gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Событие arrow События и комментарии (февраль 2012)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
25.02.2012 г.

Нерв творчества

В Пскове прошла премьера документального фильма, посвященного исповеднику веры протоиерею Павлу Адельгейму

Адельгейм25 января состоялась псковская премьера документального фильма режиссёра Максима Якубсона «Один день отца Павла», организованная историко-просветительским и правозащитным обществом «Мемориал».

После просмотра ведущий вечера Виктор Яковлев напомнил, что в афише была обозначена дискуссия, и предложил поделиться своими впечатлениями. В последовавшем за этим разговоре множество слов благодарности прозвучало прежде всего в адрес героя фильма, о. Павла Адельгейма - за его служение Богу и людям, Божьему слову в проповеди, за светлый пример и подвиг исповедания веры. Может быть, наиболее полно это выразил Юрий Дубов, преподаватель музыкальной школы, прихожанин храма Святых Жен Мироносиц: «Вот это сочетание кротости, света, доброты, отзывчивости с несгибаемой волей, мужеством в отстаивании подлинных христианских ценностей, на которых стоит мир, в отстаивании человеческого достоинства и в умении пронести через такие испытания подлинную незамутнённую душу - для меня чудо, великая загадка и пример».

По мнению Юрия Дубова, сердцевина фильма, подлинная жемчужина - проповедь о любви. «Это всегда событие, когда батюшка проповедует». Можно сказать, что и для тех людей, которые пришли на премьерный показ, встреча со священником Павлом Адельгеймом стала такой проповедью - проповедью любви, проповедью творчества, когда говорит не автор фильма и, может быть, даже не герой, а «говорит сама жизнь, которая, по слову Пастернака, "непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало, она сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама  куда   выше   наших   с   вами  тупоумных  теорий"», когда даже камера становится не орудием творчества, а свидетелем, созерцателем, наблюдателем.

Одной из основных тем фильма стало творчество, и, отвечая на вопрос, что такое творчество, что он думает о природе творчества, не только художественного, о. Павел сказал: «Творчество - это когда душа разговаривает с Богом. Поэтому я думаю, что самый подлинный образ творчества - это молитва. Молитва выражает самый нерв творчества. Если человек - это творение Божье, то это и есть сам корень человеческого творчества - то, что человек сотворён Богом по Его образу и подобию, что Бог должен как-то открываться в каждом человеке. В этом заключается тайна человека - насколько человек способен раскрыть в себе Христа Спасителя, на Которого он всегда должен быть похож, образом Которого он является».

Выражая поддержку в сложившейся ныне тяжелой ситуации (напоминаем, что епархиальным судом вынесено решение о почислении о. Павла за штат), многие выступившие говорили о том, какими важными оказывались встречи с о. Павлом для их пути. Батюшка же в ответ на множество добрых свидетельств вспоминал имена тех необычайно светлых людей, что оказались рядом с ним с детства, которые несли с собой и вкладывали в него и русскую культуру, и опыт духовной жизни в православии, причём самый качественный опыт этой жизни, в примере жизни которых он нашел источник сил. «Самое главное, это были люди, отдававшие всю свою жизнь, все свои силы молитве, служению в храме, служению Литургии. В этой среде пришлось мне жить. Я думаю, что мне очень сильно повезло в жизни...» - говорил о. Павел.

«Я верю, что Господь как-то проявит Себя, укрепит Вас, и правда восторжествует, так или иначе, вопреки людям или благодаря. Это неважно. Всё равно есть Божий суд, есть истина, которая никакими человеческими страстями, никакой человеческой болью не способна быть поколеблема. Бог поругаем не бывает», - сказал в заключение Максим Якубсон. Он выразил надежду на продолжение работы над фильмом, т.к. многие материалы в него не вошли, в словах же ведущего встречу Виктора Яковлева прозвучала надежда на показ фильма по одному из центральных каналов телевидения.

