приходов, организовывались братства. Верующие под руководством о. Иоанна стали собираться не только в храме, но и в квартирах, где читались акафисты и Священное Писание, а священник объяснял одну или две главы из апостольских посланий. ОГПУ же стало всё сильнее вмешиваться в церковную жизнь: в Петрограде было арестовано около сорока человек духовенства и мирян. 2 февраля 1924 года по делу о «православных братствах» был арестован и о. Иоанн. Его обвинили в том, что он объединил вокруг себя православных. Вызванный на допрос о. Иоанн сказал, что служил в квартирах некоторых своих прихожан молебны, после которых гости пили чай, а ожидая, пока подадут, вели беседы на религиозные темы. Этого для властей оказалось достаточно. 26 сентября 1924 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило о. Иоанна к трём годам заключения на Соловки.

Когда 1 октября 1927 года он был освобождён, его отправили на три года в административную ссылку в Воронеж.

Здесь он получил место священника в Алексеевской церкви бывшего Покровского Девичьего монастыря, а через некоторое время был назначен её настоятелем и одним из благочинных Воронежской епархии; в марте 1929 г. после ареста правящего архиерея епископа Алексия (Буя) он фактически возглавил Воронежскую епархию. Благодаря его усилиям воронежскими прихожанами постоянно собирались и пересылались средства в Соловецкий лагерь архиепископу Воронежскому Петру (Звереву) и другим заключённым.

19 мая 1929 года о. Иоанн был арестован и 21 мая допрошен. На вопросы следователя отвечал с достоинством, добился разрешения собственноручно записать свой ответ: «Я по отношению к советской власти лоялен, но не сочувствую мероприятиям, направленным против религии. Считаю неправильным обучение детей в школах в противорелигиозном направлении... Для меня нет сомнения, что вера в распятого Христа непобедима, что кажущееся торжество материализма есть временное явление...»

4 июля 1929 года на о. Иоанна было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось, что священник занимался деятельностью, подрывающей авторитет и мощь советской власти. 16 августа 1929-го постановлением Особого совещания ОГПУ о. Иоанн был приговорён к заключению в Соловецкий концлагерь сроком на три года, но 23 апреля 1930-го в Соловецкий лагерь поступило распоряжение о его повторном аресте и отправке в Воронежское ОГПУ. В начале мая о. Иоанн был доставлен в Воронежскую тюрьму: ему было предъявлено обвинение в агитации против всех мероприятий советской власти, с целью «подготовить верующую массу к выступлению против советской власти, свержению её и восстановление монархии». По приговору Коллегии ОГПУ о. Иоанн и с ним ещё 10 человек: архим. Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священники Сергий Гортинский, Феодор Яковлев, Александр Архангельский, Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Пётр Вязников – были расстреляны в окрестностях Воронежа 2августа 1930 года.

Десять человек из одиннадцати Архиерейским собором 2000 года были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Из писем о. Иоанна своим духовным детям из тюрьмы и лагеря

«Надо ли мне каждого из вас называть по имени, чтобы вы знали, что всех вас и каждого в отдельности я ношу в своём сердце, вместе с вами скорблю, вместе с вами радуюсь? Или буквы и слова вам могут сказать больше, чем говорили и говорят вам ваши собственные сердца? Если за время моего служения в Воронеже и пребывания среди вас вы, вверенные мне Господом, не чувствовали, что ваша верность Ему для меня дороже собственной жизни, если вы этого не чувствовали, то, увы, ни это письмо, ни какое-либо другое вам этого не откроют. Но если воистину люблю вас любовью Христовой, если я отчасти утешаюсь вашей скорбью, так как она свидетельствует и о вашей ко мне любви, то ныне, расставаясь с вами, отдавая вас под Покров Усердной Заступнице Пречистой Владычице <...>, вручая вас самому Её несравненно больше меня вас любящему Сыну, – ныне хочется мне в последний раз со слезами просить вас: не унывайте никогда, не сомневайтесь в непрестающей любви к вам Начальника Жизни. Помните, что терпеливым перенесением скорбей мы как бы идём навстречу Сошедшему к нам с небес и крест нас ради Претерпевшему; откройте Ему ваши сердца, чтобы Он вошёл в них, чтобы Он вечерял с вами и вы с Ним».

«Не впускайте не только злобы, но и досады в сердца ваши, для этого прежде всего старайтесь жить в любви и мире друг с другом, взаимно прощая все обиды. Научитесь хотя под конец предавать самих себя и друг друга и всю свою жизнь Христу Богу. Сдерживайте себя в каждом слове, в каждой мысли. "Всякое дыхание да хвалит Господа..." Горите пред Господом, как чистые восковые свечи, и старайтесь, чтобы современный ветер не затушил ваш огонёк, старайтесь защищать его от дуновений мирских страстей и суеты – чтением слова Божия, особенно Евангелия и посланий апостольских на русском языке. Храните себя в чистоте, не лгите, не угождайте против совести человеку».

