gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Событие arrow События и комментарии (сентябрь 2011 года)
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
18.09.2011 г.

Призвание и служение

22-й собор ПСМБ«Я - лоза, вы - ветви. Пребывающий во Мне - и Я в нем, - тот приносит много плода» (Ин 15:5). Эти слова стали эпиграфом к теме XXII Преображенского собора Содружества малых православных братств - «Служение Богу и Церкви в общинно-братской жизни».

Именно выход на служение Богу и ближнему по примеру Христа является свидетельством действенности крещения для каждого живущего в церкви христианина: молодого и старого, мужчины и женщины, клирика и мирянина.

Что есть подлинное служение, с чего оно начинается и как отличить его от послушания, работы или доброго дела, а также от разного рода подмен и штампов современного секулярного мира? Как сочетаются в служении творчество и кеносис, личностность и соборность? Какие служения сегодня самые насущные для возрождения полноты церковной жизни и как в них включиться? Вот лишь часть вопросов, поднятых на прошедшем соборе и ждущих своего решения и воплощения.

Осознавая как призвание Преображенского братства миссию, катехизацию и общинно-братскую жизнь, участники собора размышляли о том, как, не считая свой опыт единственно возможным и не навязывая его, поделиться им с теми, кто ищет пути просвещения Светом Спасителя и общей жизни по Евангелию.

«Наше призвание - научить тех, кто может научить других, причем в самой сложной для нашей церкви и самой необходимой области. Мы должны быть готовы отвечать на живые потребности церкви, но искусственно их подхлестывать и пропагандировать не нужно. Хотелось бы, чтобы каждый не служащий член братства регулярно себя спрашивал: почему я не служу? Что мне мешает? Ведь наше братство еще далеко не на пределе своих сил и возможностей. При этом важно помнить: сколько к нам было и есть живых запросов о помощи, столько сил и дает Господь», - сказал на одной из встреч собора духовный попечитель Преображенского братства свящ. Георгий Кочетков.

Выбранная темой года на XII Сретенском соборе в феврале тема служения будет продолжена на сентябрьской конференции «Служение Богу и человеку в современном мире».

Информационная служба Преображенского братства


«Дорога в очах Господних смерть святых Его»

Крест на могиле еп. Макария (Опоцкого)В начале августа 2011 года группа паломников из московского Свято-Покровского братства (Преображенское содружество малых православных братств) посетила места служения епископа Макария (Опоцкого) (1872-1941), продолжателя дела основателя Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюева: Новгород, Череповец и небольшой город Галич (Костромская область).

Еп. Макарий в каждом месте, где бы ему ни приходилось проживать (в том числе отбывая ссылку в Архангельске в 1933-34 гг.), собирал вокруг себя людей и старался основывать православные братства по образцу Крестовоздвиженского. Однако об истории и опыте этих региональных братств известно пока немного. Братства заботились о христианском просвещении, имели попечение о пострадавших от советской власти и о репрессированном духовенстве, насколько это было возможно в те годы - несли слово свидетельства о Христе и братской жизни.

Много белых пятен и в биографии самого вл. Макария.

Самой главной и нечаянной радостью было то, что мы нашли могилы на Петровском кладбище г. Новгорода, где похоронены еп. Макарий и его верный помощник, протодиакон Иоанн Покровский. Их нам показал Сергей Валентинович Моисеев, член Общества любителей древности Великого Новгорода, который провёл с нами целый день, показав все места, связанные с владыкой. По церковной традиции на могиле еп. Макария наша группа отслужила заупокойную литию.

Дата захоронения, указанная на надгробном камне, - 9 ноября 1941 года. Прежде сведения о жизни владыки обрывались на 1937‑м годе, и было неизвестно, умер ли он в лагере или, избежав ареста, перешел на нелегальное положение, продолжив свое служение. Теперь мы знаем, что он не пропал без вести в лагере или в тюрьме НКВД, но о его жизни в период 1937-1941 годы по-прежнему неизвестно.

Эти неожиданно открывшиеся факты также косвенно подтвердились в Череповце, где вл. Макарий был викарным епископом в середине 1920-х гг. и где существовало основанное им братство. Как нам рассказали, там до сих пор жива одна братчица, которая принимала участие в похоронах владыки, поэтому о существовании могилы на Петровском кладбище Новгорода здесь было известно. Однако встретиться с ней нам в этот раз не удалось. В череповецком храме Рождества Христова, где служил епископ Макарий, о нём помнят и собираются оформить памятный стенд.

А вот о Галичском периоде жизни еп. Макария все, с кем мы встречались, слышали впервые. Он охватывает период 1934-1937 гг., когда владыка уже не служил, а находился в разработке «органов», поэтому все имеющиеся источники - только выписки из следственных дел НКВД, содержащих протоколы допросов братчиков. В Галиче мы собирались, по крайней мере, выполнить программу-минимум: сфотографировать все дома (или то, что теперь стало на их месте), в которых жили братчики, ни на что большее особенно не надеясь. Но в последний день, благодаря помощи благочинного Галичского округа прот. Александра Шастина, нам неожиданно удалось встретиться с удивительной женщиной, Людмилой Павловной Целибровской. Она сама дочь священника, помнит и галичское братство, и некоторых братчиков, которые упоминались в протоколах, помнит о том, что в Галиче был братский дом, где собирались члены братства.

