В Нижнем Новгороде прошел выездной семинар Синодальной богословской комиссии 27 февраля в Нижнем Новгороде, в здании Нижегородской Духовной Семинарии, прошел выездной семинар Синодальной богословской комиссии «Богословские и церковно-практические аспекты таинств Крещения и Миропомазания». Семинар был задуман как один из этапов подготовки к международной богословской конференции по православной сакраментологии, которая пройдет в Москве в ноябре 2007 г. В ближайшее время аналогичные семинары, посвященные другим таинствам, пройдут на базе духовных школ в Москве, Санкт-Петербурге, Минске и Тобольске. Возглавил работу семинара Патриарший Экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Семинар состоял из четырех сессий: первая была посвящена библейско-патрологическому обоснованию таинств Крещения и Миропомазания, вторая - богословско-догматическим аспектам таинств, третья - подготовке к таинству Крещения, четвертая - церковно-практическим аспектам таинств Крещения и Миропомазания. С докладами выступили преподаватели Нижегородской, Казанской, Саратовской и Самарской духовных семинарий. Примечательно, что Казанский, Саратовский и Самарский архиереи проигнорировали приглашение Синодальной богословской комиссии и не приехали в Нижний Новгород. Докладчики, выступавшие на первых двух сессиях, затронули такие темы, как «Возрождение природы человека в таинстве Святого Крещения» (прот. Владимир Пархоменко, Саратовская Духовная Семинария), «Сотериологическое значение таинства Святого Крещения» (свящ. Владимир Шарапов), «Таинство Крещения в контексте юридического и святоотеческого осмысления» (иеромонах Варфоломей, Саратовская Духовная Семинария), «Десятый член в общем контексте Символа веры и его связь с девятым членом» (прот. Игорь Цветков, Казанская Духовная Семинария). Основной темой дискуссии стала проблема чересчур поспешного отождествления западного богословия с римским юридизмом, а восточного - с мистицизмом. Свящ. Владимир Шмалий подчеркнул, что уже давно пора уходить от исторически обусловленного противопоставления западного юридизма и восточного мистицизма, ибо этот стереотип сегодня зачастую используется в Православии как аргумент против логически ясного и понятийно выверенного мышления. Все три докладчика от Нижегородской Духовной Семинарии, выступавшие на третьей сессии, говорили о важности и необходимости возрождения института предкрещальной катехизации. А.А. Пешков в своем докладе «Значение практики оглашения: история и современность» обратил особое внимание на экклесиологическое измерение катехизации, которая должна стать делом всей общины. Д.В. Семикопов, выступавший с докладом «Подготовка к Крещению в истории Церкви», сосредоточил внимание на причинах постепенного упадка и исчезновения катехизации в V-VI вв., четкое осознание которых является одним из условий возрождения катехизации в современных условиях. Свящ. Максим Антоненко в докладе «Проблема предкрещальной катехизации» также затронул вопрос о причинах упадка и практически полного отсутствия катехизации в современной Русской Церкви. По мнению докладчика, возродить полноценную катехизацию невозможно, если таинству Крещения не будет вновь возвращено центральное место в литургической жизни церковно-приходских общин. Один из способов достижения этой цели докладчик видит в реанимации крещальной Литургии. Проблемы и вопросы, поднятые преподавателями Нижегородской Духовной Семинарии, стали темой оживленной дискуссии на четвертой сессии семинара. Свящ. Владимир Шмалий высказал убеждение, что в деле возрождения катехизации необходимо использовать «тактику мелких шагов». По мнению о. Владимира, священноначалие РПЦ уже сделало все необходимое для того, чтобы катехизация заняла подобающее ей место в приходской жизни, так что теперь ответственность за возрождение катехизации лежит на приходских священниках, которых, впрочем, еще следует обучить катехизации. