gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
17.04.2010 г.

Для воцерковившихся на Пасху начались таинствоводственные поучения

В светлые дни Святой Пасхи около 100 человек из разных городов России и ближнего Зарубежья воцерковились в результате оглашения в Преображенском братстве. Кто-то из них принял Таинство Крещения, кто-то - Миропомазания, многие причащались на Пасху первый раз в жизни. Именно с этого, в соответствии с церковной традицией, на Пасху начался новый, третий этап их воцерковления, - таинствоводство, мистагогия. Предыдущие два этапа, которые в Преображенском братстве обычно длятся от 1 до 1,5 лет, были посвящены подробному чтению Священного писания - для многих впервые в жизни, знакомству с храмовым богослужением, научению личной молитве, изучению Символа веры. Третий же этап - традиционное тайноводство, о котором известно из поучений Кирилла Иерусалимского и др., - посвящен краткому систематическому изъяснению церковных таинств и догматов. Сегодня акцент делается и на практическом введении нововоцерковленных в опыт служения в церкви.

Об этом нам рассказал председатель Преображенского братства, катехизатор Владимир Коваль-Зайцев:

«У новопросвещенных сейчас уникальное время. Они входят в настоящий опыт церковной жизни, изучают богослужение, его смысл, особенно смысл Евхаристии, учатся читать в храме, петь и делать всё это ответственно. Все новопросвещенные включились в несколько групп в соответствии с разными направлениями церковной жизни, в которых могут участвовать миряне. Каждый из них не только чему-то учится сам, но и впоследствии сможет поделиться полученными знаниями с другими. Этих групп четыре, мы их назвали: богослужебная, учительная, трапезная и хозяйственная.

В богослужебном направлении учатся читать, петь, в т.ч. стихиры Пасхи и другие песнопения, а также совершать различные сопутствующие дела - ухаживать за храмом, чистить подсвечники и т.д. Всех нововоцерковленных братьев вводят в алтарь, но не одновременно, а по очереди. Для них это возможность познакомиться с богослужением с разных сторон, помолиться помолиться за проскомидией, увидеть, что такое служение алтарника - сами они пока в алтаре просто находятся, никакая дополнительная ответственность на них не возлагается. Кроме того, для них важно увидеть единство богослужебного пространства.

В учительном направлении, которое мы ведем вместе с катехизатором из Твери Олегом Ермолаевым, ведется разговор о миссии церкви, о том, как исполнить слова Господа: "Идите научите все народы". Сами нововоцерковленные составили вопросы - как свидетельствовать о Христе в семье, друзьям, на работе - это очень практические вопросы. Еще мы говорим о Священном писании - как воплощать в своей жизни Евангелие. Например, был задан вопрос, как лучше читать Евангелие каждый день - по одному стиху, по главе или как-то иначе. Обсуждаем, как слушать проповедь: из чего она состоит, как выделить в ней основные части, уловить главное зерно и как услышанным поделиться с другими. Говорим о типах проповедей, их принципах и закономерностях. В конце концов они ведь когда-то и сами будут проповедовать - для своих друзей или как-то иначе.

В трапезном направлении не только помогают с трапезой - подают на стол, помогают прибраться, но и учатся в целом организовыввать христианскую трапезу. В хозяйственном направлении также помогают храму и приходу в уборке помещений и т.п.

Кроме того, конечно, проводятся таинствоводственные беседы - объяснение церковных таинств. Все трапезы у нас общие - и днем, и вечером. Это очень важно: за ними идет общий разговор на темы, которые, может быть, нет возможности обсудить в другое время - о церковном собрании, о христианской трапезе, о том, что это всегда воплощенная любовь - агапа, обсуждаем и другие важные вопросы.

И конечно, нововоцерковленные учатся помогать друг другу, быть внимательными. Можно сказать - они открывают для себя друг друга в постоянном богослужении и проживании, открывают друг в друге брата и сестру».


Всякий верующий человек не может не помолиться о жертвах терактов

В первый день Cтрастной седмицы в Москве террористами были взорваны два поезда метро. Погибли десятки людей, многие тяжело пострадали.

 «Сообщение о сегодняшних террористических актах в Москве, о взрывах в метро, воспринимается особенно тяжело, поскольку длительное время ничего подобного в Москве не происходило, тем более в таких масштабах, - сказал в своем слове свящ. Георгий Кочетков. - Для человека верующего, для православного это накладывается на время Великого поста и не просто Великого поста, а Страстной седмицы, что заставляет быть вдвойне бдительными не только внешне, но и внутренне, что напоминает нам, что мы слишком расслабленно стали жить, что мы слишком не печёмся о качестве своей жизни, о жизни ближних, о качестве жизни в городе, в котором так много хорошего и так много дурного, греховного и страшного.

Всякий верующий человек не может не помолиться о жертвах терактов, какими бы они ни были, о всех, кто бы ни попал в эту мясорубку, потому что понимает, что любой мог бы оказаться на их месте, совершенно любой. Как тут не вспомнить евангельские слова о том, как погибли невинные люди при обрушении Силоамской башни. Христос спросил тогда окружавших Его учеников: «Были ли эти погибшие грешнее остальных?» И Сам ответил: «Нет, не были, но если вы не покаетесь, то все так же погибнете».

Это звучащее через века предупреждение помогает нам понять не просто то, что погибшие не были лично виноваты в чём-то больше оставшихся в живых, оно помогает нам понять то, что делать сейчас всем нам. «Если не покаетесь, все так же погибнете», - это слова Христа.

