gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Новости arrow Обычаи синодального периода неприкосновенны?
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
11.11.2013 г.

Обычаи синодального периода неприкосновенны?

До последнего времени на протяжении многих лет тема Евхаристии, которая является центром жизни Церкви, не обсуждалась широко и открыто, а решалась и по сию пору решается каждым духовником по-своему, в зависимости от его личных представлений. Существует много различных практик, больных тем, противоречий.

Остановимся на посте и молитве. Получается, что мы, пастыри, часто своими действиями оправдываем слова Христа, сказанные про ветхозаветное священство: «Что говорят вам, слушайте, но по делам их не поступайте» (Мф. 23, 3). Часто оказывается, что пастыри не только не постятся, но позволяют себе накануне служения даже праздничный стол с «возлияниями» и на этом фоне призывают остальных верующих неукоснительно соблюдать пост перед Святым Причастием в течение трех дней. Отсюда возникает привычка к лицемерию, что вообще недопустимо в церковной жизни, а во взаимоотношениях между пастырями и пасомыми просто разрушительно, вводит неискренность в среду Церкви.

Дело в том, что традиция трехдневного поста, о которой мы часто говорим, идет от практики синодального периода, когда причащались один-два раза в год. В той ситуации было нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится три дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом.

Исповедь перед причащением, конечно, необходима, особенно у нас, в Русской Церкви, в нашей стране, где сейчас многие духовно неграмотны. С другой стороны, в некоторых Поместных Православных Церквах нет практики постоянной исповеди и, что более важно, не каждый священник может ее проводить. На основании опыта тех стран, где православные традиции сохранялись и не прерывались длительное время, нам важно осознать, как много вреда может принести неопытный духовник, который начинает запрещать или благословлять направо и налево.

Все эти вопросы чрезвычайно важны, и хотелось бы, чтоб, с одной стороны, не было духа разделения между пастырями и пасомыми, с другой стороны, было бы неправильным и совершать чрезмерно резкие движения, потому что резкие перемены порождают проблемы и вопросы.

Перед глазами пример Католической Церкви, где почти не осталось постов, где люди очень редко приходят на исповедь. Мне приходилось общаться со священниками на Западе, с представителями Католической Церкви, которые говорили, что исповедь теряет свое значение, что все чаще из жизни даже религиозных людей уходит понятие греха.

Этот пример должен призывать нас к осторожности.

Публикация подготовлена 

по материалам круглого стола «Подготовка ко святому причащению: 

историческая практика и современные подходы к решению вопроса» 

(27 декабря 2006 г., Москва)

По материалам сайта prichod

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!