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) в свою очередь особо подчеркнул важность совершения таинства Крещения самим епископом. Катехизация должна увенчиваться крещальным торжеством, чтобы Крещение вновь стало праздником всей Церкви. Владыка Георгий высказал желание ввести в ближайшее время в храмах Нижнего Новгорода обязательную предкрещальную катехизацию, а также совершать крещальную Литургию. Предметом дискуссии стал также вопрос о содержании катехизации перед Крещением. По мнению большинства участников семинара, основное внимание должно быть уделено Символу веры и христианской этике. Прозвучавший в ходе дискуссии вопрос о продолжительности катехизации обнаружил отсутствие какого-либо единства мнений среди участников семинара. Официально итоги нижегородского семинара будут представлены архиепископом Георгием (Даниловым) на ноябрьской конференции в Москве. Свящ. Максим АНТОНЕНКО В Воронеже прошел вечер «Память и беспамятство в церкви и обществе: мученики 20-го века» 3 марта в конференц-зале воронежского Дома актера прошел вечер «Память и беспамятство в церкви и обществе: мученики XX века», инициатором которого стало воронежское православное братство во имя свт. Тихона Задонского. На вечере присутствовало около 100 человек: преподаватели и студенты Воронежского государственного университета и других вузов, члены братства и их гости. Вопрос памяти о прошлом, по мнению ведущих и организаторов вечера, - это не просто вопрос сохранения информации, не просто историческая хроника. Память о прошлом, его серьезное осмысление неразрывно связано с нашей настоящей и будущей жизнью, с личной и совместной сознательной внутренней ответственностью за все происходящее сегодня и в обществе, и в церкви. Именно поэтому церкви необходимо осмысление опыта новомучеников, так как их наследие еще не воспринято нами в полноте. Это опыт церкви гонимой, в полноте разделившей мучения и смерть с миллионами невинно погибших людей, но это и опыт преодоления страха, духовного противостояния злу, опыт сохранения человеческого достоинства, опыт духовной победы над смертью, свидетельства о котором так не хватает в нашем обществе. В проведении вечера принимали участие преподаватель московского Российского государственного гуманитарного университета Анна Ильинична Шмаина-Великанова, автор множества работ, посвященных трагической истории XX века и опыту жизни церкви в эпоху тоталитарных режимов, а также доцент Воронежской государственной академии искусств, бакалавр богословия Сергей Николаевич Корденко. Был показан небольшой отрывок из фильма об отце Анны Ильиничны, протоиерее Илье Шмаине, замечательном московском пастыре, богослове и философе, претерпевшем гонения в годы советского режима. Отец Илья был одним из учеников выдающегося проповедника и богослова митрополита Антония Сурожского, духовной дочерью и другом которого долгие годы была и Анна Ильинична. Выступление студентки Свято-Филаретовского православно-христианского института Екатерины Степановой было посвящено свящ. Анатолию Жураковскому и его общине, жившим в первой половине ХХ века в Киеве. Уже в 20 лет А.Е. Жураковский проявил себя как необыкновенно одаренный богослов, ревнующий о возрождении церкви, написав работу «Литургический канон теперь и прежде». Автору дано было проникнуть в самую суть духа и смысла Евхаристии и ее сердцевины - евхаристического канона, анафоры. Его размышления о литургии - это размышления о сущности Церкви и христианской жизни. Треть своей короткой, но яркой жизни он провел в тюрьмах и ссылках, не оставляя по возможности пастырских забот и связи со своей общиной. Отец Анатолий погиб за веру Христову в лагере в 1939 году. Среди пришедших на вечер гостей был Вячеслав Ильич Битюцкий, возглавляющий общество «Мемориал» в Воронеже. Он рассказал о сщмч. митрополите Петре (Полянском), родившемся в Воронеже, окончившем здешнюю семинарию и служившем в Воронеже в трагические годы советского режима. Большая часть встречи прошла в форме диалога с залом. Было множество вопросов, касающихся острых проблем современной жизни церкви, в частности, вопроса об отношениях церкви и государства и об искажениях этих отношений в истории. Одним из горьких выводов стали слова о том, что нынешнее беспамятство - это результат фальсификации покаяния в обществе, которое осталось лишь в общих словах политических и церковных деятелей, в призывах средств массовой информации, но не стало реальным событием в жизни народа. Прозвучали слова о том, что покаяние может начинаться