gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
18.06.2008 г.

В попытках выйти из гетто

Доклад прот. Александра Сорокина «Развитие конфессиональных СМИ и укрепление межконфессионального согласия»

ImageПрот. Александр Сорокин - председатель издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, ответственный редактор епархиального журнала «Вода Живая». Доклад был прочитан на Второй межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы и перспективы развития государственно-конфессионального взаимодействия в Санкт-Петербурге и регионах Российской Федерации» 22 мая 2007 года

1. Роль СМИ в религиозных процессах - «границы дозволенного»

Говоря о журналистике как об инструменте укрепления межконфессионального мира, следует прежде задаться вопросом: а как СМИ в принципе способны воздействовать на религиозную ситуацию? На мой взгляд, говоря о роли СМИ в религиозных процессах, следует четко представлять себе «границы дозволенного». Возможности влияния СМИ на религиозную жизнь априори гораздо более ограничены, нежели, например, на жизнь политическую или общественную.

Механизмы принятия решений в религиозных общинах более сложны, нежели в светских структурах. Принцип «деньги решают все», зачастую применимый к современной политике, в религиозной сфере едва ли действует. Конкретное вероучение, конкретное видение мира и Бога является тем стержнем, вокруг которого строится вся жизнь религиозной общины. И СМИ не в праве, да и не в силах, изменить это. Даже там, где имеет место экономический фактор, он вплетается в гораздо более сложную систему отношений. Соответственно, ни одна настоящая религиозная организация, несмотря на наличие у нее собственных экономических или политических интересов, не является стопроцентно политически-ангажированной или кем-то «купленной». И, следовательно, нельзя изменить позицию религиозной организации, просто создав вокруг нее определенный медиа-фон.

Поэтому то «межконфессиональное согласие», о котором может идти речь в данном случае - это не единство во мнениях, и, тем более, не согласие по вероучительным вопросам. Наивно было бы предполагать, что журналистика способна разрешить многовековые богословские споры и всерьез повлиять на доктринальную составляющую современной религиозной жизни. Вмешательства журналистов - даже церковных - в вопросы веры не потерпит, думаю, ни одна религиозная конфессия. СМИ могут лишь содействовать, помогать религиозным общинам придти к пониманию, - но непосредственно воздействовать на позицию религиозных общин они не могут.

2. Преимущества конфессиональных СМИ

И все же конфессиональные СМИ, по сравнению со светскими, обладают в данном случае большим потенциалом. Особенность конфессиональных СМИ в том, что они созданы самими религиозными организациями и, соответственно, призваны служить их определенным целям и нуждам. Отсюда следует, что конфессиональные СМИ априори более внимательно и более ответственно подходят к освещению религиозных событий. Воздействие их на религиозную ситуацию в принципе способно быть более тонким и более эффективным, нежели у светских СМИ.

Но и здесь следует сделать ряд оговорок.

3. Современные конфессиональные СМИ в России - «запоздалое развитие»

Конфессиональные СМИ - действительно новое явление для современной России. Основная их проблема сегодня заключается в том, что их возникновение явно «запоздало». В самом деле, полномасштабное возрождение религиозной жизни в нашей стране началось в 1990-е годы, однако вплоть до нашего времени отражение этого процесса в конфессиональных СМИ являлось весьма сумбурным, отрывочным и зачастую неадекватным (ибо контроль за конфессиональными СМИ со стороны руководства религиозных организаций в 90-е годы в основном был номинальным).

Нельзя сказать, чтобы проблема эта никем не осознавалась - однако всерьез ее решением никто не занимался. После семидесятилетней советской разрухи у религиозных конфессий основные силы и средства уходили, как правило, на урегулирование хозяйственных вопросов - ибо только так можно было наладить регулярную богослужебную жизнь. Первым делом общины стремились организовать регулярные богослужения, затем переходили к религиозному образованию и просвещению. На общение с внешним миром - что и призваны делать СМИ - не оставалось ни материальных, ни кадровых ресурсов.

4. «Бурное развитие» светских СМИ - «катализатор» для СМИ конфессиональных

Ситуация стала меняться в начале нынешнего века (у разных конфессий - по-разному). Связано это было с тем, что вышеперечисленные хозяйственные вопросы начали постепенно разрешаться и появилось больше возможностей и ресурсов для развития конфессиональных СМИ. Одновременно руководством религиозных общин начал осознаваться такой мощный внешний фактор, как светские СМИ.

На сегодняшний день очевидно, что светские СМИ - это действительно важный инструмент в развитии отношений между обществом и религиозными организациями, а также между религиозными организациями и государством. И так называемые медиа-скандалы последних лет (опубликование карикатур на пророка Мухаммеда, так называемый «обезьяний процесс», ложные сведения о смерти Патриарха Алексия II и другие) попросту вынесли на поверхность те проблемы, которые зрели весь постперестроечный период.