После окончания встречи ее участники еще долго не расходились, общаясь с о. Павлом и между собой.

Вера Игнатьева, Елена Лебедева
Информационная служба Преображенского братства
Фото Александра Волкова


«Будьте исповедниками Бога, и Он прославится в вас»

В день памяти новомучеников и исповедников российских московские Благовещенское и Покровское малые братства собрались на уже традиционную для всего Преображенского содружества братств встречу, посвященную этому событию.

Вхождение в опыт и наследие новомучеников и исповедников - всегда серьезный духовный труд, предполагающий тщательное всматривание в основы нашей христианской веры. Тем более что в братствах почти всегда есть новые люди, недавно прошедшие оглашение и вошедшие в церковь, которым еще только предстоит приобщение к этой традиции. Поэтому любая подобная встреча - еще и попытка снова понять и изложить существо этой традиции, утвердиться в понимании того, почему мы считаем столь значимым исследование церковного опыта, явленного нам в ХХ веке в первую очередь именно через новомучеников и исповедников.

Подобно тому, как в процессе катехизации церковь не просто передает оглашаемым «информацию» о вере, но испытывает самое себя на соответствие своей собственной веры и жизни возвещаемому благовестию, так и размышление об опыте новомучеников и исповедников всегда предполагает это усилие внутреннего суда - насколько наш опыт веры и жизни по вере не противоречит их опыту и их вере.

По мнению ряда выступавших, опыт новомучеников и исповедников отличают следующие принципиальные качества: целостность жизни по вере, верность Христу до конца, общинная, братская жизнь, простота богослужения.

Архим. Серафим (Суторихин) и  прп. Севастиан Карагандинский
Архим. Серафим (Суторихин) и прп. Севастиан Карагандинский
 

На встрече прозвучали краткие сообщения с демонстрацией некоторых архивных материалов об очень дорогих для братств именах: архим. Сергии (Савельеве) (†1977) и его общине, еп. Макарии (Опоцком) (†1941) и созданных им в разных городах братствах, свящ. Анатолии Жураковском (†1937), свящ. Александре Секундове (†1937), свящ. Серафиме (Суторихине) (†1979), прп. Севастиане Карагандинском (†1966) и некоторых других. Среди этих людей есть как уже прославленные в том или ином чине святые, так и те, кто - на основе целого ряда свидетельств - несомненно прославлен у Бога, но еще ждет своего общецерковного прославления. Нельзя не отметить, как Господь щедро благословляет усилия по собиранию памяти об этих святых людях. Например, вплоть до прошлого года была известна лишь одна фотография еп. Макария, сделанная в заключении. Но паломнические поездки, в частности, группы Покровского братства, привели к тому, что завязалось знакомство с теми людьми в Новгороде, Череповце и некоторых других городах, которые сохранили преемственность с братчиками - членами основанных еп. Макарием братств. В результате обнаружились архивные материалы из жизни еп. Макария, а также существенно прояснились данные, касающиеся последних лет его жизни, которые до самого последнего момента были неизвестны.

Важным и трогательным моментом были представленные на встрече уникальные звуковые записи исполнения архим. Сергием (Савельевым) песнопения «Чертог Твой вижду» вместе с общинниками, а также отрывка служения анафоры прп. Севастианом. О свящ. Серафиме (Суторихине) прозвучало замечательное интервью прот. Павла Адельгейма, одного из последних ныне здравствующих исповедников веры, который хорошо знал его во времена своего служения в Ташкентской епархии в 1950-60-е гг.

Агапическая по духу встреча завершилась благодарственной молитвой братчиков с пением тропаря и величания новомученикам и исповедникам Российским на русском языке.

Максим Дементьев

Сайт Преображенского братства: psmb.ru

В заголовок вынесены слова из проповеди свящ. Александра Секундова


Почему зануда не может быть катехизатором

Рождественские чтения 

22-25 января в Москве состоялись XX Международные Рождественские образовательные чтения. Конференция проходила по пятнадцати направлениям, каждое из которых включало в себя несколько тематических секций и круглых столов. Традиционно активное участие в форуме принимали профессора и преподаватели СФИ.

