gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Живое предание arrow Память о нём сохранилась в Движении. Канонизирован видный деятель РСХД Иван Аркадьевич Лаговский
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
20.09.2012 г.

Память о нём сохранилась в Движении

Канонизирован видный деятель РСХД Иван Аркадьевич Лаговский

Иван Лаговский
Иван Аркадьевич Лаговский
Расскажите, пожалуйста, о недавно канонизированном члене РСХД - Иване Аркадьевиче Лаговском.

Кирилл Соллогуб, президент Движения православной молодежи (ACER-MJO) (Париж): Иван Аркадьевич родился в Костроме в семье священника. Учился в духовной семинарии в Костроме и Киевской духовной академии, которую закончил в 1913 году. Преподавал словесность. В 1919 году эмигрировал из Севастополя.

Через некоторое время он очутился на Корсике. Там была маленькая эмигрантская группа. И оттуда, из Корсики, он поступил в педагогический институт, который находился в то время в Праге. За несколько лет учёбы он через Василия Васильевича Зеньковского
(в то время преподававшего там) познакомился с Движением. Это было уже после первого - Пшеровского - съезда Движения. Василий Васильевич его сразу заметил, как человека очень одаренного, живого, и когда сам переехал
в Париж, позвал и его в Париж работать в Движении и преподавать в Свято-Сергиевском богословском институте. Иван Аркадьевич занял кафедру педагогики и психологии. Он принимал участие и в РПК - религиозно-педагогическом кабинете, который был создан Зеньковским при РСХД и при институте. У этого кабинета очень интересная история, которую все забыли, даже мы на Западе, и которую нам предстоит еще открыть. Я недавно нашел очень интересный архивный материал про этот кабинет. Он действовал активно около 10 лет, и его целью было собирание педагогов, чтобы обдумывать проблему религиозного воспитания. Было очень много таких встреч, по их итогам издавали специальный материал, мы нашли в архивах протоколы этих заседаний. Иван Аркадьевич много работал в РПК, и его делом был поиск материалов, которые издавались в Советском Союзе на темы религии и педагогики.

Но в Советском Союзе все было против религии.

- Именно это его и интересовало - что случалось на антирелигиозном фронте в Советском Союзе. Он стал специалистом по этому вопросу в среде эмиграции. Писал статьи в вестнике РСХД и в журнале «Путь»  по этой теме. Потом он вошел в состав центрального секретариата Движения и был послан после Зандеров в Прибалтику, в Таллинн, чтобы там помогать местному отделению Движения как-то развиваться. Он очень серьезно взялся за это дело, многое сделал, продолжал работу среди крестьянской молодежи и даже создал Русское Крестьянское (не студенческое) Христианское Движение.

Откуда в Таллинне крестьяне?

- Во-первых, Эстония вообще крестьянская страна, а во-вторых, Печёрский район был тогда частью Эстонии, и съезды крестьянского Движения собирались под Печёрским монастырем.

У нас мало архивных данных по этому периоду. Мы пытаемся сейчас связаться с эстонцами, чтобы узнать, какие у них есть материалы.

Когда Красная армия вошла в Эстонию, его сразу арестовали. Он проходил по знаменитому делу РСХД в 1940 году - вместе с Николаем Николаевичем Пенькиным и Татьяной Евгеньевной Дезен. Их сразу арестовали, и, как вы знаете, в 1990-х в архивах КГБ нашлись все их допросы, которые были очень многочисленны и подробны - более семисот страниц. В этих допросах все трое очень подробно рассказывали о возникновении РСХД в Париже, о разных руководителях РСХД, ярких личностях и о развитии РСХД в Эстонии. Потом их перевезли в Ленинград, уже в 1941 году и 3 июля всех троих расстреляли.

Причиной была названа «антисоветская деятельность РСХД за рубежом». На допросах Иван Аркадьевич на эти обвинения отвечал: мы вели религиозную деятельность, и этим она была антисоветской, но не террористического типа. Эти материалы надо читать, в свое время в «Вестнике РХД» была опубликована их часть.