Стало ясно, что нормального диалога между СМИ и религиозными организациями в современной России нет. Вместо этого имеют место непонимание и взаимные упреки. СМИ обвиняют религиозные организации в «обскурантизме», «закрытости», нежелании идти на контакт и предоставлять обществу необходимую информацию. Религиозные лидеры, в свою очередь, упрекают СМИ в невежестве, погоне за прибылью и «жареными фактами», в искажении реальности и в игнорировании сущностных сторон религиозной жизни.

Причины происходящего понятны. Светские СМИ не озабочены всерьез развитием религиозной журналистики - хотя бы потому, что она не является коммерческой. В стране, где лишь небольшой процент населения всерьез задается религиозными вопросами и еще меньшее количество состоит в той или иной религиозной общине, это закономерно. Поэтому освещение событий религиозной жизни поручается случайным, зачастую - не самым компетентным, сотрудникам СМИ. Позиция руководства религиозных общин часто усугубляет ситуацию: воспитанные в условиях советской цензуры, многие религиозные лидеры в нашей стране продолжают жить в условиях «конспирации». И этот «советский» менталитет у многих наших священнослужителей неискореним, несмотря на все перемены в политической и общественной жизни.

Тем не менее, очевидно, что обратной дороги для российских религиозных общин сегодня нет. Преодолевая всевозможные трудности, - в каком-то смысле, борясь с призраками из прошлого, - они обречены стать более открытыми обществу. И это произойдет тем легче, чем быстрее они сами захотят стать таковыми.

5. Роль СМИ в межрелигиозных отношениях сегодня

Очевидно, что нынешнее положение дел - слабое развитие конфессиональных СМИ и непрофессионализм светских - самым пагубным образом сказывается и на межрелигиозных отношениях. В отсутствие налаженного потока информации со стороны каждой религиозной организации в отдельности, политически-ангажированные или же просто некомпетентные, СМИ раздувают противоречия между религиозными общинами и  провоцируют беспочвенные по сути межрелигиозные конфликты.  Ущербность положения религиозных лидеров на сегодняшний день в том, что они часто не в состоянии понять, откуда «растут ноги» у каждого из таких конфликтов. Просто потому, что у них отсутствует собственная система сбора информации, не говоря уже о корреспондентской сети. И очевидно, что это препятствует конструктивному диалогу между общинами.

6. Профессиональные проблемы конфессиональных СМИ

Объем ответственности, возложенной на конфессиональные СМИ, сегодня колоссально возрос. И часто, что скрывать, конфессиональные СМИ не оправдывают возложенных на них надежд. Просто потому, что под воздействием внешних обстоятельств они вынуждены очень быстро, за несколько лет, проделать тот путь, который светская журналистика в России проделала за полтора-два десятилетия.

Основная проблема конфессиональных СМИ - проблема сбора информации. Следует признать, что сегодня и внутри каждой отдельно взятой религиозной структуры информационный поток бывает налажен плохо. Особенно это касается крупных церквей, - в первую очередь, Русской Православной Церкви. О событиях в жизни собственной епархии или благочиния настоятели приходов часто узнают по случайности из светских газет. Доходит до смешного, когда ту информацию, которую руководству религиозной организации естественно было бы узнать от своих единоверцев, доносят до него светские СМИ.

Важная проблема конфессиональных СМИ - это и проблема языка. Помимо большей открытости по отношению к журналистам и своевременного предоставления им соответствующей информации, большинству российских конфессиональных СМИ следует всерьез озаботиться формой изложения этой информации. На сегодняшний день многие религиозные общины (в том числе православные) по собственной воле превратились в своеобразные «гетто» внутри российского общества. Они выработали собственные формы языка, на котором принято рассуждать и о глобальных религиозных вопросах, и о текущих событиях своей жизни. В результате, даже если какая-то информация о них просачивается в СМИ, она часто не может быть адекватно интерпретирована ни светскими журналистами, ни читателями - именно из-за этого «языкового» конфликта. Многие религиозные лидеры в современной России говорят и пишут так, что люди, не принадлежащие к их общине, не могут понять практически ничего.

Обе названные проблемы неотделимы от проблемы кадров. И именно ее конфессиональным СМИ нужно решать сегодня в первую очередь. Необходимо сформировать собственную группу профессиональных религиозных журналистов - без этого все развитие конфессиональных СМИ останется на уровне разговоров.

7. Необходимость кооперации для конфессиональных СМИ

Исходя из сказанного, конфессиональным СМИ сегодня разумно действовать сообща, «кооперироваться». Общность проблем - отсутствие квалифицированных журналистских кадров, а также собственных систем сбора информации в каждой из конфессий, а также общность многих целей (в общем виде это можно было бы назвать укреплением консервативных ценностей в обществе) - подталкивают различные конфессиональные СМИ к сотрудничеству.

КИФА №8(82) июнь 2008 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!