gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Духовное образование arrow Защищайтесь! Впечатления от защиты итоговых работ в СФИ. Говорят члены комиссии и выпускники
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
04.08.2011 г.

Защищайтесь!

Впечатления от защиты итоговых работ в СФИ

Защита итоговой работы в СФИ 

Говорят члены комиссии

- В этом году состоялось много защит. Приведет ли это накопление потенциала к качественному скачку в работе института в ближайшей или, может быть, более далекой перспективе? Позволяет ли что-нибудь в самих прошедших защитах об этом говорить?

З.М. Дашевская, декан богословского факультета СФИ: Мне представляется, что прошедшие защиты показывают, что институт имеет серьезный богословский потенциал, который выявляется и на уровне студенческих работ. Защиты выпускных работ задают серьезную перспективу, на чем, как мне представляется, необходимо сосредоточить особое внимание. Ведь итог защит - это не только показатель квалификации студентов, но и свидетельство определенного консенсуса преподавателей, профессоров института, научных руководителей в том, каков наш внутренний критерий качества. Его показывает и выявляет и уровень представленных работ, и сами защиты, потому что студенты представляют не только текст работы, но и показывают свою квалификацию и знание вопроса. Я искренне радовалась за наших студентов. Меня порадовала тематика: как ее разнообразие, так и содержание. Да, студенты находятся в рамках учебных квалификационных тем, но тем не менее они могут предложить какие-то свои расширения этих тем, и видно, что они выбирают актуальную тематику. Я бы особо отметила высокий уровень работ по церковно-исторической, литургической, богословской тематике. Это разнообразие действительно показывает наши возможности: мы не просто выбрали себе колею и примерно в ней и движемся. Нет. Есть очень много хороших заделов - творческих, богословских - живых. Важно, что для всех работ был характерен внутренний, церковный подход при старании и сохранить критическую дистанцию, и использовать все последние научные наработки, и привлекать исследования на иностранных языках, и заниматься всерьез критическим исследованием проблемных сторон церковной жизни. Представленные к защите работы представляли результат не отвлеченной умозрительной деятельности, но были полны подлинным интересом к жизни церкви, к ее прошлому, настоящему и будущему. Конечно, были и студенческие просчеты, и недостатки, но преодолевать их при должном руководстве, при продолжении обучения в магистратуре, при соответствующей специализации в аспирантуре люди научатся. Но то, что уже есть - сочетание подлинно церковного интереса с профессионализмом и качественным научным подходом - очень продуктивно, очень интересно и несет в себе большой творческий потенциал.

Тот импульс, который вложил в институт его основатель и ректор, сейчас, как мне представляется, начинает разворачиваться и раскрываться в самых разных работах и исследованиях. И мне кажется, что это очень перспективно, потому что во всем этом чувствуется дыхание жизни богословской мысли, подкрепленной соответствующим качеством научной работы и квалификацией.

- В рецензировании работ участвовали представители различных вузов. Что в этом контексте можно сказать о развивающемся сотрудничестве СФИ с другими вузами, и светскими, и духовными?

ЗМД: Нам, конечно, очень важно, как оценивают уровень работ наших выпускников профессора и преподаватели Московского или Петербургского университетов, так же как и других учебных заведений, которые известны качеством своей подготовки и своего образования. Расширение этого круга свидетельствует, что те вопросы, которые ставят наши выпускники, наши студенты, интересны для представителей других высших учебных заведений, которые работают или специализируются в сходной области. И это мне кажется очень важным, потому что в контексте светской науки всегда есть опасность вопросы, связанные с церковной тематикой, несколько объективировать и рассматривать исключительно в позитивистском ключе. А ведь важно, чтобы все эти исследования работали на углубление церковного самосознания, знания своей традиции, Писания и Предания Церкви, используя при этом современных методы исследовательской работы. Оказывается, что людей, которые именно так представляют себе развитие церковных наук, богословия, церковно-исторических дисциплин не так много, поэтому единство с ними в основных подходах, как мне кажется, принципиально важно.

***

- В этом году в СФИ состоялось много защит итоговых работ, значительно больше чем обычно. Каково общее впечатление? Наблюдается ли здесь какая-нибудь динамика по сравнению с предыдущими годами?

