gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
Главная arrow Встреча с Богом и человеком arrow Нельзя требовать покаяния от другого. Интервью с д-ром Филиппом Буббайером
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
22.10.2007 г.

Нельзя требовать покаяния от другого

Интервью с д-ром Филиппом Буббайером, преподавателем истории Кентского университета, Великобритания

Image- Филипп, мы знаем Вас как давнего участника движения «Инициативы Перемен». Не могли бы Вы сказать несколько слов об этом сообществе?

Ф.Б.: Можно сказать, что, по сути, эта движение укоренено в простых принципах - абсолютных моральных ценностях: слушание Бога, честность, чистота, бескорыстие, любовь, общение.

Можно сказать, что традиционно, приходя к Богу, человек пытается исправлять свою жизнь. В «ИП» известно довольно много случаев, когда люди, которые, например, были нечестны с налогами, возвращали их государству, или, например, брали не свое и потом отдавали. Или люди осознавали, что плохие отношения между людьми могут быть результатом недостатка честности между ними. Так для людей важными становятся честность и открытость.

- Верно ли, что «ИП» - это международное сообщество людей, куда входят и верующие, и неверующие, и христиане, и представители других религиозных конфессий?

Ф.Б.: Я бы сказал, что большинство людей в «ИП» все-таки христиане. По сути, это религиозная организация. Но в ней участвуют часто и неверующие, и люди из других религиозных традиций тоже. Особенно в тех странах, где главная религия нехристианская, например, в Индии много представителей индусской традиции, а в Азии -  буддизма.

- Если можно, расскажите, как Вы пришли в «ИП»?

Ф.Б.: Я родился в семье, где родители работали в «ИП». Я сказал бы, что это была просто традиционно христианская семья. Таким образом, я пришел через семью. Можно сказать даже, что я нашел свою веру вне контекста «ИП». На меня очень повлиял пример св. Франциска Ассизского. Но то, что для меня стало важным в этом движении, это что оно вдохновляло людей посвятить свою жизнь Богу, где бы они в данный момент ни находились. Этот момент решения посвятить себя Богу стал для меня очень важным. И я помню, что под этим влиянием, когда я был моложе, я сделал это. Я принял решение следовать за Богом.

В моей личной жизни для меня большую роль сыграла идея, которая распространена в «ИП», что Господь имеет Свой замысел о каждом человеке, значит, обо мне лично. Другими словами, у Него есть для меня план, это мое призвание. Я понял, что могу найти свое личное призвание. Это, может быть, стало самым полезным для меня - понять замысел Божий о себе. Так, на протяжении своего жизненного пути, и в том, что касалось, в частности, моей карьеры, я пробовал молиться о том, чтобы понять, как поступать в соответствии с волей Божией. Хочет ли Бог, чтобы я работал в университете, или о чем я буду писать в своих книгах, статьях, или что делать в конкретной ситуации. Это было очень важно для меня. Думаю, для многих молодых людей, для тех, кто стоит на пороге большого выбора, идея о том, что Бог имеет обо мне замысел и что я могу молиться, чтобы Господь открыл мне его и стал моим Проводником, очень важна.

- Но когда перед Вами стоял конкретный вопрос, например, продолжать ли Вам учиться в университете, как Вы различили свои собственные мысли на этот счет и промысел Божий?

Ф.Б.: Это хороший вопрос. Нечестно было бы сказать, что мой жизненный путь состоит только из серии духовных успехов (смех). Были очень даже серьезные ошибки. Но я думаю, что человеку, который искренне хочет исполнить волю Бога, Бог может показать путь. Случались в жизни и такие моменты, когда я не знал точно, что надо делать. Но, оглядываясь назад, я как бы вижу, что Бог действительно помогал мне пройти этот путь.

Я стал изучать русский язык, потому что думал, что на это была воля Божья. И для меня это был не совсем легкий выбор.

Был еще один другой момент до этого, когда я занимался Семеном Франком, писал докторскую диссертацию и почти 6 месяцев находился в растерянности, т.к. не знал, что делать. Я уже закончил магистратуру и не хотел продолжать писать докторскую. Я был как бы в ситуации сомнений. Случилось так, что меня познакомили в Лондоне с профессором, очень хорошим человеком, и мы с ним обсудили существующие возможности. Тогда я решил продолжать писать свою работу по С. Франку. Было чувство, что это был правильный путь. Но в тот момент возникла новая проблема - как найти деньги для этой учебы. И я, и мои родители молились и думали об этом. Неожиданно мне позвонила одна пожилая женщина и попросила, чтобы я посетил ее. Когда я пришел, она сказала: «Я молюсь за Горбачева и за Россию. И я хочу поддержать Вашу учебу. Вот здесь 1000 фунтов на начало обучения.» Это было совершенно неожиданно.

И было еще в жизни довольно много моментов, которые для меня были знаками, что Бог со мной. Можно, конечно, было подумать, что это совпадение, но что-то говорит, что это не просто совпадение. Что-то указывает, что это правильный путь. Хотя в личной жизни у меня и было несколько ошибок. Может быть, опыт показывает, где моя воля, а где воля Бога, но это не сразу же дается. В Евангелии от Иоанна в 7-й главе есть фраза, что тот человек, который готов исполнить волю Божию, будет знать, какова воля Божия. Что готовность здесь - ключ. И часто наша проблема в том, что мы не уверены, что готовы исполнить волю Божию. Может быть, мы даже этого не хотим. Это все запутывает.

