gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Проблемы миссии arrow Как может современный человек быть «соработником Духа»
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
02.03.2008 г.

Как может современный человек быть «соработником Духа»

Тезисы доклада проф.-свящ. Георгия Кочеткова, прочитанного на Рождественских чтениях в Москве 30 января 2008 г.

Христос во славе
«Христос во славе». Книжная миниатюра, сер. IX в.
Мы сегодня слышали много интересных вещей и ещё раз убедились в том, что нередко наша теория и практика возвращает нас от благодатной жизни в эпоху Закона, а то и вообще уводит куда-то в язычество. Поэтому вопрос о соработничестве Духу - это вопрос не праздный. Для современного человека это вопрос о синергии, т.е. том самом сотрудничестве, которое является великой тайной христианской Церкви. Это вопрос о взаимоподдержке, о созидании и борьбе за Царство Небесное, в каком-то смысле и за Церковь.

Он относится как к христианам, особенно остро к православным, так и к неправославным, и даже нехристианам, а значит, ко всем людям, живущим в христианской культуре или в нашу эпоху, когда может отрицаться само христианство или эта культура, но когда игнорировать духовный, душевно-психологический, культурный, социальный и телесный «генотип» человечества невозможно. Увы, часто это называют «постхристианством».

Мы должны, по доброй христианской традиции, «начинать с себя», следовательно, подумать о своей христианской жизни, молитве и вере - насколько они способствуют соработничеству Духу всех и каждого лично. Напомню несколько основных акцентов.

Здесь два вопроса: «что» и «как». Первое - вопрос собственной ориентации в духовном пространстве и времени, второе - вопрос качества нашей веры и жизни, включая молитву.

Начнем с первого. Об этом много сказано в Писании, особенно Новом завете. Ведь это вопрос о нашей вере, надежде, любви, о нашей жизни в духе христианской свободы, о личности, общине, братстве, церкви, в которых и должно осуществляться наше «соработничество Духу».

Это - не обязательно служение апостола или пророка, учителя или благовестника-евангелиста, пресвитера или дьякона, монаха или мирянина. Но обязательно - по духу инока (по отношению к миру сему), т.е. человека, стремящегося к вере, надежде, любви, свободе и т.д.

Таким образом, мы должны прежде всего вспомнить, что коли мы начинаем с себя, то начинаем с созидания себя в любви, ведь мы должны стать «домостроителями многоразличной благодати Божьей» (1 Пет 4:10), возрастать в духе мира и в любви (ср. 2 Пет 3:18) т.е. духовная наша жизнь - это всегда не статика, а динамика, ведь наша вера и любовь должны быть динамичны.

Они ведут к обновлению и к созиданию не только себя, но и других. Для христианина это значит стремление к общине, в которой общение (кинония) и возможность жить по Евангелию вместе, но в то же время и личностно - основные характеристики. Христианство личностно, но оно всегда и общинно, а следовательно, оно нечто «домашнее» (не случайно в Новом Завете мы постоянно встречаем термины «домостроительство», «устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет 2:5), и т.д. - хотя это бывает забыто даже в нашем богослужении, в силу не всегда большой точности его перевода с греческого, где мы часто слышим вместо стоящего в греческом оригинале слова «дом», например, слово «храм» (в ектеньях и т.д.).

Общинная жизнь ведет к расширению сердца в любви к Богу и братьям. Апостол Пётр говорит: «Братство любите!» (1 Пет 2:17) - не просто братьев, а братство, которое способно организовать служения во всём народе Божьем, а не только среди клириков. Эти служения часто могут быть умалены в теплой атмосфере общины, которая всегда, оставшись одна, может превратиться в какой-то род секты (в истории известно много таких примеров, в том числе из монашеской жизни, но и из жизни приходов, братств, общин разного рода и т.д.). Мы помним: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3:17), но там и дары Духа, призывающего нас к служению, к действию «в Господе». Наше христианство всегда должно быть не только действительным, но, как мы помним, и действенным! Как наше православие должно быть не просто православием действительным, но и действенным.