Всё время нашей поездки вспоминались строчки псалма: «Дорога в очах Господних смерть святых Его». Помощь Божия была настолько явной, что от этого иногда становилось немного страшно.

Хочется надеяться, что во всех бывших местах служения еп. Макария люди, которым небезразличны память о нём и его церковный опыт, начнут помогать друг другу и церкви в том, чтобы становиться достойными наследниками новомучеников и исповедников российских и всех пострадавших за веру в годы гонений.

Александра Буданова

Информационная служба Преображенского братства


Главное в опыте новомучеников - их любовь к Богу и желание служить Ему

4 августа в Архистратиго-Михайловском соборе белорусского города Лида состоялась Божественная литургия с чином прославления в лике местночтимых святых новомучеников и исповедников Белорусских священника Киприана Климуца (1897-1942), пресвитера Ятранского.

Торжественное богослужение, на котором присутствовал весь епископат Белорусской Православной Церкви и все священство Лидского благочиния, возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Священномученик Киприан с 1930 года и до своего ареста в 1939 году был настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы села Ятра Новогрудского района. По его инициативе и по благословению епископа Гродненского и Новогрудского Антония (Марценко) в сентябре 1934 года на Ятранском приходе было учреждено Православное народное братство. Оно ставило своей целью установление в приходе норм «нравственной и трезвой жизни, примирение враждующих и искоренение всякой партийности и политиканства, оказание благотворительности, воспитание молодого поколения в духе православной веры, борьбу с сектантством, унией, хулиганством, сквернословием, распутством, безбожием и другими пороками и заблуждениями». Отец Киприан вёл активную миссионерскую работу, неизменно пользовался большим авторитетом среди прихожан и местных жителей. В 1939 году, когда войска Красной армии заняли Западную Беларусь, он был арестован органами НКВД по доносу партийной ячейки за «проведение антисоветской агитации, клевету на жизнь в СССР» и был осужден на восемь лет исправительно-трудовых лагерей. Ссылку он отбывал в Каргопольском исправительно-трудовом лагере Архангельской области, построенном на месте упразднённого Свято-Успенского женского монастыря.

Там в нечеловеческих условиях, где от голода, холода, физического и морального истощения заключённые погибали тысячами, 9 сентября 1942 года, испытав жестокие страдания, мученик и исповедник веры окончил свои земные дни.

После литургии в своем слове в память прославленного святого митрополит Минский и Слуцкий Филарет подчеркнул значение для нашей Церкви опыта новомучеников и исповедников, засвидетельствовавших веру Христову перед своим народом в близкое нам историческое время.

Краткое интервью по случаю канонизации белорусского святого дал присутствовавшим на празднике членам московского Свято-Покровского братства (Преображенское содружество малых православных братств) епископ Борисовский Вениамин (Тупеко). Владыка, в частности, сказал, что наиболее важным в опыте сщмч. Киприана, равно как и других новомучеников и исповедников, является их любовь к Богу до самопожертвования. Он отметил, что для восприятия опыта новомучеников в нашей церкви необходимо приобщиться к тому духу, в котором они жили, воспринять их любовь к Богу и желание служить Ему. Владыка подчеркнул, что примеры жизни новомучеников помогают современным людям совершать выбор жизни по вере.

Информационная служба Преображенского братства


В Оксфорде прошла 16-я Международная конференция патристических исследований

С 8 по 12 августа 2011 года в Оксфордском университете (Великобритания) прошла 16-я Международная конференция патристических исследований - наиболее авторитетный академический форум, участие в котором принимают патрологи из разных стран мира.

Первая подобная конференция прошла в Оксфорде в 1951 году. Ее организатором стал Фрэнк Лесли Кросс (1900-1968 гг.), заслуженный профессор Оксфордского университета. С тех пор конференция проходит раз в четыре года и каждый раз привлекает все больше специалистов.

В нынешнем форуме, ставшем шестнадцатым по счету, приняли участие порядка 750 делегатов из стран Европы, Америки и Азии. Активный вклад в патристическую конференцию вносят отечественные исследователи: архимандрит Кирилл (Говорун), Ю.А. Шичалин, А.Р. Фокин и др.

Участие в конференции приняли также представители Московской духовной академии - проректор по научно-богословской работе протоиерей Павел Великанов и его заместитель иерей Антоний Борисов.

Работа форума началась в неформальной обстановке - по традиции все участники собрались на фуршет во дворе Christ church college для того, чтобы пообщаться и лучше узнать друг друга. Гости конференции имели возможность получить консультации ведущих патрологов современности: митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра), священника Эндрю Лаута, архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса и др.

Вечером 8 августа в главном храме Оксфорда (University Church of St Mary the Virgin) состоялось официальное открытие конференции. С приветствием в адрес участников выступили профессора Сара Фут (Sarah Foot) и Джиллиан Кларк (Gillian Clark).