Было ли скопировано все дело?

- Эстонский исследователь, профессор Тартуского университета С.Г. Исаков, скопировал только часть этого материала, наиболее значительные допросы. Он добивался реабилитации Николая Николаевича и Татьяны Евгеньевны, и в результате всех троих реабилитировали.

Память об Иване Аркадьевиче сохранилась в Движении, мы очень часто его поминали, и Никита Алексеевич Струве не раз говорил, что у нас в Движении есть несколько святых, и всегда упоминал Ивана Аркадьевича. Интересно, что все наши святые являются духовными чадами о. Сергия Булгакова - мать Мария, Илья Фондаминский, о. Димитрий Клепинин, Иван Аркадьевич... У Ивана Аркадьевича была очень интересная переписка с о. Сергием, она издана в Вестнике РХД. А в сборнике «Живое предание» (1937 г.) статей профессоров Богословского Института в защиту о. Сергия Булгакова опубликована одна из редких статей, которые остались после Ивана Аркадьевича.

Как РСХД восприняло новость о канонизации?

- Это для нас была немного неожиданная, но большая радость. На следующем съезде Движения будет целый вечер памяти, посвященный Ивану Аркадьевичу, Николаю Николаевичу и Татьяне Евгеньевне. Многие мало знают о них. Надо перевести материал на французский, потому что молодое поколение больше не владеет русским языком. В следующем номере французского «Вестника» будет статья эстонского исследователя Андрея Иванина, посвященная им. Необходимо будет издать и еще что-то и по-русски, и по-французски, написать иконы этих святых.

РСХД Эстонии
И.А. Лаговский в летнем лагере РСХД Эстонии (под Тарту, 1935 г.)

Беседовала Анастасия Наконечная


Так мы и жили очень дружной семьёй

Из воспоминаний о деятелях РСХД в Печёрах

Из воспоминаний протоиерея Александра Киселева:

Много было таких деревень и сел, где получалось образование в 4-х или 6-ти-классной школе. Учиться дальше, то есть попасть в Печёрскую гимназию, из-за бедности родителей могли только единицы. Чтобы помочь наиболее талантливым детям, в Крестьянском Движении рождается грандиозный план: решают строить дом-общежитие для гимназистов! Образование в государственной гимназии было бесплатное; еду «натурой» может дать почти каждый того желающий отец. Если создать даровую квартиру, то и без денег крестьянскому подростку становится доступным среднее образование.

Татьяна Дезен
Татьяна Дезен
Хороша идея, да как ее осуществить? Где земля, на которой строить? О покупке земли не могло быть и речи из-за отсутствия денег.

Вспоминаю рассказ, дошедший до меня через третьи руки. Это был рассказ женщины, квартировавшей у Пенькиных, родителей Николая - школьного учителя и деятеля Движения. Невольно подслушанный рассказ о том, как Николай уговаривает родителей подарить Движению кусок их земли на окраине города, который предназначался Николаю по смерти родителей. Эта женщина не могла без слез передавать содержание разговора и говорила, что она никогда в жизни не слыхала ничего более светлого и чистого, чем эти слова сына к родителям.

Став обладателями земли, зимой из окрестных деревень парни-движенцы стали свозить бревна. По весне застучали топоры в молодых руках, и стало расти вместительное двухэтажное бревенчатое здание - общежитие для учащихся. Стала устраиваться жизнь на новом месте. Во главе общежития стояла Татьяна Евгеньевна Дезен, талантливый и глубоко идейный человек. Она организовала пошивочную и сапожную мастерские для пополнения средств на питание живущих в доме. Но это уже были тяжелые времена перед полным разгромом маленькой Эстонии. Пропаганда политической и атеистической демагогии уже не чувствовала себя стесненной. Это отражалось и на общежитии, попервоначалу жившем братством. Но недолго суждено было существовать братской жизни. В дом внедрялись люди иного духа, изнутри старавшиеся разложить дело. Движение прилагало силы переделать этих людей и не удаляло их из своей среды. Не знаю, было ли это правильно, но благородно это было бесспорно.