только с себя, со взятия на себя личной ответственности. В заключение прозвучали слова о том, что особенно важно обратиться к опыту и памяти новомучеников, не просто формально запоминая их имена, но узнавая их лично, глубоко входя в пережитый ими опыт. Мы должны обладать подлинной памятью, благодарением, вдохновением как ответом на подаренную святую возможность жизни. Информационная служба СФИ Российское правительство начинает масштабную реституцию имущества РПЦ Правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Дмитрия Медведева утвердила концепцию передачи в собственность Русской православной церкви (РПЦ) имущества религиозного назначения, поручив Минэкономразвития подготовить соответствующий законопроект к апрелю. Разработчики проекта из МЭРТа не скрывают, что, получив имущество в собственность, церковь получит «широкие коммерческие возможности». Ограничивать их должны лишь подготовленные МЭРТом поправки в закон «О свободе совести», которые обяжут церковь в своей предпринимательской деятельности следовать исключительно религиозным целям, пишет газета «Коммерсант». В распоряжении газеты оказалась концепция передачи церкви имущества религиозного назначения. Церкви предлагается передать в собственность имущество, находящееся сейчас в ее безвозмездном бессрочном пользовании. Речь идет не только о культовых зданиях и сооружениях с относящимися к ним земельными участками, но и о внутреннем убранстве церквей, включая предметы, необходимые для совершения богослужения. В настоящее время в России действуют 208 мужских и 235 женских православных монастырей, 12 665 православных приходов и 4696 воскресных школ. Площадь церковных сооружений варьируется от 5 до 50 тысяч квадратных метров, земельных участков - от 0,3 до 10 га (цена 1 га земли в Москве составляет 6-7 млн. долларов). По данным правительственной комиссии по делам религиозных организаций Церковь не проводила системную инвентаризацию своего имущества. Его оценкой только предстоит заняться Росимуществу. Для получения имущества в собственность религиозная организация обязана будет подать в Росимущество заявку и пакет документов, утверждаемый правительством (среди них, к примеру, кадастровый план земель и экспертиза историко-культурной ценности объектов движимого и недвижимого имущества). В случае, если Церковь захочет приобрести «непрофильные» объекты, например, пекарню или церковно-приходскую школу, ей придется обосновать, что они «по территориальному, архитектурному и функциональному признакам неразрывно связаны с объектами религиозного назначения». Экспертизу объектов Росимущество будет проводить совместно с Роскультурой и Росохранкультурой. По планам разработчиков проекта, в собственность церкви не смогут поступить особо ценные объекты - например, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО - например, храм Василия Блаженного или храмовый ансамбль Московского Кремля. Всего таких объектов около 20. Ранее в публикациях некоторых СМИ сообщалось о том, что РПЦ взялась за строительство элитной недвижимости: жилых домов и офисных комплексов. До революции 1917 года Православная церковь была крупнейшим экономическим субъектом Российской империи. Новая демократическая Россия начала возвращение Церкви собственности, незаконно экспроприированной у нее большевистской властью. Собственность значительная, и распорядиться ею надо во благо современной церковной экономики, а также экономики всей страны. Главный ресурс Церкви, разумеется, земля, доставшаяся РПЦ бесплатно. «Представьте себе, насколько сегодня уже стало трудно - даже за деньги - найти в центре Москвы земельный участок под строительство офисов или элитного жилья, - сказал собеседник газеты «Время новостей». - Таких свободных участков ни у кого уже нет. А у Церкви такие участки есть. И в этом шанс для наших перспективных проектов». В настоящее время «в разработке» находится более ста адресов по всей Москве. Программа восстановления патриарших подворий в столице предусматривает под церковным патронатом и частично на базе объектов недвижимости РПЦ строительство коммерческих объектов - офисных, торговых и жилых комплексов. Публикуется по материалам сайта «Время новостей» КИФА №4(62) март 2007 года |