gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
14.11.2007 г.

Патриарх Алексий II и архиепископ Гавриил (де Вильдер) обменялись мнениями относительно будущего «евлогианской» архиепископии

Архиепископ Гавриил Команский, глава Русской архиепископии Константинопольского патриархата, известной также как «евлогианская», участвовавший 4 октября в совместном поминальном богослужении в Успенской церкви при кладбище Сен-Женевьев-де-Буа с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, по окончании панихиды обратился к предстоятелю РПЦ МП со словом.

 Глава русских приходов Константинопольского патриархата, в частности, сказал: «Я хочу, чтобы Вы знали: тот факт, что мы принимаем Вас здесь, в этом памятном кладбищенском храме, не значит, что наша Архиепископия умирает или стоит на пути исчезновения. Напротив, наша Архиепископия - это живой организм, организм в полном здравии».

 Касаясь новой идентичности архиепископии, связанной с ее стремлением оставаться вне московской юрисдикции, иерарх отметил: «Оставаясь неизменно связанной с великой литургической и духовной традицией Русского Православия, бережно воспринятой от ее основателей, наш церковный удел стал фактически многоэтническим. Наряду со вторым, третьим и даже четвертым поколениями русской эмиграции, которые прочно интегрировались во французское общество, наш церковный удел включает новоприбывших русских, украинцев, молдаван, грузин, которые, в свою очередь, тоже стремятся к интеграции, а также многих уроженцев западных стран, которые обрели в Православии Отчий Дом и чувствуют себя в нем, как в родном доме».

 Архиепископ Гавриил призвал Патриарха не игнорировать эту реальность, не перечеркивать ее «в условиях медленно идущего процесса канонической организации так называемой «диаспоры». Это, надо признать, - добавил он, - для многих из нас не совсем понятный термин, поскольку вернее мы не являемся или уже больше не являемся «диаспорой».

 Затем архиепископ Гавриил преподнес главе РПЦ МП икону святых мучеников, чад архиепископии, - монахини Марии, священника Димитрия, иподиакона Юрия (Георгия) и Ильи.

 В ответном слове Патриарх сказал: «Вчера и сегодня мы вместе с Вами, Владыка, молились и общались. Личное общение дает надежду на развитие отношений, и мы верим, что в конце концов судьба церковного удела, создававшегося при большом участии митрополита Евлогия, будет именно такой, какой её видел покойный иерарх. Опыт, в том числе и недавний опыт восстановления единства с Русской Зарубежной Церковью, дает надежду, что рано или поздно будут и в Западной Европе урегулированы те вопросы, которые до сих пор не решены. Молитвенно поминая погребенных здесь русских иерархов, будем преодолевать все средостения и разделения, возникшие вследствие трагедии, постигшей в ХХ веке Русскую Церковь».

 После краткой беседы, состоявшейся между двумя архиереями, и пением «Вечной памяти» в исполнении хора Сретенского монастыря на Лубянке, архиепископ Гавриил предложил Патриарху спуститься в крипту церкви, чтобы поклониться могилам покоящихся там архиереев (в том числе и могиле митрополита Евлогия (Георгиевского)), в разные времена руководивших Экзархатом. Однако, чрезвычайно насыщенная программа Алексия II не позволила это сделать.

Перспективы Православия в Западной Европе - взгляд православных Франции и России

Встреча с Даниилом Струве состоялась в Свято-Филаретовском институте

28 октября 2007 г. состоялась встреча преподавателей, сотрудников и студентов СФИ с профессором Парижского университета, специалистом по японской культуре, членом исполнительного комитета издательства YMCA-Press от Русского студенческого христианского движения (РСХД) Даниилом Никитичем Струве на тему «Западноевропейское православие и его перспективы». Д.Н. Струве рассказал об истории и современной жизни Архиепископии приходов русской традиции в Западной Европе.

Он отметил, что в настоящее время вопрос о создании единой юрисдикции для объединения православных в Европе не так актуален как раньше. Поместное православие в Европе и во Франции существует - пусть и оформленное по-прежнему в виде отдельных приходских и иных структур, принадлежащих разным национальным юрисдикциям: русской (как Московской Патриархии, так и Экзархату Константинопольского  патриархата, а до недавнего времени и РПЦЗ), греческой, румынской, сербской. По его мнению, сейчас надо направлять больше усилий на создание и укрепление связей между людьми, приходами, другими живыми православными объединениями, чем на создание единой административной церковной структуры. Фактор «поместности» проявляется в том, что местная культура, французский язык становятся действительным средством общения, как богослужебного, так и внебогослужебного. Это верно для людей с самыми разными национальными и этническими корнями.