Профессор Оксфордского университета Гай Струмса (Guy Stroumsa) выступил перед аудиторией с программной лекцией «Афины, Иерусалим, Мекка: патристическое горнило авраамических религий» («Athens, Jerusalem, Mecca: The Patristic Crucible of the Abrahamic Religions»), посвященной открытию конференции.

В своем выступлении он отметил важность проведения подобного форума и обозначил основные перспективы развития современной патристики.

Кроме того, Струмса определил два типа религиозного сознания, существующие сегодня: открытый и закрытый. К закрытому типу религиозного сознания профессор отнес патристическую парадигму восприятия иных религиозных традиций, в особенности иудаизма и ислама. Призвав отказаться от подобного «приниженного» отношения к «братским» монотеистическим религиям, профессор Струмса обозначил важность развития диалога между христианами, мусульманами и иудеями.

Богослов.ru


В Волгограде прошла внутригодичная секция Рождественских чтений

Традиционный Августовский педсовет - внутригодичная секция Международных Рождественских чтений - прошел с 5 по 12 августа в Волгограде на базе Свято-Сергиевского училища православной катехизации и церковной педагогики. Сопредседателями педсовета являются свящ. Игорь Киреев, руководитель Катехизаторских (богословско-педагогических) курсов свмч. Фаддея и прот. Анатолий Гармаев, директор Свято-Сергиевского училища.

В работе XIV Августовского педсовета приняли участие около 20 священников, педагогов и организаторов катехизической, воспитательной и образовательной церковной деятельности из разных епархий Русской православной церкви. Основной темой общения в дни педсовета стал опыт и проблемы катехизации на приходах в современных условиях. Также обсуждались вопросы о проведении детских и семейных лагерей, катехизаторская работа с молодежью, проблемы работы воскресных школ и воспитания детей в православных семьях.

Опытом катехизации взрослых людей, накопленным в Преображенском братстве в течение последних тридцати лет, с участниками педсовета поделилась преподаватель Свято-Филаретовского института, катехизатор Н.А. Адаменко.

Информационная служба Преображенского братства


Лозунг православных фундаменталистов «Православие или смерть!» признан экстремистским

10 августа 2011 года Московский городской суд признал лозунг «Православие или смерть!» экстремистским. Судебные споры вокруг этого лозунга шли уже более полугода. 21 декабря 2010 года Черемушкинский районный суд г. Москвы принял решение о включении лозунга «Православие или смерть!» в федеральный список экстремистских материалов. В то же время в апреле этого года другой районный суд г. Москвы - Люблинский - отклонил представление прокуратуры о признании экстремистским материалом футболок с надписью «Православие или смерть!» и изображением православной символики с черепами. Таким образом, решение Люблинского районного суда столицы признано подлежащим отмене.

Напомним, что девиз «Православие или смерть!» первоначально означал готовность умереть за неизменяемость календарного стиля. С 1970-х годов и до начала XXI века его использовала на черном знамени братия афонского монастыря Эсфигмен, отказываясь поминать правящего архиерея Святой Горы - Вселенского патриарха. C начала 1990-х годов его активно используют православные фундаменталисты и сторонники монархических движений: «Союз православных хоругвеносцев», «Союз православных братств», «Русская народная линия», игумен Сергий (Рыбко) и другие. Недавно с реабилитацией лозунга выступили прот. Максим Козлов, прот. Димитрий Смирнов и др.

Однако Святейший патриарх Кирилл в проповеди, произнесенной в 2009 году в Неделю Торжества Православия, осудил тех, кто использует этот лозунг:

«Если мы встречаемся с человеком, который утверждает, что он борется за чистоту Православия, но в его глазах опасный огонь гнева, ему везде чудятся еретики, он готов идти в бой и на разделение Церкви, готов поколебать основы церковного бытия, якобы защищая Православие; когда в человеке... мы не находим любви, а только гнев, - это первый признак еретика, "волка в овечьей шкуре", подобного Арию, Несторию и многим другим, что горячо проповедовали, не имея любви в сердце и готовые ради своей правоты идти на разделение церковной жизни.

Если от такого человека мы слышим потоки брани, порой даже грязи, которая обрушивается на Церковь и ее служителей, если мы слышим горячие призывы к борьбе, к разделению, к спасению Православия даже до смерти, когда мы слышим слоган: "Православие или смерть!", - нужно опасаться подобных проповедников.

Никогда Господь не говорил: "Мое учение или смерть!" Ни один апостол не провозглашал: "Православие или смерть!", потому что Православие - это жизнь вечная, радость во Святом Духе, красота жизни. Смерть же - это тлен, результат грехопадения и диавольского действия», - подчеркнул предстоятель Русской церкви и добавил, что в наши дни время от времени появляются лжеучители, которые соблазняют народ призывами спасать Православие и его чистоту и повторяют этот опасный, ложный и внутренне противоречивый лозунг «Православие или смерть!»: «В глазах этих людей вы не найдете любви, там горит диавольский огонь гордыни, стремления к церковной власти, к разрушению церковного единства, хотя внешне все может рядиться в добрые одежды, благочестивую внешность».

Сайт Свято-Филаретовского института

КИФА №11(133) сентябрь 2011 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!