«Ищите Господа всем сердцем, и Он откроется вам радостно и светло. Ищите Господа, ведь Он недалеко от каждого из нас. Ищите Господа, – вы узнаете радость Его обретения. Сами познаете радость и меня сделаете участником этой радости. Не оставьте этих моих слов пустыми словами, дайте им место в ваших сердцах, ведь эти слова – часть моей души, пусть хоть эта частица моей души останется жить в Воронеже, дайте ей жить в ваших сердцах, жить, а не умирать, братья и сёстры. Если вы скорбите о разлуке со мной, если вам больно думать, что, может быть, со временем мы станем чужими друг другу, то будьте особенно внимательны к своей духовной жизни, будьте верны Христу Распятому, и у подножия Его Креста вы, хочу верить, всегда найдёте меня, недостойного. Не отходите от Креста, и мы будем близкими друг другу во всё время нашей разлуки, как долго бы она ни тянулась. Будем вместе верить в спасительность крестных страданий и вместе узнаем радость Воскресения Христова во всём Его свете».

«Мне представляется, что всё человечество в целом, отдельный народ, братство или семья, иначе говоря, всякое объединение отдельных лиц не иначе воспринимает или источает из себя добро и зло, как именно через составляющих его людей. Всякий человек, не сумевший оградить своё сердце от вторжения в него злобы, тем самым впускает этот яд в свою семью, в братство, в народ, во всё человечество; наоборот, христианин, возгревающий в своём сердце любовь, отверзающий двери сердца своего Господу, как бы впускает Его в семью, братство, народ, человечество. Пусть скорбь твоя о злобе мира и недостатке в нём любви не попустит тебе самому запачкаться этой злобой и утеснить ею любовь и в твоём сердце. Каждый смотри за той дверью, которая тебе вверена».

«За время своего пребывания на Соловках я почти ничего не читал, ничему не научился, многое забыл, во многом опустился, но Господь утешил меня именно тем, что мне, быть может, теперь особенно нужно. Я приобрёл полную покорность Его Воле и твёрдую уверенность в благой целесообразности всего совершающегося с нами. Это не значит, что мне не хочется домой и что я мало чувствую скорбь длительной разлуки со всеми мною любимыми, нет- мне просто стало понятно, что скорби не только могут сопутствовать христианину на его земном пути, но прямо являются естественными его спутниками».

«Ныне мне хочется в последний раз со слезами на глазах просить вас... Не отходите от Креста и мы будем близкими друг другу во время нашей разлуки, как долго бы она ни тянулась...»

«В Воронеже вообще меня ценили не по заслугам. Я часто себя чувствовал "золушкой" в золотой карете. Кому как не мне известно, что я действительно знаю, что я действительно читал, как я действительно трудился, как я в действительности сам по себе заслуживаю того, что мне воздавали как служителю Вседержителя. Сам по себе я действительно золушка, но силою Божиею я действительно, как это мне самому ни удивительно, имею не только одежду, но и внутренний облик служителя Духа».

«Я готов сам терпеть побольше, лишь бы Он излил обильно Свою милость на тех, кого мне временно вверил».

«Меня страшит не крестный путь, а наоборот, когда мне живется слишком хорошо, я все боюсь, уж не свернул ли я с тесного пути, ведущего к Жизни, и не попал ли на широкую дорогу, заманчивую лишь до времени».

Документы

Совершенно секретно

Областной административный отдел
Центрально-Черноземного областного исполнительного комитета
№ 583/04 марта 1929
В Полномочное Представительство ОГПУ в ЦЧО

По имеющимся непроверенным сведениям, в доме № 4 по Введенской ул. проживающий там священник Иван, ставленник архиерея Зверева, сосланного за контрреволюционные действия, ведёт ожесточенную агитацию против Соввласти, и вообще в этом доме замечается какая-то группировка, о чём сообщается для сведения.

Помощник Начальника гормилиции по Уголовному розыску Подкопаев

АКТ

2 августа 1930 г., Мы, нижеподписавшиеся, – Комендант ПП ОГПУ по ЦЧО т. ПУЛЬХРОВ, Пом. Нач. Школы 11-го Ковполка т. КОВРИГА и сотрудник ПП ОГПУ по ЦЧО т. БЕЛОТЕЛОВ- составили настоящий акт в том, что на основании постановления Коллегии ОГПУ от 28 июля 1930 г. привели в исполнение приговор ВМН (РАССТРЕЛ) над следующими лицами:

1. СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Иван Георгиевич, 1887 г.,
2. КРЕЧКОВ Тимофей (Тихон) Ульянович,  1862 г.,
3. ГОРТИНСКИЙ Сергей Дмитриевич, 1889 г.,
4. ЯКОВЛЕВ Феодор Михайлович, 1897 г.,
5. АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич, 57 л.,
6. НИКИТИН Георгий Никитович, 1870 г.,
7. ТЫМЧИШИН Марк Петрович, 1882 г.,
8. ГРЕБЕНЩИКОВ Ефим Никифорович, 26 л.,
9. ВЯЗНИКОВ Пётр Михайлович, 54 г.,
10. ПОЖАРОВ Георгий Дмитриевич, 1886 г.,
11. ВЯЗНИКОВ Козьма Трофимович, 1872 г.

в 2 часа за г. Воронежем.

Комендант ППОГПУ (Пульхров) Пом. Нач. Школы (Коврига) Надзиратель (Белотелов)

Материал подготовили Татьяна Ануфриева и дьякон Павел Строков

КИФА № 3(189), март 2015 года
 
<< Предыдущая

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!