В последние дни Великого поста, который своей главной целью имеет приведение людей именно к покаянию, хочется надеяться, что мы воспримем этот страшный факт новой террористической угрозы в нашей стране и в нашей столице как призыв к обновлению своей жизни, к покаянию, к новому качеству жизни, к укреплению веры во Христа и в Его возрождающее Слово, в Дух Его Любви, Его Надежды и Свободы.

Поминая сейчас всех погибших, подумаем о смысле своей жизни и о тех людях, для которых этот смысл ещё не открыт.

Бог им в помощь и вечная память усопшим!»


Живой образ православия, или как говорить о вере в школах

В Свято-Филаретовском институте успешно завершили работу курсы повышения квалификации учителей по Основам православной культуры. Программа курсов рассчитана как на учителей Основ православной культуры, так и на преподавателей истории, литературы, мировой художественной культуры - учебных предметов, в рамках которых есть темы, связанные с христианской тематикой. СФИ принимал в своих стенах преподавателей средних школ из Москвы, Краснодара, Северодвинска, Красноярского края и Ростовской области.

В апреле этого года стартует апробация учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 19 субъектах РФ. В этой связи главным остается вопрос о том, как говорить о вере в школах, как показать живой образ Православия, который не противоречит ценностям культуры и затрагивает вопросы духовной жизни каждого человека. Ответить на эти и ряд других важных вопросов - задача, которую ставят перед собой преподаватели курсов - высококвалифицированные специалисты с многолетним педагогическим стажем.

По завершении курсов выдается свидетельство о повышении квалификации государственного образца по Основам православной культуры. В настоящее время проводятся заочные курсы. В СФИ планируется проводить очные курсы 2 раза в год, а заочные - 4 раза в год.

С программой курсов можно подробнее ознакомиться на нашем сайте sfi.ru.

Информационная служба СФИ


Исполнилось сто лет со дня рождения архим. Иоанна (Крестьянкина)

О.Иоанн КрестьянкинВ память об этом столь близком нам по времени, учившем и окормлявшем кого-то из нас исповеднике веры мы публикуем фрагмент статьи Максима Дементьева, полный вариант которой можно прочитать на сайте Преображенского содружества http://psmb.ru

Арест. Тюрьма и лагерь.

В мае 1950 г. о. Иоанн был арестован органами МГБ с вынесением по результатам «следствия» обвинения по всенародной «58-й» (ст. 58-10 - «антисоветская агитация»). «Антисоветская агитация» - это наверняка церковная проповедь (в гэбэшной терминологии). Поплатился свободой и здоровьем за достойное исполнение своего священнического долга. Но репрессии, по всей видимости, не сломили светлый дух о. Иоанна (хотя принесли ему телесные увечья, о которых он, впрочем, не распространялся). Очень интересно свидетельство одного из солагерников о. Иоанна, впоследствии этнографа Владимира Кабо:

«Я прочитал Библию - всю, от начала до конца. Эту книгу книг дал мне Иван Михайлович Крестьянкин <...>

Он появился на 16-ом ОЛПе, кажется, весной 1951 года. Я помню, как он шел своей легкой стремительной походкой - не шел, а летел - по деревянным мосткам в наш барак, в своей аккуратной черной куртке, застегнутой на все пуговицы. У него были длинные черные волосы - заключенных стригли наголо, но администрация разрешила ему их оставить, - была борода, и в волосах кое-где блестела начинающаяся седина. Его бледное тонкое лицо было устремлено куда-то вперед и вверх. Особенно поразили меня его сверкающие глаза - глаза пророка. Он был очень похож на Владимира Соловьева, каким мы знаем его по сохранившимся портретам. Но когда он говорил с вами, его глаза, все его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором. Он любил шутку, и в его манерах было что-то от старого русского интеллигента. А был он, до своего ареста, священником одного из московских православных храмов.

Мы быстро и прочно сошлись, одно время даже ели вместе, что в лагере считается признаком близости и взаимной симпатии. Мы много и подолгу беседовали. Его влияние на меня было очень велико. <...>

Я встречал немало православных священников и мирян, но, кажется, ни в одном из них - нет, кроме одного, о ком я скажу, - не проявилась с такой полнотой и силой глубочайшая сущность христианства, выраженная в простых словах: «Бог есть любовь». Любовь к Богу и к людям - вот что определяло все его поведение, светилось в его глазах, вот о чем говорил он весь, летящий, устремленный вперед...» (Владимир Кабо. Дорога в Австралию. Воспоминания. М., 2008).

Нельзя не отметить тот поразительный факт, что другой особенный православный священник, о котором упоминает затем В. Кабо - это... о. Александр Мень. Почти во всех иных воспоминаниях об о. Иоанне, которые довелось видеть, его образ ограничен почти житийными рамками «наставника монахов и собеседника ангелов», везде присутствует «благочестивая» патина. Но духовный лик о. Иоанна не вмещается в эти рамки, превосходит их.

Эта встреча произошла в архангельском Каргопольлаге, где о. Иоанн содержался до 1953 г. Затем был переведён в инвалидное отдельное лагерное подразделение под Куйбышевом - Гаврилову Поляну, где работал по специальности, бухгалтером. 15 февраля 1955 г. досрочно освобождён - но без реабилитации, с поражением в правах. Возвращаться в Москву было запрещено. Предстоял период краткого приходского служения во Пскове, затем на Рязанской земле, а потом снова на Псковщине - уже до самой кончины - в Псково-Печёрском монастыре.

КИФА №5(111) апрель 2010 года

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!