При этом Д.Н. Струве опроверг обвинения некоторых представителей эмиграции, а также ряда священнослужителей и мирян Московского патриархата в том, что Экзархат «борется против Русской православной церкви, против восстановления полноты традиции русского православия». Наоборот, по его мнению, наследие русской эмиграции является одним из краеугольных камней в жизни Экзархата. «В России о нашем Экзархате - сказал он - часто появляется информация как о структуре, целиком зависящей от Константинополя, и потому, - как о враждебной РПЦ. Но это не так. Наши разногласия с официальными церковными структурами РПЦ проистекают из того, что в Православии очень важен голос Церкви, и мы все стараемся мыслить и говорить в тон этому голосу. Сейчас во всех церквах очень сильны клерикализм и иерархичность. И если не давать места голосу Церкви, то будут звучать одни официальные высказывания, в которых, к сожалению, всегда будет много политики».

Проректор СФИ Д.С. Гасак заметил, что православные в Европе, и, прежде всего - принадлежащие традиции русского «парижского» богословия, наиболее полно реализовавшейся как раз в Западноевропейском экзархате, основанном митр. Евлогием (Георгиевским), призваны взять большую ответственность за русскую церковь на духовной родине, в России.

Со временем искренние последователи митрополита Антония в Великобритании и во всей Европе соберутся вместе

Из интервью протодиакона Петра Скорера Дмитрию Власову (агентство «Благовест-инфо»)

- Отец Петр, прошло полтора года с тех пор, как владыка Василий Осборн заявил о своем переходе из Московского патриархата в Константинопольский. У всех в памяти печальные события, последовавшие за этим. Могли бы Вы подвести итоги этого периода?

- Первое время было действительно трудным. Это была большая травма для всех бывших членов Сурожской епархии. Приходы и духовенство разделились примерно пополам: половина пошла за владыкой Василием под юрисдикцию Вселенского Патриарха, половина осталась под Москвой. Как известно, и синод Московского патриархата и лично архиепископ Корсунский Иннокентий заняли поначалу очень жесткую позицию - владыке Василию и его единомышленникам из числа клириков грозили лишением сана, однако недавно - и это тоже хорошо известно - епископу Василию была фактически дана отпускная грамота, и теперь мы можем сослужить с духовенством РПЦ.

Жизнь Амфипольского викариатства - так теперь называется часть Сурожской епархии, перешедшая вместе с владыкой Василием в Константинопольскую юрисдикцию, - продолжается в том же духе, который был при митрополите Антонии. В этом году собралась первая большая ежегодная конференция, на которой присутствовало около 120-130 человек. Одной из тем дискуссий было: как нам жить в тех новых обстоятельствах, в которых оказалось наше викариатство, как преодолеть последствия травмы разделения.

- Хотелось бы знать конкретные цифры. Сколько приходов и евхаристических общин было в епархии к Пасхе 2006 года? Сколько из них на сегодня пожелали остаться в МП и сколько перешло под омофор Константинопольского Патриархата? Были ли основаны за истекший период новые общины?

 - К моменту разделения в Сурожской епархии было около 30 приходов и евхаристических общин, в том числе очень маленьких - человек по 10. Эти приходы разделились приблизительно пополам. Если считать, что до большого наплыва недавно приехавших «новых русских» в епархии было около 3000 зарегистрированных прихожан (регистрация необходима в соответствии с нашим уставом), то теперь в Амфипольском викариатстве около 1500 верующих.

- Можно ли говорить, что с учетом недавно приехавших в Британию мигрантов из России и других стран СНГ численность тех, кто остался под юрисдикцией Московского патриархата, больше?

 - Да, их действительно больше - особенно в лондонском приходе. Но далеко не все из них зарегистрированы как прихожане. Что касается лондонского собора, то он всегда полон людей.

- Принимают ли священнослужители Сурожской епархии в юрисдикции Московского патриархата и вашего викариатства участие в совместных богослужениях? Сослужил ли сам епископ Василий - после снятия с него прещений - с клириками и архиереями РПЦ?

 - Могу привести один известный мне пример: поскольку владыка Василий является сопредседателем православно-англиканского содружества свв. Сергия и Албания, он недавно сослужил в Оксфорде с протоиереем Стефаном Платтом, который остался в московской юрисдикции.

