Принята Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви 27 марта на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви утвержден документ «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», разработанный Миссионерским отделом Московского Патриархата. В преамбуле документа отмечается, что принятая в 1995 году «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» в значительной мере выполнила свое назначение. В новом документе, первое рассмотрение которого состоялось еще летом 2005 года, учтен опыт, накопленный за последние годы, а также отражены современное состояние православной миссии и перспективы ее развития. Принятый документ основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917-1918 годов, Архиерейских соборов Русской православной церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также на «Оcновы социальной концепции Русской Православной Церкви», постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996-2002 гг. Новая концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Церкви, которые могут творчески развиваться в епархиях, с учетом местных условий и возможностей. Концепция признает необходимым и перспективным повсеместное издание миссионерской литературы, в том числе на национальных языках, и применение различных «слогов» речи в зависимости от того, на какие слои населения ориентирована проповедь (на детей, молодежь, воинство, госслужащих или ученых). «Для результативной работы в средствах массовой информации необходимо активно осваивать информационное пространство, используя все многообразие новейших информационных технологий (радиовещание, телевидение, интернет и печатные СМИ)», - говорится в документе. Концепция содержит призыв «придать миссии в информационном пространстве упреждающий характер», что предполагает оперативное реагирование на происходящие в обществе события, а также их своевременную «христианскую оценку» для формирования общественного мнения. В числе перспективных направлений миссионерской работы женщин указано создание благотворительных учреждений по примеру Марфо-Мариинской обители, основанной в Москве преподобномученицей Елизаветой Федоровной, а также служение в больницах, детских домах, местах лишения свободы. «Я очень положительно оцениваю миссионерскую концепцию. Это даст нам возможность развивать миссионерскую деятельность на епархиальном и приходском уровнях скоординированно», - сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, комментируя утвержденный Синодом документ. По его словам, в согласовании концепции принимали участие 90 епархий. На богословском семинаре в домовом храме МГУ были рассмотрены богословские и церковно-практические аспекты таинства Покаяния 26 марта в храме мученицы Татианы при МГУ прошел семинар «Богословские и церковно-практические аспекты таинства Покаяния». Семинар проводился в рамках подготовки к организуемой по решению Священного Синода V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах» (Москва, 13-16 ноября 2007 г.). В работе cеминара, который возглавил архиепископ Верейский Евгений, ректор МДАиС, приняли участие наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, ректор Перервинской семинарии протоиерей Владимир Чувикин, настоятель храма мц. Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов, секретарь Синодальной Богословской комиссии священник Владимир Шмалий, профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин, духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий Бреев, духовник московского духовенства, старший священник Зачатьевского монастыря протоиерей Николай Важнов, настоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках протоиерей Владимир Волгин, насельник Даниловского монастыря игумен Петр (Мещеринов), преподаватель МДА иеромонах Дионисий (Шленов), преподаватель МДА иеромонах Савва (Тутунов); кроме того, на семинаре присутствовали представители Церковно-научного центра РПЦ «Православная энциклопедия», представители Сретенской и Перервинской семинарий. На семинаре рассматривались как теоретические, так и церковно-практические аспекты таинства Покаяния. По общей мысли участников мероприятия, в настоящее время существует ряд не определенных на общецерковном уровне вопросов таинства Покаяния. К таким вопросам можно отнести и необходимость непосредственного и обязательного соединения таинства Покаяния с Причастием, и меру участия принимающего