Но скажу, что я и сам бывал в таких ситуациях, когда молился о воле Бога, но хотел услышать только один ответ. Я думаю, что в таких ситуациях очень трудно сделать правильный выбор.

- Вы приехали в Москву на конференцию, посвященную Семену Франку. Расскажите немного об этой конференции.

Ф.Б.: Конференция устраивается Библейско-богословским институтом св. апостола Андрея. Она посвящена философскому наследию Семена Франка в контексте европейской культуры. Это очередная конференция по русской философии в контексте европейской культуры. Были также конференции, посвященные о. Сергию Булгакову, Николаю Бердяеву. В них участвует много молодых русских ученых. Я подготовил доклад на тему: «Сравнение идей Семена Франка и Фрэнка Букмана».

- А что в личности С. Франка для Вас самое важное?

Ф.Б.: В начале он был марксистом, сам, будучи еврейского происхождения, пришел в православие через немецкий философский идеализм. Его вера возрастала на протяжении всей его жизни. Особенно в этом плане повлияла на него война, тогда он написал очень глубокую книгу о вере «С нами Бог». С. Франк разделяет веру, как систему доктрин, и веру, основанную на личном опыте. Он говорит, что Бог везде, но не в пантеистическом смысле, а что Бог внутри нас и вне нас. Но что самое интересное для меня, это то, что его вера никогда не была для него легкой. Были сомнения. И он прошел через довольно тяжелый опыт. Он, например, вынужден был прятаться от гестапо в горах Франции во время войны. Но он имел личный опыт встречи со Христом. И к концу его жизни его связь со Христом стала более глубокой.

То, что мне важно и интересно, это путь человека от неверия, и как дальше на протяжении его жизни его вера как бы расширяется и углубляется. Его духовный путь для меня даже более интересен, чем его философский путь.

- Об «ИП» здесь в России многие узнали из книг Лейфа Ховельсена «Сквозь стену» и книги Майкла Хендерсона «Прощение: разрывая оковы ненависти». В этих книгах собран личный опыт людей, которые, так или иначе, были причастны к процессам прощения, покаяния и примирения к послевоенной Германии в ЮАР, Австралии, Англии и Ирландии и многих других странах. Что, на Ваш взгляд, является самым важным в этом опыте?

Ф.Б.: Суть «ИП» в том, что всегда изменения начинаются с самого себя. Нельзя требовать покаяния от другого. Думаю, что Ф. Букман даже и в этих запоминающихся процессах перемен в послевоенной Франции и Германии не старался искусственно спланировать покаяние. Он просто собрал заинтересованных людей различных взглядов и направлений и постарался вместе с ними задаться поиском ответов на острые, глубокие, насущные вопросы. Что я могу поменять сам? И возможность ведения честного разговора позволила этим людям свободно прийти к пониманию необходимости собственного изменения, т.е. покаяния.

Часто, когда люди говорят много о том, что нужно покаяться, они хотят, чтобы покаялся кто-то другой. Но я - это единственный человек, кто может покаяться. Я не могу этого требовать от другого. Я не знаю, прав ли я.

- Спасибо. Это очень важно. Хотелось бы в заключение обратиться к еще одной теме. Мы знаем также, что в «ИП» большое значение придают укреплению семей.

Ф.Б.: Да, это правда, что в «ИП» много внимания уделяют семье и тому, что муж и жена имеют общее призвание. Не важно, что, к примеру, я ученый, а моя жена - наоборот. Но мы уверены, что есть нечто общее, что мы должны делать вместе. Я женился недавно, только 2 года назад. И путь к браку был довольно сложный. Именно из-за этого мы и начали молиться вместе. Утром и вечером мы молимся вместе и уверены, что у мужа и жены есть общее призвание. Я не думаю, что в этом есть попытка идеализировать семью. Хотя случается иногда и так, что семья становится новым идолом. Но Бог хочет, чтобы отношения в семье были здоровыми.

У моей жены, кстати, были очень тяжелые отношения с ее отцом. Одна из программ «ИП» помогла ей задуматься о своих отношениях в семье и понять для себя нечто важное о них. Известно, например, что часто взаимоотношения в семье так влияют на человека, что это накладывает потом отпечаток на всю его жизнь. И без исцеления и открытости нехорошие ситуации в жизни не исправляются. Это не значит, что если взаимоотношения нехорошие, то в этом есть обязательно моя личная вина. Иногда это не так... Я думаю, что опыт моей жены не уникален. Она чувствовала, что ее отец не любил ее. Он довольно строгий человек. И она ощущала себя от этого внутренне несчастной. Но ей удалось понять причину этого. Отец ее отца умер, когда он был очень молодым. И его мать вышла замуж снова и оттолкнула от себя своих сыновей. Так получилось, что ее отец вырос без счастливой семьи. И моя жена поняла, что ей нужно принять своего отца. Он сам был одиноким человеком, и ему нелегко было дать ей свою любовь. Осознав это, она написала письмо своему отцу, чтобы просто сказать, что она любит его. Позднее каким-то образом, она даже не говорила с ним об этом, она узнала от своей сестры, что он был тронут этим письмом. И действительно отношения между ними очень сильно улучшились.

(17.09.07. Dr Philip Boobbyer, School of History, University of Kent, UK)

Беседовала Наталья БАРАНОВА

Фото сайта www.kent.ac.uk

КИФА №13(71) октябрь 2007 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!