Одной из наиболее актуальных тем, обсуждавшихся в направлении «Религиозное образование и катехизация в Русской Православной Церкви», стала подготовка катехизаторов, которой была посвящена отдельная секция, прошедшая 24 января под председательством митрополита Саратовского и Вольского Лонгина и епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха.

* * *

Согласно результатам мониторинга Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, озвученным Денисом Туголуковым, и.о. заведующего Сектором катехизации и воскресных школ ОРОиК, подготовка катехизаторов во многих епархиях сводится к повышению уровня знаний о православии, а в 23 епархиях катехизаторов вообще не готовят.

Как показывает практика, даже значительные усилия по обучению и подготовке катехизаторов далеко не всегда приводят к реальному появлению людей, способных помогать другим приходить в Церковь.

На одну из главных проблем в этой сфере указал в своем докладе Владимир Якунцев, руководитель Методического центра по миссии и катехизации Свято-Филаретовского института. Он отметил, что в нормальном случае в основе подготовки катехизаторов должен лежать не образовательный процесс, а катехизическая практика, дополненная необходимым образованием. Это принципиальное требование связано с существом самого процесса катехизации, который также не является образованием. Катехизатор - это человек, который сможет быть не просто преподавателем, а спутником уверовавших в Бога людей на их пути в церковную жизнь. Необходимо выявить, есть ли у человека заботливое и сердечное отношение к Церкви и к людям, которых Господь в Нее приводит. Без этого все попытки катехизации будут страдать занудством, т.е. отсутствием вдохновения, происходящим от равнодушного отношения к людям.

Всего на секции прозвучало 12 докладов об опыте подготовки катехизаторов на базе епархиальных отделов и духовных учебных заведений Русской церкви. Также Д.А. Туголуковым был представлен проект Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов, разработанный Синодальным отделом по религиозному образованию и катехизации совместно с Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения и Учебным комитетом. Документ содержит рекомендации, касающиеся процесса подготовки катехизаторов. В частности, указывается оптимальный, по мнению большинства составителей проекта, срок подготовки - 2,5 года.

Информационная служба СФИ
Фото Кирилла Мозгова

Доклад В.И. Якунцева можно прочитать в приложении «Миссионерское обозрение».


Как отнесся бы Солженицын к тому, что сейчас происходит в России

31 января в Санкт-Петербурге в конференц-зале Российской национальной библиотеки состоялась встреча петербуржцев с Натальей Солженицыной

В подарок библиотеке Наталья Дмитриевна привезла девять дисков с записями произведений Солженицына в исполнении автора, каталог проходившей в Женеве выставки личных вещей и рукописей Александра Исаевича и небольшую книжку «Размышления над февральской революцией» - четыре главы, не вошедшие в полный текст «Красного колеса». Солженицына подчеркнула особую актуальность и своевременность этих размышлений в ситуации нынешней России.

После вручения подарков Наталья Дмитриевна представила гостям видеопрезентацию и рассказала о том, как складывается посмертная жизнь творческого наследия ее мужа. Этот рассказ о «жизни после смерти» включал историю передвижной книжной выставки с советскими, зарубежными и российскими изданиями писателя, рассказ о Солженицынском семинаре и Солженицынской премии, представление регулярно проходящих конкурсов школьных сочинений, фотографии памятных досок в Ростове и Рязани и многое другое.