А.М. Копировский, ученый секретарь СФИ: Год на год не приходится, и устойчивую тенденцию проследить не так просто. Но в целом уровень вырос, откровенно слабые работы (хотя они тоже имели место) просто не допускались к защите. Из тех же, которые были представлены, относительно слабой оказалась только одна. Она была оценена на «тройку», все остальные - на «хорошо» и «отлично». Было приятно видеть серьезные темы. Многие из работ на своем бакалаврском уровне затрагивают такие вопросы, которые до конца еще не отработаны в богословской науке. Некоторые бакалавры сделали серьезные заявки, и эти темы теперь нужно будет развивать дальше. Не случайно большинство получило рекомендацию продолжать обучение, и довольно много было рекомендаций к публикации.

- Даже на уровне бакалаврских?

АМК: Да, и на уровне бакалаврских. Частично, хотя бы в виде статей, отдельных положений эти работы можно публиковать, например, в нашем альманахе. В каком-то смысле они даже могут послужить учебным материалом для заочников, да и для очников тоже. И это, безусловно, важно. Ведь нынешний пафос возрождения старых книг, учебников XIX - начала XX века мне кажется не очень естественным. Без современных исследований даже добротные старые тексты (я уж не говорю о тех, которые не очень качественны) не будут восприниматься правильно. Сейчас акцент все больше перемещается на современную проблематику, и даже бакалавры, а не только преподаватели, вносят в это все больший вклад.

- Все это, как и многочисленные свидетельства, что у широкого круга преподавателей нашего института складывается определенное единомыслие, общность подхода, возможно, говорит о том, что институтом совершается выход на другой уровень научной работы. Это действительно так?

АМК: В какой-то степени - да. И мы очень надеемся, что сможем шире представлять свои материалы. Не так давно СФИ заключил договор с Русской христианской гуманитарной академией в Петербурге. У нас теперь будут совместные студенческие конференции «Сретенские чтения», в Москве и Петербурге поочередно. А значит, я надеюсь, больше будет возможностей не просто прочитать доклад, но и обсудить его. И, как следствие, находить возможности для диалога, чтобы обсуждение не превращалось в конфронтацию или наоборот, поверхностный обмен мнениями, но становилось некоторой живой творческой лабораторией. Я думаю, что это наши студенты вполне смогут сделать, ведь на защите они проявили себя очень хорошо. Вопросы у членов комиссии были серьезные. Не случайно защиты шли несколько дней, и комиссия не спешила, не старалась закончить все побыстрее. При том, повторюсь, что сами работы были далеко не слабыми, несколько раз повторялась формула: «Студент знает намного больше, чем показал в работе». Так что я уверен - перспектива есть: и в научных разработках, и в выступлениях на различных конференциях, и в возможности публикации, и т.д. Возможностей много, главное - их использовать.

Говорят студенты

Хотя для внешнего взгляда событие защиты иногда предстает несоизмеримым с затраченными на обучение временем и прочими ресурсами (именно так отозвался о нем взрослый сын одной из нынешних студенток СФИ, будучи приглашенным на него в качестве фотографа: «Ради короткого доклада и получасового обсуждения вы и учитесь четыре года?!»), все-таки само оно есть, в самом деле, лишь незначительная часть айсберга, т.е. всего образовательного процесса. Думаю, что немного могу об этом судить, потому что в моем случае процесс обучения затянулся, разбившись на две стадии.

Окончив бакалавриат еще в 2000 г., по разным причинам я не подготовил тогда итоговой работы и, соответственно, не защитился. Восстановившись же год назад уже непосредственно для написания бакалаврской работы, смог, как говорится, прочувствовать разницу между тем и нынешним учебным процессом. Почему? В связи с прошедшей в 2009 г. в СФИ государственной аккредитацией в учебный план добавилось несколько десятков предметов, из-за чего все соискатели, не имеющие высшего гуманитарного образования (как я, например), должны досдавать приличное количество курсов (обычно - чуть больше двадцати). Надо сказать, что это не было простой формальностью, но потребовало очень серьезной и плотной подготовки. Но я, как ни странно, постфактум благодарен за это неожиданное препятствие (хотя поначалу и возмущался), потому что оно дало возможность вернуть тонус, разработать обмякшие учебные «мышцы» и ознакомиться с целым рядом очень интересных курсов и дисциплин.