исповедь в духовной жизни кающегося, и естественное отделение подробной сердечной исповеди, бывающей у многих людей лишь несколько раз в жизни, от регулярной исповеди, обычно ограничивающейся перечислением грехов, и отсутствие общей практики применения епитимьи, соотнесенной с современной жизнью Церкви в мире. Также были затронуты и многие насущные вопросы таинства Покаяния - возможность в современной жизни так называемой «общей исповеди», практика которой, по мысли протоиерея Владимира Воробьева, в настоящее время ничем не оправдана. Протоиерей Максим Козлов озвучил несколько актуальных вопросов - соотнесенность исповедания у духовно опытного монаха или откровения помыслов настоятельнице монастыря с исповедью у пресвитера; необходимость исповедания «повседневных» грехов по сравнению с исповедью смертных грехов. Священник Владимир Шмалий поднял вопрос о необходимости более четкого определения понятия «смертного греха». Протоиерей Владислав Цыпин в своем сообщении подчеркнул, что необходимо помнить об исторической составляющей формирования тех или иных канонов, особенно при рассмотрении такого важного аспекта таинства, как епитимья. Духовник московского духовенства протоиерей Георгий Бреев отметил важность наличия проповеди в таинстве Покаяния, поскольку в момент исповеди человек наиболее восприимчив к пастырскому увещеванию. Далее участники семинара продолжили обсуждение поставленных вопросов. После перерыва основной доклад семинара на тему «Церковно-практические аспекты таинства Покаяния» сделал протоиерей Максим Козлов. В своем выступлении настоятель университетского храма сделал акцент на формулировании вопросов современной практики исповеди. Первая проблема, прозвучавшая в докладе отца Максима, может быть сформулирована следующим образом: может ли сохраняться идущая от синодальной эпохи традиция редкого причащения и, соответственно, редкой исповеди, при которой человек говел неделю, присутствовал на большом количестве богослужений, учитывая современную ситуацию более частого причащения мирян. Приведя в пример современное положение исповеди в Католической церкви, где после II Ватиканского собора исповедь была разнесена по времени с причастием, а теперь часто и вовсе не существует, отец Максим призвал удерживать и сохранять каноническую норму. Также докладчик говорил об «общей исповеди», отмечая важность ее назидательной, проповеднической составляющей. Важнейшим аспектом рассматриваемой проблемы является и частая исповедь, когда человек фактически только описывает свое духовное состояние, перечисляет свои основные грехи. Поскольку в сознании людей исповедь связана с чувством глубокого раскаяния в своих грехах, перед человеком возникает трудноразрешимая проблема отсутствия должного настроя при частой исповеди. При этом также важно определить, есть ли необходимость столь подробной исповеди, в которой кающийся вдается в определенные деликатные подробности греха. Также нуждающимся в общецерковном решении является вопрос детской исповеди. Учитывая проблему более позднего морально-психического взросления детей в настоящее время, по признанию многих священников дети не готовы к сознательной исповеди к 7 годам. Более того, дети быстро привыкают говорить именно то, что ожидает от них священник, привыкая тем самым к исповеди как необходимой, но пустой формальности. Кроме того, участники семинара обсудили такие вопросы, как необходимость составления общецерковного вопросника для исповеди, исповедь во время богослужения (особенно Литургии). Всестороннему обсуждению подвергся вопрос о необходимости разработки новых епитимийных правил. Также обсуждались вопросы соотнесения таинства Покаяния и таинства Крещения. В Государственной Третьяковской галерее состоялась презентация альбома икон сестры Иоанны (Юлии Николаевны Рейтлингер) 25 марта в Государственной Третьяковской галерее состоялась презентация альбома, посвященного творчеству выдающегося художника-иконописца ХХ столетия, духовной дочери прот. Сергия Булгакова, а затем - прот. Александра Меня, Юлии Николаевны Рейтлингер, в постриге - сестры Иоанны (1898 - 1988). Альбом, вышедший в прошлом году в издательстве «Русский Путь», уже был представлен в Москве в библиотеке-фонде «Русское Зарубежье», в Санкт-Петербурге в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме и в областной библиотеке Твери. Везде драматический жизненный путь с. Иоанны и ее работы, вернувшие иконопись средствами живописи ХХ века от стилизации под древность и малодуховного подражания религиозной живописи Запада к живому продолжению византийско-русской иконописной традиции, вызывали огромный интерес самых разных людей. Не стала исключением и встреча в конференц-зале Третьяковской галереи. Многочисленные члены Клуба любителей древнерусской живописи (руководитель - ст. научный сотр. галереи И.