Действительно, Александр Исаевич продолжает жить в памяти миллионов людей не только в России, но и в самых различных странах мира. В последние годы, например, наблюдается всплеск интереса к его творчеству в Китае, где группой переводчиков готовится собрание сочинений классика XX века. Французские, английские, сербские, арабские, греческие, испанские и многие другие переводы «Архипелага Гулаг», «Одного дня Ивана Денисовича», «Матренина двора» сменяли друг друга на экране. Многие из них вошли в состав передвижной книжной выставки, подготовленной Натальей Дмитриевной совместно с Агентством по печати. Выставка представляет собой витрины, расположенные по периметру комнаты, легко собирающиеся и разбирающиеся, приспособленные для быстрого монтирования с большими фотографиями Александра Исаевича и экземплярами всех возможных публикаций его произведений.

Вторая часть встречи была посвящена показу небольших фрагментов из цикла видеобесед с участием А.И. Солженицына, снятых в 1995 г. каналом ОРТ. Свет увидели только двенадцать передач, тринадцатую в эфир не выпустили, и возможности обращаться к стране Александра Исаевича лишили. В своих видеоразмышлениях писатель затрагивал очень важные и острые темы: реформа образования, проблема власти, цели и задачи современных политических партий, предвыборная гонка, судьба казачества, самоуправление, национальное единство и т.д. С экрана зазвучал голос искренний, прямой, правдивый... столь нужный современной России. С грустью Наталья Дмитриевна констатировала, что ни одна из названных тогда проблем до сих пор не решена, а подчас обрела еще более острую и запущенную форму.

После просмотра фильма у гостей встречи была возможность обратиться к Наталье Дмитриевне с вопросами.

Люди интересовались её впечатлениями от встречи с Владимиром Путиным, переживали, что общество перестает интересоваться темой политзаключенных, выясняли, когда увидят свет остальные тома 30-томного собрания сочинений писателя. Преподаватель Свято-Филаретовского института Юлия Балакшина поблагодарила Наталью Дмитриевну за интересную встречу и спросила о том, как будет отмечаться 50-летний юбилей со дня выхода в свет «Одного дня Ивана Денисовича». Наталья Дмитриевна рассказала о предстоящей конференции на эту тему, о готовящихся изданиях читательских и критических откликов на повесть, отметила, что рада была бы поддержать еще какие-либо проекты.

Была также затронута тема народного и личного покаяния и возможных форм его выражения. Отвечая на вопрос члена Свято-Петровского малого православного братства Алины Яковлевой, Наталья Дмитриевна сказала, что понимает покаяние как искупление, исправление грехов прошлого своим ежедневным поведением: «Если Вы чувствуете себя частью своего народа, если Вам стыдно за его прошлое, нужно сейчас жить честно, чтобы не было стыдно за то, как мы живем сегодня».

Одним из последних прозвучал вопрос о том, как Александр Исаевич отнесся бы к волне митингов, прокатившихся по нашей стране. Наталья Дмитриевна ответила, что ее муж, безусловно, приветствовал бы пробуждение людей, но испытывал бы тревогу от попыток раскачать хотя и ржавый, но все же плывущий корабль. Она снова призвала обратиться к опыту осмысления Февральской революции и отметила, что нам давно пора избавляться от цезарепапизма - от уверенности, что жизнь в стране целиком зависит от «плохого» или «хорошего» царя, а также подчеркнула: «Нам важно уметь объединяться, брать на себя ответственность за страну, в которой мы живем. Может быть, важнее смазывать шестеренки, а не менять механика».

Информационная служба Преображенского братства


В рамках Рождественских чтений прошла конференция, посвященная взаимодействию Церкви и гуманитарных наук в переводах Библии и библейских исследованиях

24 января 2012 г. в Российском государственном гуманитарном университете в рамках направления «Церковь и наука: пути взаимодействия» XX Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция, посвященная взаимодействию Церкви и гуманитарных наук в области переводов Библии и библейских исследований, совместно организованная РГГУ и Общецерковной аспирантурой и докторантурой.