Можно определенно сказать, что уровень учебного процесса очень сильно вырос «с конца прошлого тысячелетия». Правда, тогда отношение к духовному образованию (по крайней мере, у меня) было достаточно факультативным: не предполагалось, что оно может пригодиться в жизни на серьезной, может быть, даже на профессиональной основе. Впрочем, и тогдашнее его качество было уже приличным. Об этом может свидетельствовать тот факт, что в начале 2000-х, совершая поездки по стране, удавалось поддерживать весьма неплохой уровень диалога при встречах с различными церковными и общественными деятелями. Многое, полученное во время обучения, в критические моменты неожиданно всплывало в памяти, актуализируя знания, которые в лучшем случае считались «без вести пропавшими». Лично для меня это весьма важный показатель качества образования: например, в виде аналогичного примера можно привести случай с моим одноклассником по математической школе. Он (толковый, но не «звездный») через несколько лет после окончания школы - до этого был бизнес - спокойно поступил в вуз, лишь пару месяцев интенсивно поготовившись и с удивлением обнаруживая неизвестно откуда проступавшие знания, плотно заложенные в нас в выпускных классах нашим превосходным учителем математики (к сожалению, здесь нет возможности рассказать о нем подробнее).

Но нынешний уровень подготовки в СФИ, наверное, уже вполне годится даже для какой-то профессионализации. Тем более что в церкви это становится все более востребованным, и эту сторону вопроса теперь уже нельзя совсем упускать из внимания. Однако акцент все же хотелось бы сделать на другом. Многие соискатели отмечали, что сам процесс защиты, несмотря на волнение, сложность и пр., являлся не просто формальной процедурой, но некой важной смысловой дискуссией, в которой члены государственной аттестационной комиссии, научные руководители, рецензенты и даже сами соискатели весьма охотно принимали участие. Фактически по каждой предлагаемой работе, особенно если ее тема представлялась актуальной и проработка была качественной, разворачивалась настоящая микроконференция. Нельзя не отметить в этом прямую заслугу председателя комиссии, ректора Московского государственного областного социально-гуманитарного института А.Б.  Мазурова. Его участие буквально в каждой защите было очень живым и ярким, для выпускников - большая удача, что именно он уже не первый год возглавляет аттестационную комиссию.

Для соискателей реальным практическим результатом таких защит может стать как минимум опыт личного участия в квалифицированной дискуссии, а также обретение каких-то новых нюансов и смыслов в разрабатываемых ими темах. Думаю, что не без интереса наблюдали за происходящим и те, кто просто пришел посмотреть, послушать защиты и «поболеть» за своих.

Максим Дементьев

На прошлой неделе я защищала свою итоговую работу в Свято-Филаретовском институте. Шла к ней нелегко, хотя тема была очень интересная - об истории Союза православных братств Петрограда. Моим руководителем был Михаил Витальевич Шкаровский - известный историк, конечно, хорошо знающий эту тему; он помог мне ее увидеть и попытаться в ней разобраться. Много помогал мне и институт - в первую очередь, сотрудники кафедры. И вот что удивительно: больше всего серьезных замечаний прозвучало не от «внешнего» рецензента, а как раз от «внутреннего» - от зав. кафедрой истории СФИ К.П. Обозного. И это как раз то, за что и хочется благодарить Бога и наших преподавателей. Как сказал дьякон Павел в день защиты, «хочется особенно благодарить за удивительную атмосферу Свято-Филаретовского института - с одной стороны, по-настоящему братскую, в каком-то смысле домашнюю, а с другой - по степени строгости во многом превосходящую другие вузы».

Анастасия Наконечная

У меня остались хорошие и светлые впечатления от защиты. Преподаватели очень доброжелательны к тебе, переживают не меньше самих студентов; вместе с тем, уровень обсуждаемых вопросов и затрагиваемый широкий контекст обсуждений говорит о серьезности и хорошем качестве проделанного труда. Вообще, в нашем институте сдача экзамена, а тем более защита итоговой работы - очень интересное и содержательное занятие.

Но мне также особенно запомнился сам процесс подготовки, работа кафедры. Благодаря этому мне легче удавалось не терять из виду цель работы, решать основные задачи, видеть некоторые острые моменты, связанные с актуальностью темы. Проделав хотя бы небольшую работу, приходишь на кафедру, в ответ сразу получаешь целый ряд ценных рекомендаций: фактически происходит такой мини-семинар на тему твоего исследования с участием всех преподавателей кафедры. По-моему, это здорово.

Дмитрий Дорошко

КИФА № 9(131) июль 2011 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!