gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
22.06.2012 г.

Как Моисей мог разбить скрижали?

На вопросы Открытых встреч отвечает заведующий методическим центром по миссии и катехизации, катехизатор Владимир Якунцев

Моисей
Моисей со скрижалями. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1659
- Зачем сегодня читать в Библии законы о рабах? Ведь это не соотнесешь с сегодняшним днем. Или эти законы имеют отношение к нашим дням?

- Законы о рабах, которые мы читаем в Священном писании, показывают, насколько беспрецедентно для того времени бережно и человеколюбиво закон израильский предлагал к ним относиться. В Израиле рабы никогда не превращались в  одушевленную вещь, у них все-таки были права. Были поставлены границы этому владычеству человека над человеком. И та интенция, которая есть в этих законах, постепенно развивалась и, в конце концов, дала плод борьбы с рабством и освобождения от него. Ведь освобождение от рабства - это плод христианства, его воплощения в мире. И там, где умаляется христианский опыт жизни, возвращается рабство. Не только рабство греху, но и рабство вообще. К сожалению, рабство возвращается и в Россию сейчас. Оно, правда, не принимает крайне жестокие формы, однако все равно есть люди, которые, например, приезжают в Россию и находятся в крайне тяжелых условиях, получают абсолютно несоразмерную их труду заработную плату.

- В одном месте в Евангелии люди просят Христа уйти из их города после того, как Он изгнал бесов в свиное стадо. Неужели во всем городе не нашлось ни одного верующего? Разве это возможно? И почему тогда Христос туда пошел, бросив тех, кому был нужен на другом берегу?

- К сожалению, такое возможно. Евангелие нам свидетельствует, что в городе не нашлось ни одного человека, который бы четко и ясно воспротивился общему решению. Наверняка были сочувствующие Христу, наверняка были те, кто радовался, что освободился бесноватый. Но сочувствие - это одно, а свидетельство, ясное, четкое, громкое - это другое. И такого свидетельства не прозвучало. К сожалению, это касается и других городов. В Евангелии и про Капернаум, и про Вифсаиду говорятся страшные слова: их участь будет страшнее участи Содома и Гоморры - потому что в них было явлено столько чудес и знамений, но практически не было ответа верой, ответа благодарностью.

Почему же Иисус пошел именно туда? Потому что Господь в каком-то смысле не знает, кто и как откликнется на его слово. И Он сеет везде. Обычный земледелец во время посева смотрит на землю, в которую падает семечко: на дорогу и на скалу он вряд ли посеет. А нам заповедано сеять везде, потому что Иисус так делал. Но никто не гарантирует нам хороших результатов, «дружных всходов»... Вот и у жителей этого города была возможность, но они её не использовали. А тот, кто, казалось бы, был больше всего поражен злом, бывший бесноватый, стал христианином. А те, кто были вроде бы приличными людьми, христианами не стали. Вот так парадоксально Евангелие: тот, кто внешне был злее всех, на самом деле был ближе ко Христу, чем все остальные.

- Как Моисей мог разбить скрижали? Что, они не были для него святыней?

- Они были святыней, но не только его личной. Декалог - это святыня народа, содержание Завета всего народа с Богом. Этот завет оказался разрушенным, разбитым, преданным. Моисей потому и разбивает эти скрижали, что Завета на тот момент не было. Его надо было заново обрести.  И то, что сделал Моисей, было пророческим действием.

- Как Вы считаете, возможно ли проявление кротости у человека, не знающего Бога? Я часто слышал, что кротость - это непритязательность.

- В подлинном смысле слова кротость у неверующего человека невозможна, потому что кротость - это один из плодов действия Духа Божьего в сердце человека. Это качество царское, это не просто черта характера. Есть люди тихие, есть люди, у которых нет сил ссориться, отстаивать свою позицию. Но кротость - это плод действия большой силы в сердце человека, в его душе. Это плод полной отданности Богу. Поэтому кроткий человек может разбить скрижали*, может выгнать торговцев из храма, сделав бичи. Кроткий человек способен на очень сильные, резкие поступки. Но при этом это человек доброжелательный, мягкий, негневливый, нераздражительный.

Кроткий человек - это  не тот, кто смиряется с любым проявлением зла, а тот, кто ему противостоит мирно, но непримиримо.

Нужно напомнить, что у всех христианских добродетелей есть свои темные двойники. Кротость - не исключение. Поэтому дать какие-то однозначные дефиниции здесь невозможно. Кротость - состояние, которое обретает человек, когда он полностью положился на Бога. Ему в каком-то смысле не о чем беспокоиться. Кроткие наследуют землю, ведь кротость - признак непобедимой силы. Поэтому кроткий и не злится.

- Слова «даже лисицы имеют норы...» - это отказ или предостережение? Ведь апостолам Христос таких вещей не говорил, просто говорил им: «следуй за Мной».

- Очевидно, что это предупреждение, а не отказ. Таких предупреждений мы слышим из уст Иисуса Христа достаточно много. Иисус четко и ясно говорит ученикам, что значит следовать за Ним, чего это стоит, какие решения человек должен принять, на что он должен рассчитывать. Господь проповедует Царство Божие, и все понимают, что Царство Божие - великая ценность. Однако в Евангелии очень много слов о тех, кто не может быть Христовым учеником: «кто не станет как дитя», «кто не возьмет свой крест», «кто не возненавидит отца и мать». Это предупреждение. Таким же предупреждением является и та фраза, которую мы слышали. Потому что если человек рассчитывает на то, что, пойдя за Христом, он обретет себе норку, новое, хорошее гнездо, он глубоко ошибается. У Иисуса норок нет, и никаких гнезд Он не созидает. Община Христовых учеников - это странствующая община, это постоянный путь, постоянное восхождение. Поэтому если человек настроен на норку и на гнездышко, он не может быть Христовым учеником.

---------------

* «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ 12:3)

КИФА №7(145), июнь 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!