Значительную часть докладов на конференции представили преподаватели, докторанты и аспиранты ОЦАД: игумен Арсений (Соколов) («Амос 5:26 в общем контексте книги пророка Амоса»), Мария Гордийчук («Мессианизм в пророческих книгах Ветхого Завета: расхождения между масоретским текстом и Септуагинтой»), Михаил Селезнев («"Септуагинта" и "еврейский текст" у св. Иустина Философа»), Андрей Десницкий («Богословские проблемы библейского перевода»), диакон Петр Шитиков («Библейская метафора в свете когнитивной лингвистики»), иерей Иоанн Реморов («Н.Н. Глубоковский и вопросы греческой новозаветной текстологии»).

Для развития библеистики в Русской православной церкви, как отметили участники дискуссии, состоявшейся по завершении конференции, крайне желательна разработка документа, говорящего о месте Священного Писания в жизни Церкви. Зав. кафедрой библеистики МДА прот. Леонид Грилихес, единогласно поддержанный всеми участниками дискуссии, отметил, что в основу такого документа мог бы быть положен доклад митрополита Илариона (Алфеева) «О значении Св. Писания в современном православном богословии».

Дискуссия коснулась также миссионерской и научной потребности в новых переводах Писания. Участники дискуссии выразили надежду, что документ «Отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг», представленный на рассмотрение Межсоборному присутствию, будет в ближайшее время, с учетом результатов его обсуждения в Церкви, одобрен священноначалием.


Издания, содержащие частные богословские мнения, смогут получить новый гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский Совет будет использовать новый гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви».

Этот гриф будет присваиваться изданиям, в которых не содержатся мнения и оценки, противоречащие православному вероучению или официальной позиции Русской Православной Церкви, но при этом, например, присутствуют частные, не лишенные элементов традиционности богословские мнения; дискуссионные суждения по важным церковным вопросам; частные научно-богословские интерпретации событий церковной и гражданской истории.

Также этот гриф может быть присвоен произведениям художественной литературы, которые ведут читателя к истинам христианской нравственности, но не несут в себе собственно религиозную тематику; изданиям, освещающим православные обычаи и обрядовые традиции; сборникам кулинарных рецептов для постов и праздников.

Новый гриф будет использоваться наряду с грифами «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» и «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви».

Патриархия.ru


Выборы, сектоведы и немного СМИ

Информационная секция Рождественских чтений в этом году, так же как и в предыдущем, была во многом построена на стремлении собрать людей разных позиций - условно говоря, как «правых», так и «левых». Однако на встречах собственно журналистских гораздо слышнее были представители радикально консервативных изданий, а уж сектоведческая секция и вовсе традиционно собрала почти одних лишь представителей жесткой контрмиссии.

Так что задуманного устроителями диалога позиций, к сожалению, не получилось. Впрочем, плюсом можно считать хотя бы то, что эти разные позиции были озвучены в одном пространстве.

* * *

24 января в Синодальном информационном отделе в рамках Рождественских чтений состоялся семинар «Церковь во время политических кампаний: особенности диалога со СМИ в предвыборный период».

Во вступительном слове один из соведущих, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин, сказал: «Церковь не может себе позволить занимать ту или иную позицию, мы должны вести диалог со всеми. Церковь - это не монолит, нас много, мы разные, и с каждым днем церковь становится все более полицентричной, наше священноначалие старается прислушиваться ко всем группам, а не только к какой-то одной». Однако последовавшие за этими словами выступления с мест показали, что далеко не всем участникам близка такая позиция. Вкратце смысл последовавших одно за другим заявлений представителей «Русской линии», «Радонежа» и тому подобных изданий сводился к тому, что если православные СМИ не будут придерживаться единой и жесткой проправительственной линии, скоро мы «увидим танки НАТО на улицах Москвы». Лишь немногие выступления выбивались из этого хора. Так, публицист Сергей Худиев напомнил о необходимости христианского отношения к ближнему, даже имеющему другие политические убеждения. Вспомнил он и «Письма Баламута», где К.С. Льюис подробно останавливается на одном из распространенных в наше время искушений: начать постепенно подменять веру во Христа теми или иными идеологическими или политическими установками. Священник Димитрий Свердлов*, подчеркнув свою «аполитичность», защищал стремление разобраться, где правда, а где неправда в общественной и политической жизни.