- Применяется ли в Амфипольском викариатстве устав Сурожской епархии, который был разработан и принят епархиальной ассамблеей еще при владыке Антонии?

- Наше викариатство полностью живет по этому уставу. Однако - в связи с изменением нашего статуса (переход в другую юрисдикцию, утрата статуса самостоятельной епархии) - в него были внесены небольшие изменения. Вселенский Патриарх утвердил этот устав.

- Каковы на сегодняшний день официальные отношения между Московским и Константинопольским патриархатами в Великобритании? Можно ли говорить, что конфликт, разгоревшийся в 2006 году, исчерпан?

 - Судя по той информации, которая поступает из Московской патриархии, а также исходя из того, что говорят на заседаниях епархиального совета в Экзархате церквей русской традиции в Западной Европе, могу сказать, что встречи между представителями обеих поместных Церквей проходят довольно регулярно, вопросы перехода духовенства из одной юрисдикции в другую разрешаются - в общем, диалог есть. Та острая ситуация, которая существовала во время нелегального, с точки зрения Москвы, пребывания владыки Василия в юрисдикции Вселенского патриархата, преодолена.

- Сегодня налицо печальная тенденция, которую я бы назвал «растаскиванием» наследия митрополита Антония представителями противоборствующих течений в православной общине - причем не только в Британии, но и шире. Каждая из сторон пытается найти в словах, посланиях, частных беседах покойного владыки обоснование своей позиции. Возможно ли противостоять этим тенденциям и если да, то каковы эти пути?

 - Отчасти этапом преодоления существующего разделения можно назвать Первую конференцию, посвященную осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского (она состоялась в Москве 28-30 сентября текущего года). Ведь в ней приняли участие представители разных юрисдикций, которым дорога память о владыке Антонии. Очень важно, что она прошла в России. Единственно, было жалко, что на эту конференцию не приехал никто из Сурожской епархии.

 Думаю, что со временем искренние последователи митрополита Антония в Великобритании и шире - во всей Европе - соберутся вместе. Если разделение и будет продолжаться, то оно пойдет не по линии Москва - Вселенский патриархат. Разделенными окажутся те, кто искренно следует традиции митрополита Антония, и те, кто не заинтересован в ее продолжении.

Справка: Протодиакон Петр Скорер родился в Англии 15 октября 1942 года. По материнской линии - внук знаменитого русского религиозного философа Семена Людвиговича Франка. Отец - англичанин - погиб на фронте в 1943 году. В семье получил православное русское воспитание, был крещен в детстве известным пастырем архимандритом Львом (Жилле). Окончил Оксфордский университет по специальности «французский и русский языки», затем учился в Свято-Владимирской православной семинарии в США, которую окончил в 1967 году. В сан диакона был рукоположен в 1973 году митрополитом Антонием Сурожским.

Церковно-исторический музей-архив русской эмиграции появился в Баварии

В баварском городе Ландсберг создан церковно-исторический музей-архив русской эмиграции в Германии и Австрии. Об этом сообщил протодиакон кафедрального собора святых Новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая в Мюнхене Георгий Кобро (РПЦЗ).

 Новосозданный музей обладает большим количеством дореволюционных рукописей, печатных изданий и фотографий, предметами русской старины и эмигрантского быта. В его фондах - более сотни экспонатов, свыше двух десятков личных архивов и множество ценных исторических документов, пожертвованных прихожанами нескольких приходов РПЦЗ. Протодиакон Георгий Кобро сожалеет, что многие архивные документы и материалы русской эмиграции в Германии и Австрии уже бесследно исчезли, но он признался, что даже и то немногое, что ему удастся собрать в Ландберге, он намерен завещать России.

Единственный в Палестине православный телеканал будет закрыт

с 1 ноября 2007 г. в Палестине закроют единственный православный телеканал из-за притеснений, постоянных угроз расправы, а также сложной экономической ситуации, заявил его директор Самир Кумсих.

Частный телеканал «Рождество», вещавший из Вифлеема, был основан в 1996 году. Трансляции этого канала стали своего рода голосом христианства на Ближнем Востоке, местом встреч между христианами, евреями и мусульманами. Он транслировал христианские богослужения, новости и даже пятничную мусульманскую молитву. Канал всегда осуждал насилие против мирных граждан, за что терпел притеснения от палестинских властей.

КИФА №14(72) ноябрь 2007 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!