Из воспоминаний члена РСХД Р.И. Рацевич:

Я очень часто вспоминаю удивительную историю любви руководителей Движения в Печёрах Татьяны Евгеньевны Дезен и Николая Николаевича Пенькина.

Николай и Татьяна давно любили друг друга, но вечная занятость в Движении не позволяла им обвенчаться и всерьез заняться обустройством семьи. Когда в 1940 году в Эстонию вошли советские войска, молодые люди поняли, что их неизбежно арестуют. Друзья несколько раз предупреждали их об опасности, и тогда из Печор они приехали в Нарву к отцу Александру Киселеву и попросили их обвенчать, что отец Александр немедленно и сделал.

Из воспоминаний П.А. Дятлова:

Николай Пенькин
Николай Пенькин
Николай Николаевич по-настоящему любил детей - нас, обутых в лапти и одетых в домотканую одежду ребятишек. Бесконечно любили и мы его. По дороге в школу или из школы его всегда сопровождала гурьба школьников, и мы не просто шли, а играли. Именно Н.Н. Пенькин добился того, чтобы я пошел учиться дальше...

В наше общежитие в 1936 г. приехала из Таллинна Татьяна Евгеньевна Дезен. Именно она с тех пор заведовала им и была нашим добрым наставником. Она же и еду готовила - с нашей помощью добывала средства для общежития (пожертвования по подписному листу). Это был человек огромной эрудиции - у нее было высшее юридическое образование - с добрым человеколюбивым сердцем, поистине умный человек. Так мы и жили очень дружной семьей, где все уважали и любили друг друга, где каждый чувствовал, что он действительно дорог остальным. Татьяна Евгеньевна заботилась о каждом из нас.

...Татьяну Евгеньевну забрали осенью 1940 г. у нас на глазах, поздно вечером; было очень темно. Осенила крестным знамением своего престарелого отца, по-матерински попрощалась с нами. Осиротели мы, остались одни, без нашей доброй и мудрой наставницы.

Из книги Т.П. Милютиной* «Люди моей жизни»:

Обвинительный акт был готов к 31 марта 1941 г., 1 апреля 1941 г. был предъявлен обвиняемым Лаговскому и Пенькину и 4 апреля - Дезен.

В нём говорится, что Лаговский, Дезен и Пенькин являлись руководителями белогвардейской антисоветской организации РСХД в Эстонии и проводили активную антисоветскую деятельность. На основании этого им инкриминировались преступления, предусмотренные ст. 58, п. 4, 8, 11. Судебное заседание (закрытое) военного трибунала ЛВО состоялось 25 апреля 1941 г. в Ленинграде под председательством военного юриста первого ранга Токонаева. Обвиняемые признавали себя виновными, но отрицали, что РСХД носило террористический характер и стояло за вооруженную борьбу с большевизмом. Они доказывали, что эта борьба носила лишь идейный характер, как борьба с мировоззрением материализма и атеизма.

Приговор суда: подвергнуть высшей мере уголовного наказания - расстрелу.

...В 1989 г. пенсионер-учитель (ученик Н. Пенькина) Петр Дятлов обратился в прокуратуру ЭССР с ходатайством о реабилитации Пенькина и Дезен. 6 августа 1990 г. Верховный Суд РСФСР реабилитировал Н. Пенькина и Т. Дезен, причем в решении суда отмечено, что приговор в отношении Лаговского .... и Пенькина приведен в исполнение, а Дезен уклонилась - побег из тюрьмы. О том, что было, мы никогда не узнаем...

-------------------

* Вдовы И.А. Лаговского

КИФА №11(149), сентябрь 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!