В своём выступлении, оказавшемся фактически последним в дискуссии, я говорила о необходимости трезвенности. Даже если бы не проблема с позицией таких «церковных» СМИ, как «русская народная линия», ратующая за прославление «оклеветанного врагами России благоверного царя Иоанна Грозного», все равно невозможно представить себе единую общецерковную политическую линию. Церковь - не политическая, а нравственная, духовная сила, и помочь народу она сможет только в том случае, если будет призывать к покаянию за грехи, прежде всего совершенные при советской власти (но и не только), и сама покажет пример покаяния.

В заключение встречи второй ведущий, председатель СИНФО Владимир Легойда, призвал всех к ответственности и напомнил, как важно каждому христианину сверять свою жизнь прежде всего с Евангелием.

Александра Колымагина

-------------

*  Его статья «Выборы. Как это было на самом деле», опубликованная на сайте «Православие и мир», вызвала бурную дискуссию и множество нареканий

* * *

25 января в рамках направления «Церковь и СМИ» состоялась секция «Секты и современное информационное пространство - проблемы и решения» под председательством архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы. Сопредседателем и ведущим секции был Александр Дворкин*, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), президент Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея Лионского.

В своем приветственном слове архиепископ Зосима призвал всех присутствующих «давать правильные ответы и просвещать народ Божий, потому что человек склонен к заблуждениям и по страстям и грехам своим может создавать лжеучения, которые приносят вред церкви и обществу», а также посетовал на низкую культуру общения в Интернете. От православных участников дискуссии, по его словам, порой исходят грубость и даже хамство, что недопустимо, поэтому нужно учиться культурно и благочестиво дискутировать с оппонентами, действовать в евангельском духе.

Однако участники круглого стола привыкли к несколько другим методам «антисектантской работы». Как выяснилось в конце секции, больше половины из них состоят в РАЦИРС и почти все сотрудничают с этой организацией. А значит, слово «диалог» в их работе вынесено за скобки. Показателен был в этом смысле доклад Михаила Насонова, пресс-секретаря Архангельской и Холмогорской епархии под названием «Секты и региональные и епархиальные СМИ на Русском Севере». Вот некоторые из предложенных им принципов работы: не заигрывать и не терпеть сектантов; перетягивать к себе светские СМИ, используя яркие и страшные образы (педофилы, убийцы, и пр...); сплачивать, организовывать общественность против сектантов... Диалог среди всех этих принципов не предусмотрен в принципе (простите за каламбур). Остальные доклады и сообщения были выдержаны в подобном же тоне и духе и представляли собой или рассказы об организации борьбы с сектами в различных странах и регионах, или описание деятельности и учений различных новых религиозных движений, иногда весьма экзотических, вроде псевдоцелительского культа «Аят».

Архиепископ Зосима, подводя итоги первой половины секции, сказал, что «всем нам не хватает укоренённости жизни во Христе, какая была, например, у апостола Павла». Во время постмодернизма, когда у людей всё в жизни спутано, надо отделять зерна от плевел, правду от лжи, надо говорить ясно, четко и открыто о Христе, Евангелии, о Церкви, иметь твердое знание своей веры и «не нести людям что-то свое, а нести Христа». Он ещё раз призвал не судить, не оскорблять и не обижать никого, любить всех, и сектантов - заблудших людей - тоже, чтобы «наше главное оружие - слово - было растворено верой и любовью». С этими словами владыки Зосимы действительно трудно не согласиться. Однако остается вопросом, окажутся ли они лейтмотивом дальнейшей работы для участников круглого стола. 

Наталья Адаменко

----------

* Глава «антисектантского» лобби в Русской православной церкви, возглавляющий одно из наиболее радикальных направлений контрмиссии.

КИФА №2(140) февраль 2012 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!