gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
26.10.2010 г.

5 октября состоялось заседание Священного Синода

Священный Синод Русской православной церкви, заседание которого состоялось 5 октября в Москве, принял ряд важных решений.

Синод, в частности, постановил учредить первое православное духовное училище во Владикавказе. Большую часть студентов составят осетины - они будут служить в православных общинах в Северной Осетии.

«Есть большая потребность в подготовке священнослужителей из осетин для службы в осетиноязычных приходах. В будущем возможно проведение богослужений на осетинском языке», - объявил журналистам итоги Синода зампредседателя Синодального информационного отдела РПЦ Игорь Мещан.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, образованы также две новые семинарии - в Пензе и в Ростове-на-Дону. Ростовское духовное училище преобразовано в Донскую духовную семинарию, сообщил Мещан.

«Ряд серьезных решений приняты по митрополичьему округу в Казахстане. До сих пор там было 3 православные епархии, теперь учреждены еще 3 новых в связи с увеличением количества приходов», - отметил Игорь Мещан. Синод постановил возвести в сан нового епископа - архимандрит Варнава Сафонов, наместник Санаксарского монастыря, теперь станет епископом Павлодарским и отправится в Казахстан. Еще две епархии в этой республике - Карагандинскую и Кустанайскую - возглавят другие епископы. Митрополичий округ создан в Казахстане более 5 лет назад. Сейчас им управляет митрополит Александр Астанайский и Казахстанский.

Синод принял ряд кадровых решений. Главой Синодального отдела по работе с молодежью назначен епископ Бронницкий Игнатий, возглавлявший до сих пор аналогичную комиссию в Москве. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, подавший прошение о зачислении на покой (по уставу РПЦ в связи с достижением 75-летнего возраста), оставлен для дальнейшего служения - управлением Московской епархией, которая включает приходы Подмосковья.

Синод также рассмотрел итоги поездки патриарха Кирилла по епархиям. За последние 2 месяца глава РПЦ посетил 8 епархий в РФ и 3 на территории Украины. В заседании Священного Синода, который прошел под председательством предстоятеля РПЦ, приняли участие 11 архиереев. Заслушав сообщение Предстоятеля Русской православной церкви, члены Священного Синода постановили считать необходимым дальнейшее усиление пастырской, миссионерской и просветительской деятельности в дальневосточных епархиях, скорейшее решение кадровых вопросов, открытие новых приходов и строительство храмов.

Также решено обратить особое внимание на духовное окормление коренных народов Севера и Дальнего Востока и признать полезным обсуждение этой темы на предстоящем в феврале 2011 года Архиерейском Соборе.

Newsru.com


Скончался епископ Архангельский и Холмогорский Тихон

Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон«Верою мы предощущаем зарю вечной жизни в Царстве Небесном.

И все поприще нашей земной жизни служит приуготовлением

к веку грядущему, к вечной Пасхе Господней».

Из пасхального послания еп. Тихона 2 апреля 2010 г. 

 

Он неслучайно носил имя свт. патриарха Тихона: так же хорошо, как и его небесный покровитель, он понимал, как должна строиться, собираться церковная жизнь. Он умел примирять священников, особенно тех, кто рукополагался в 1990-е годы и имел свои, часто очень разные, взгляды. За те четырнадцать лет, что он стоял во главе епархии, он всему дал возможность быть равным самому себе, достиг того, что в его епархии не было показухи, а была реальность, и духовенство перестало бояться жизненных трудностей и препятствий в деле Господнем.

Вечная память почившему владыке!

 


В Москве прошел фестиваль православных СМИ «Вера и слово»

В Москве в Зале церковных соборов с 11 по 13 октября прошел IV фестиваль «Вера и слово». В рамках фестиваля, собравшего представителей более 60 епархий, прошла пресс-конференция Святейшего патриарха Кирилла, а также встречи с председателем Совета Федерации С.М. Мироновым,  председателем Отдела по религиозному образованию и катехизации епископом Меркурием и руководителем Синодального отдела по церковной благотворительности епископом Пантелеимоном. В течение первых двух дней работа шла не только на пленарных заседаниях, но и по направлениям «Телевидение», «Радио», «Печатные СМИ», «Интернет», «Епархиальные пресс-службы», «Администрирование и управление православными медиа-проектами». На каждом из них проводились круглые столы, мастер-классы и деловые игры, проходили презентации. Одной из наиболее интересных презентаций стало представление проекта Польской православной церкви. В рамках работы Клуба православных журналистов участникам  фестиваля удалось неформально и открыто поговорить и об итогах прошедших трех дней, и о проблемах, с которыми сталкиваются представляемые ими издания, о перспективах взаимодействия друг с другом.