Н. Флёрова), собравшиеся на свое последнее в этом сезоне заседание, услышали выступление составителя альбома историка Б.Б. Поповой и преподавателя церковной археологии и христианской эстетики Свято-Филаретовского православно-христианского института, магистра богословия, канд. пед. н. А.М. Копировского. Рассказ сопровождался показом икон и фресок с. Иоанны, в т.ч. не вошедших в альбом. Как писал в 1946 г. лучший художественный критик эмиграции, историк искусства и философ Владимир Вейдле: «Во всех ее созданиях наличествуют оба условия, вне которых религиозное искусство одинаково невозможно: подлинное художественное творчество во всей его свободе и подлинная религиозная жизнь». Поэтому глубоко духовное, наполненное удивительной внутренней энергией, особенно в росписях храмов, иногда - угловатое и наивное, наследие сестры Иоанны (Рейтлингер), считавшей своим послушанием свободное творчество, продолжает завоевывать все новых и новых зрителей. В Твери состоялась презентация тетрадей-дневников Евфросинии Антоновны Керсновской «Сколько стоит человек?» Эти слова были вынесены эпиграфом к презентации тетрадей-дневников Евфросинии Антоновны Керсновской (1908-1994), которую подготовили и провели Спасское и Боголюбское православные братства при поддержке Тверского филиала РГГУ, областной научной библиотеки им. А.М. Горького и фонда Е.А. Керсновской. В этом году исполняется сто лет со дня рождения Евфросинии Антоновны. Этой дате было приурочено издание отдельной книгой её дневников. Это событие собрало в небольшом зале библиотеки более ста жителей города. Ведущий встречи директор филиала РГГУ в Твери, канд. истор. н., доцент Владимир Ильич Лавренов во вступительном слове отметил, что дневники Е.А. Керсновской - «своеобразная энциклопедия ада», уникальное свидетельство о возможности человека сопротивляться гнету тоталитарного режима. Своими воспоминаниями о Евфросинии Антоновне поделились глава фонда Е.А. Керсновской Игорь Моисеевич Чапковский и заместитель директора ВГТРК-Тверь Александр Васильевич Лепёхин. Редактор издания дневниковых тетрадей Галина Васильевна Отмашкина рассказала о том, как создавалась эта книга. Дневники Евфросинии Антоновны - это не мемуары. Это, как она сама говорила, наскальная живопись. Тетради с рисунками, начертанными неопытной рукой, помогают понять быт и жизнь самых страшных лет нашей истории. В ее дневниках почти нет теоретических рассуждений на темы добра, любви, милосердия и терпимости. В них есть просто жизнь, но такая, где все постулаты проверяются реальными поступками и поведением героев, их каждодневным бытом, их отношением к работе и друг ко другу. «Время бежит, и современников тех событий почти не осталось. Большинство людей всегда придерживается инстинкта самосохранения или, как это зовется, «житейской мудрости». Это заставляет их сначала молчать, а затем поддакивать. В конце концов, это заставляет поверить всей той лжи, которая, как пыль, садится тонким слоем на картину прошлого. И когда невозможно уже ничего разглядеть - ее подменяют тем, что выгодно выдавать за правду. Кто потом осмелится опровергать официальную версию? Свидетели умирают. С ними умирает правда». Керсновская обладала высшей степенью свободы, когда и в тюрьме человек не чувствует себя рабом. Страх перед смертью для нее был неизмеримо ниже, чем боязнь потерять внутреннюю свободу. Её жизнь - свидетельство того, что человек может жить честно, устоять против преступной машины тоталитарного государства, не идя на компромиссы с совестью: «Вся жизнь - это цепь «соблазнов». Уступи один раз - прощай навсегда душевное равновесие! И будешь жалок, как раздавленный червяк. Нет! Такой судьбы мне не надо, я человек». Так «сколько стоит человек?» Е. Керсновская отвечает на это: «Человек стоит столько, сколько стоит его слово». Игорь Корпусов, Боголюбское малое православное братство, г. Тверь. Наталия Игнатович, Информационная служба Свято-Филаретовского института КИФА №5 (63) апрель 2007 года |