Наше домостроительство и сотрудничество с Богом существует, конечно, не только на уровне личности всякого открытого Богу человека и не только на уровне общины и братства, но и на уровне всей церкви. Отсюда и наша задача: созидать Тело Христово, приводить всех в меру возраста Христова, укрепляя все его члены, их связи и отношения силой Духа Святого через Христа на пути к Отцу и в Его Царство.

Больше всего этому служат высшие церковные харизмы апостольства - посланничества в мир, миссии, а также пророчества - служения установления и восстановления в церкви и мире закона любви и свободы, красоты и доброты, справедливости и примирения с Богом и ближними.

Здесь может жить НЛО и Все, что Вы хотели знать о НЛО и космосе
А прищельцы и инопланетяне тогда будут НЛО, пришельцы, космос и другие планеты
а здесь можно узнать о летающих тарелках и их обитателях Все о НЛО и внеземной жизни Кому интересно просим сюда!

Как уже говорилось, кроме задач церковного и духовного созидания и устроения на всех уровнях, для нас в церкви существует задача духовной борьбы - борьбы по примеру Христа, мирной и в то же время непримиримой. Мы должны бороться с собой и своими страстями, черпая из сокровищницы церковной аскетической традиции. Мы должны бороться со всяким злом и грехом в себе и вокруг себя, в церкви и обществе. Где люди - там проблемы, которых нет только в Боге, но которые всегда есть и в церкви. Ответственность за их преодоление лежит на каждом члене Церкви, а не только на иерархии.

Что это для нас значит? В апостольских писаниях говорится: противостаньте силе дьявольской (Иак 4:7), бодрствуйте и трезвитесь (1 Пет 5:8, 1 Кор 16:13), различайте духов (1 Кор 12:10), прощайте всех (Еф 4:32) и никого не осуждайте (Лк 6:37). Это главное в апостольском наследии для нас сегодня. Оно возвещает нам также: не лгите (Иак 3:14), не бойтесь (1 Пет 3:14, Лк 5:10), будьте единомысленны, мирны (2 Кор 13:11), имейте те же мысли и чувства, что и во Христе (Флп 2:2-5), несите, насколько возможно, язвы Господа Иисуса на теле своем (ср. Гал 6:17) - за Тело Христово, которое есть Церковь (Кол 1:24). Сейчас это очень важно помнить, ибо Тело Христово до сих пор в унижении и разорении. Таким образом, мы по-новому должны понять апостольские слова: «Духа не угашайте, пророчества не уничижайте, все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес 5:19-21).

Вторая сторона вопроса о возможности для современного человека сотрудничать с Богом, быть Ему соработником - это уже не то, «что» это значит, «что» нам для этого следует делать, а «как» этого достичь практически в своей жизни, «как» достичь такого качества нашей церковной и личной жизни, нашей веры и нашей молитвы.

Так как же? Это в первую очередь вопрос умения слушать и слышать Бога и Церковь, себя и ближних. Послушание - всегда сначала послушание Богу, а потом - кому-либо еще. Далее я бы назвал особенно актуальное в наше время качество нестяжания - способность не держаться ни за что свое в этом мире и в своей жизни, а следовательно, путь освобождения, приближения к божественному Свету через божественный мрак. Столь же актуально качество целомудрия - это всегда в первую очередь восстановление собственной антропологической цельности, целостности, а значит, это путь к «Полноте Наполняющего всё во всём» (Еф 1:23). Говоря словами апостола Павла, это исполнение заповеди: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48).

