gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Конфессии arrow В семинарии я решил помогать России. Беседы с иеромонахом Михаилом Арранцем
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
17.01.2009 г.

В семинарии я решил помогать России

Беседы с иеромонахом Михаилом Арранцем

ImageО. Михаил умер не внезапно, он угасал постепенно, но очень быстро. За несколько месяцев он прошел путь от самостоятельно (хотя и уже с трудом, с палкой) ходящего и почти постоянно работающего на компьютере (он набирал южно-итальянские греческие литургические рукописи) человека до практически неподвижно лежащего и едва говорящего больного.

Он переехал из своей комнаты в доме для старых священников-иезуитов св. Петра Канизия в больничную палату этого дома, туда же были перенесены и его немногочисленные вещи. В последние недели его жизни с ним постоянно была его младшая сестра Кармен, всегда приезжавшая к нему летом на некоторое время из Испании.

Разница в его физическом состоянии за одну-две недели была очень заметна. Когда я понял, что он умирает, то решил ходить к нему чаще и записывать услышанное - хотелось спросить самое важное, попросить его духовный завет. Мне казалось духовно невозможным задавать частные или внешне-исторические вопросы, поэтому спрашивал только духовно важное, то, что приходило на сердце. После встречи я сразу записывал сказанное им, и, чтобы лучше запомнить, переводил на итальянский. Посылаю тебе нередактированные записи последних двух встреч.

Беседа с о. Михаилом Арранцем 26 июня 2008 г.

(День рождения его сестры Кармен)

О. Михаил уже не мог беседовать, но мог коротко отвечать. Он сидел в инвалидной коляске, почти не двигаясь.

Батюшка, благословите.

- Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь.

Почему Вы служили единству христиан?

- В семинарии я решил помогать России (коммунистический режим, как у нас в Испании).

Что мы должны делать для этого единства?

- Я видел встречу митр. Никодима и папы Иоанна XXIII.

Какой папа Вам был ближе - Иоанн XXIII или Павел VI?

- Иоанн. Павел - политик. Иоанн первый открыл себя для церкви. Иоанн - сердце.

В чем новизна молитвы первых христиан после Пятидесятницы (по сравнению с другими иудеями того времени)?

- Пятидесятница - торжество любви. Все начали молиться.

Почему вошло зло в первоначальную церковь, некогда совершенную, как говорил св. Григорий Богослов?

- Страсти людей. Церковь предлагает себя, а должна искать Духа Святого.

Почему пришел апостол Павел (ведь полнота была)?

- <Для> богословия. Как и Иоанн Богослов.

Дружба между христианами.

- Очень важно. Потому что чистая любовь.

Источник - Бог?

- Наверное.

Почему Вы иезуит?

- Потому что только в этом ордене я мог бы служить.

 

1 июля 2008 г.

У о. Михаила в палате сидела сестра Кармен. Поздоровалась со мной по-испански - Буэнос диас! Деликатно удалились. У нее была отдельная комната напротив.

Ответил о. Михаил - Буэнос диас. Он уже лежал, не вставая с кровати. Почти не мог говорить, и на несколько вопросов вообще не ответил.

Батюшка, благословите.

- Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь.

Можно задать вопрос?

- Можно.

Какой из даров Божьих самый важный (для Вас)?

- Премудрость.

Как научиться любить?

- Молиться Богу.

Чего бояться больше всего?

- Греха.

Вы видели святых?

- Да. Сестры, которые помогают нам.

Батюшка, до встречи, я должен вернуться в Рим в конце августа.

- Да, если доживу.

Я встал на колени и поблагодарил его от лица всех православных за его любовь и служение.

О. Михаилу было очень важно, когда православные у него просили благословение (многие, даже ценящие его ученость и деятельность и уважающие его лично, этого не делали по конфессиональным или церковно-политическим соображениям, и это его расстраивало). В последние недели своей жизни он благословлял со словами «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Умер о. Михаил 16 июля.

Рим, 23 октября 2008 г.

Редакция благодарит Виктора Котта, выпускника СФИ, проживающего в настоящее время в Риме, за разрешение опубликовать фрагменты его личной переписки с Александром Буровым

Фото с сайта http://www.miguel-arranz.net/

--------------------------

АРРАНЦ [испан. Arranz y Lorenzo; Арранц-и-Лоренсо] Михаил (испан. - Мигель) (род. 9.07.1930, Гвадалахара, Испания - ум. 16.07.08, Рим), иеромонах-иезуит, литургист, доктор церковных восточных наук (с 1967), магистр богословия (с 1979).

В 1979 г. защитил магистерскую диссертацию «Как молились Богу древние византийцы» в Ленинградской Духовной Академии. В 1964-1969 гг. был заместителем ректора колледжа Russicum и работал переводчиком с русского языка при папе Римском.

Начал преподавать в русском лицее-интернате св. Георгия в Медоне под Парижем (1956); читал курсы: восточной литургики в Папском Урбанинском университете (1967-1972), в Богословском институте свт. Николая в Бари (1970-1975), Институте св. Ансельма в Риме (1979-1983); византийской литургики в Восточном папском институте (с 1969; с 1995 - заслуженный профессор института); сравнительной литургики в Папском Григорианском университете (с 1992).

В 1969-1975 гг. читал лекции по литургике в Ленинградской Духовной Академии, в 1975-1979 гг. по назначению Патриарха Московского и всея Руси Пимена профессор Ленинградской Духовной Академии; в 1996-2001 гг. преподавал в светских и церковных вузах Москвы и Санкт-Петербурга.

Под руководством М. Арранца было защищено большое число диссертаций, его аспирантами были литургисты К. Георгиу (Греция), Ч. Джираудо (Италия), А.М. Пентковский (Россия), Г. Шургая (Грузия) и другие.

Основными темами научных исследований М. Арранца были Студийский устав, чинопоследования служб суточного круга в древнем константинопольском песненном последовании, византийские и древнерусские формуляры таинств и других чинов Евхология. Своим преподаванием в России, а также тем, что многие его работы написаны на русском языке, М. Арранц внес вклад в русскую церковную науку.

КИФА №1(91) январь 2009 года

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!