На церемонии закрытия состоялось награждение лауреатов. Одним из лауреатов фестиваля стала главный редактор газеты «Кифа» Александра Колымагина.


В Тульской епархии был организован семинар, посвященный актуальным проблемам катехизации и религиозного образования

24 сентября в Богородичном Щегловском мужском монастыре прошел организованный Отделом религиозного образования и катехизации Тульской епархии семинар-совещание «Актуальные вопросы катехизации и религиозного образования на приходе» с участием настоятелей храмов и помощников настоятелей по образованию.

Открывая семинар, митрополит Тульский и Белевский Алексий подчеркнул, что религиозное образование и катехизация необходимы не только детям, но и взрослым.

Понимание того, что невозможно крестить и венчать людей, не имеющих представления о вере, стало в наше время общим, но в сфере практической остается еще немало вопросов. В качестве удачного примера участники семинара приводили опыт екатеринбургской епархии, где существует целостная система трехмесячной катехизации, состоящей из двенадцати бесед. В Тульской епархии проект огласительного курса был представлен для обсуждения.

О традиции святоотеческого катехумената как целостного наставления в вере рассказала в своем докладе выпускница Свято-Филаретовского института бакалавр теологии Мария Носкова. Она привела данные статистики: по опросам социологов около 80-90% граждан России считают себя православными, около 60% называют себя христианами, однако регулярно участвуют в богослужениях и таинствах всего лишь от 2 до 5%. Цифры статистики свидетельствуют о том, что вера и жизнь зачастую не понимаются как единое целое. Об этом же говорит и тот факт, что в храме много младенцев, которых крестят и причащают родители, значительно меньше можно увидеть младших школьников, а подростков уже практически нет. Это означает, что родители и крестные не сумели передать детям веру. Это очень серьезная проблема, в основе которой лежит отсутствие катехизации перед крещением.

В традиции церкви есть опыт святоотеческого катехумената, который возник в середине II в., потому что в церковь вошли язычники, не знающие моисеева Закона. Своего расцвета он достигает в IV в., когда епископские кафедры занимают свт. Иоанн Златоуст и свт. Кирилл Иерусалимский. Постепенное угасание катехизации происходит в VI в. в связи с тем, что крестят в основном детей и младенцев, а также возникают массовые крещения народов без катехизации по политическим мотивам.

М. Носкова подчеркнула, что несколько лет назад о необходимости катехизации говорили только отдельные священники и богословы, а сейчас это общепризнано. Катехизация возрождается, но на приходах не всегда знают, как заниматься этим делом на практике. Между тем в церкви этот опыт есть, примером чему служит Преображенское содружество малых православных братств, которое одним из своих приоритетных церковных служений считает катехизацию - ответственное, последовательное и целостное научение основам христианской веры, молитвы и жизни, подкрепляемое вхождением в реальную церковную общину. За прошедшие годы благодаря катехизации, проводимой Преображенским братством, в церковь вошло более 15 тысяч человек. Этот опыт показывает, что катехизация только тогда будет плодотворной, когда является делом церковной общины.

Большое внимание участники семинара уделили итогам эксперимента по введению курса ОПК в школах Тульской области. Как подчеркнул председатель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Геннадий Антонов, за годы совместной работы духовенство и педагоги научились слышать и понимать друг друга, убедились, что диалог возможен и при расхождении взглядов.

По итогам семинара было решено принять положение об обязательной подготовке перед крещением и венчанием, организовать катехизические занятия для крещеных, но не воцерковленных взрослых, создать библиотеки и методические центры во всех благочиниях.

Информационная служба СФИ


В ноябре в Москве пройдет IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров

По благословлению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла и в соответствии с определением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 25) с 16 по 18 ноября 2010 г. в г. Москве состоится IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской православной церкви.

Миссионерский съезд даст оценку современному состоянию Православной миссии и рассмотрит актуальные проблемы развития миссионерской деятельности нашей Церкви.

Предполагается работа следующих секций:

1. Народная катехизация. Миссионерская ответственность мирян.

2. Миссионерские приходы. Миссионерские станы. Миссионерские монастыри. Подготовка миссионерских кадров.

3. Особенности внешней миссии.

4. Методология уврачевания расколов, противодействие тоталитарным сектам и деструктивным религиозным движениям.


В Петропавловской крепости была совершена первая лития по невинно убитым здесь в 1918-21 гг.

6 октября 2010 года в Петропавловском соборе Петропавловской крепости была совершена первая лития по невинно убитым здесь в 1918-1921 гг. Людей расстреливали на территории полигона, что располагался в то время у Никольской куртины - между Зотовым и Головкиным бастионами, прямо у крепостной стены. Сотрудники музея имеют основания предполагать, что среди убитых - останки 4 великих князей: Павла Александровича, Дмитрия Константиновича, Николая Михайловича и Георгия Михайловича. Об остальных расстрелянных пока известно, что среди заложников были люди известных аристократических фамилий.