В наше время целомудрие не всегда означает безбрачие, хотя сейчас надо восстановить ценность добровольного, свободного выбора безбрачного пути в глазах всех христиан (ведь лучший по качеству путь - «скопцов ради Царства Небесного» (Мф 19:12)). В свою очередь нестяжание не обязательно означает «пойти и раздать все нищим», здесь достаточно никогда ни за что свое не держаться, как и за себя самого. Точно так же и послушание никак не означает слепого подчинения, как и отказа от различения духов или забвения того, что «больше надо слушаться Бога, чем человеков» (ср. Деян 4:19). В случае разногласия между требованием Слова и Духа Божьего и человеческим начальством, даже церковным, всегда необходимо выбирать послушание Богу и лишь потом - человеку. В православии (хотя бы в теории) нет безгрешного папства.

Кроме того, для созидания Церкви, общины, братства и самой человеческой личности, как и для мирной и непримиримой борьбы со злом и грехом, нам всегда нужна внутренняя свобода, любовь к истине, т.е. опять же к Богу и ближнему, а также сильная вера, оправданная нашей молитвой и жизнью.

Смирение и дерзновение - две стороны одной медали, они вновь будут востребованы, если мы встанем на путь бесстрашного и нелукавого «соработничества Богу».

Жертвенность ради Бога и ближних, а также ради Царства Небесного и Церкви - естественное следствие нашей свободной жизни.

Уважение свободы другого человека, свободное творчество, трезвение, различение духов, поддержка даже малого, что есть хорошего у других, независимо от их сегодняшнего пути и выбора - без этого нам тоже не обойтись.

Заключение. Апостол Павел любил спортивные и военные образы, когда описывал церковную жизнь. «Так бегите, чтобы получить нетленный венец!» (1 Кор 9:24). «Облекитесь в смиренномудрие и любовь» (Кол 3:12). «Возьмите латы праведности, и щит веры, и шлем спасения, и меч духовный, который есть Слово Божие», вновь «обуйтесь в готовность благовествовать мир» (1 Фес 5:8, Еф 6:14-17)!

Наша Церковь должна заговорить своим языком, а пока она этого еще не может и не умеет, пока она молчит. Только тогда, когда она адекватно заговорит, ее смогут услышать и понять хотя бы те, кто хочет это сделать.

Не будем же отчаиваться от нашего бедственного положения. Ведь даже если бы Тело Христово было уже почти мертвым, если б даже оно и умерло на нашей земле и в нашем народе, оно вместе со Христом оживет, воскреснет, восстанет. Такова наша незыблемая вера!

Соумирать и совоскресать со Христом - дело всех соработников Святого Духа. Их цель - возрождение полноты жизни Церкви и всех служений в ней!

Закончу интересной цитатой. Как сказал в своем докладе на богословской конференции РПЦ «Православное учение о Церкви» митр. Молдавский Даниил (нынешний румынский патриарх), «богословие должно помочь существующим церковным структурам в их практике сакраментальной и миссионерской жизни поддерживать и выражать дар единства Церкви, предлагая новые духовные пути диалога, братских отношений и сотрудничества. <...> Если мистическое содержание святых таинств, литургических обрядов и церковной дисциплины не будет творчески выражено, сохранится опасность того, что единство Церкви будут смешивать с единством светских организаций. В то же время необходимо, чтобы единство Церкви было представлено как дар Божий в его полноте, хотя его взращивание и проявление зависит от напряженности веры, духовной жизни и борьбы каждой христианской общины и каждого христианина.

Этот [синергийный] процесс усвоения дара благодати в то же время является динамичным процессом «обожения», или духовного роста Церкви, основанного на исповедании того, что «Христос - Сын Бога Живого» (Мф 16:6-18).

Этот динамический процесс церковного единения как движения к зрелости или росту в общении прекрасно выражен апостолом Павлом в его Послании к Ефесянам: «Вы были утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие духом» (Еф 2:2-22)»*.

----------------

*Православное учение о Церкви: Богословская конференция Русской Православной Церкви. М., СБК. 2004. С. 59-60).

КИФА №3(77) март 2008 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!