Около 100 человек вместе с тремя священниками из трех разных храмов Петербурга - о. Михаилом из клира Петропавловского собора, о. Михаилом Груздевым и о. Александром Берташем - помолились сначала в соборе, а затем - на месте погребения останков. Священники совершают литию на месте раскопок, у самой крепостной стены. Народ сосредоточен, собран - вспоминает, молится. Прозрачный свежий и чуть морозный воздух, чистое осеннее небо, огоньки - природа молится тоже. Вот здесь, на этом самом полигоне, в этих, ставших братскими, рвах, были погребены «лучшие представители государства российского», как сказал о них настоятель Преображенского храма о. Михаил Груздев.

Отец Михаил рассказал, что до революции при Преображенском храме был Дом милосердия, сначала находившийся под покровительством великой кн. Марии Николаевны, а позже ее дочери - принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. С этим храмом связаны имена многих исторических личностей. Например, какое-то время после революции при храме существовало Преображенское братство, основанное о. Николаем Сыренским. Также известно, что директором Дома милосердия был подполковник Алексей Акинин, который ушел на поля Первой мировой войны и о судьбе которого до сих пор ничего не известно. Его предшественник, полковник Иван Бельгард, был офицером по особым поручениям у герцога Александра Георгиевича Лейхтенбергского. Какова их дальнейшая судьба, не знает никто. Возможно, они были расстреляны здесь. По обнаруженным останкам можно судить, что некоторые из расстрелянных были в форме юнкеров и кадетов.

В проповедях священников и в соборе, и у Петропавловской стены, и в сердцах собравшихся звучал вопрос: что делать, чтобы память о случившемся здесь в 1918-1921 годах не забывалась, чтобы она становилась церковной - ведь память преображенная не боится смерти.

Алла-Алина Яковлева, Санкт-Петербург

Комментарий

Свящ. Михаил Груздев: Я как настоятель Преображенского храма, а храм наш был храмом Дома милосердия, не удивлюсь, если кто-то из многих исторических личностей, связанных с нашим храмом, похоронен здесь, среди расстрелянных. Судьба многих из них до конца неизвестна - как скончались последние два директора Дома милосердия? Что стало с кадетами, которые с февраля 1917 года были переведены в бывшую богадельню генерала Евреинова неподалеку от нашего храма? Многого мы еще не знаем. Конечно, дело не в том, что кто-то из погибших может быть связан с Домом милосердия непосредственно. В любом случае здесь погребены действительно самые лучшие представители государства Российского. И теперь, когда это открыто, оставить людей брошенными вот так в этом месте - мы не можем. В Москве этот вопрос решают, может быть, более правильно хотя бы в отношении Бутовского полигона НКВД. В Петербурге мы знаем о Левашовской пустыни, Ржевском полигоне. Теперь явлено еще одно из таких мест памяти. Сохранять эту память и выявлять ее - вот что надо делать обязательно. Конечно, это не понравится кому-то, например, коммунистам. Но что поделаешь? Это правда, как бы они ни пытались ее скрывать или говорить, что это не так. Но надо эту правду выявлять, называть вещи своими именами.  Тех людей, которые здесь были погребены, мы, православные христиане, не можем оставить без поминовения и должного погребения, брошенными где-то во рве. Это было бы преступлением и святотатством по отношению к останкам православных христиан. Господь сподобил нам их обрести, явить миру. Поэтому нужно стараться приложить силы к тому, чтобы это место было известно не только нам, узкому кругу, но чтобы и городское руководство знало об этом. Хотелось бы, чтобы они тоже помогли сохранению и выявлению этой памяти. Ведь некоторые люди, не зная об этом, здесь летом загорают и играют в волейбол...

Мы сами, и клирики, и миряне, можем для сохранения памяти делать многое. Самое главное - это молитва. Мы можем помолиться за невинно убиенных, помолиться и за то, чтобы Господь благословил начинание обретения мощей, останков этих людей. Те, кто имеет архивно-историческое образование, могли бы сами в библиотеках, в архивах заниматься исследованием - в помощь тем исследователям, которые в силу огромности материалов не могут что-то найти и выявить. Вот на этом поприще люди могли бы вполне потрудиться и поработать. Я знаю таких энтузиастов, которые занимаются конкретно каким-то храмом, районом. Это общее единое усилие принесло бы огромную пользу. И нужно не просто искать и находить, но писать статьи в вашу газету и в другие православные журналы и таким образом эту память выявлять и сохранять. Мы должны знать историю нашего государства, историю города Санкт-Петербурга до мельчайших подробностей.

КИФА №13(119) октябрь 2010 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!