gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
11.09.2020 г.

Разве мы, погружённые в наши житейские дела, можем увидеть Свет, который озарил апостолов на горе Фавор?

Свет Преображения в русской богословской мысли

Image
Преподобный Серафим Саровский. XIX век. Живописный портрет кисти неизвестного художника. Вероятно, является копией прижизненного портрета. Хранится в Церковноархеологическом кабинете Московской духовной академии

Это было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила – довольно густая снежная крупа, когда батюшка отец Серафим начал беседу со мной на ближней пажнинке сенокосной своей, возле его ближней пустыньки против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам её...

– ...Благодать Духа Святого, даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, всё-таки светится в сердце искони бывшим Божественным светом бесценных заслуг Христовых. Этот свет Христов при нераскаянии грешника глаголет ко Отцу: «Авва Отче! Не до конца прогневайся на нераскаянность эту!» А потом, при обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает и следы содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетления, сотканной из благодати Духа Святого, о стяжании которой, как

о цели жизни христианской, я и говорю столько времени вашему Боголюбию...

– Каким же образом, – спросил я батюшку отца Серафима, – узнать мне, что нахожусь в благодати Духа Святого?

...Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

– Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?

Я отвечал:

– Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..

Отец Серафим сказал:

– Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как я. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.

И приклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне:

– Благодарите же Господа Бога за незреченную к вам милость Его. Вы видели, что я только в сердце моём мысленно Господу Богу и внутри себя сказал: «Господи! Удостой его и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостоиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!» И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима... Как же не благодарить Его за этот неизреченный дар нам обоим! Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь милость Свою. Это благодать Божия благоволила утешить сокрушённое сердце ваше, как мать чадолюбивая, по предстательству Самой Матери Божией...

Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь. Господь с нами!

Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня ещё больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца...

...И во всё время беседы этой с того самого времени, как лицо отца Серафима просветилось, видение это не переставало... Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам, своими глазами, что готов подтвердить и присягою.

Из беседы преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни1

* * *

Image

Но что же новое, никогда не бывшее в мире, открылось при этом на горе Фаворской? Что увидела эта гора, и воздух, и небо и земля, и вселенная, и изумевающие ученики Христовы? Что был этот свет, осиявший апостолов?

Это было явное действие Духа Святого, почивающего на Христе и в Нём преображающего тварь. Это было предварительное явление «нового неба и новой земли», преображённого, осиянного красотою мира. Это было, подобно Богоявлению, откровение всей Св. Троицы – Отца, ниспославшого Духа Своего на Возлюбленного Сына, а в Нём и на всю тварь, с которой соединился Христос приятием человеческого естества. Это было явление того, чего наступление связано лишь с Воскресением Христовым и грядущим всеобщим воскресением. Царство Божие пророчествуется не словом только, но и самым делом. Свет Фаворский был подлинным божественным светом, а не зрительным лишь восприятием апостолов, по существу же как бы призрачным. Это был тот же самый свет осенения твари Духом Святым, который видели и являли избранники Божии, мужи духоносные, некие святогорцы, св. Симеон Новый Богослов и преп. Серафим Саровский в наши дни. От Фаворского света Преображения возжигали и они свои свещи. Церковь посвятила изъяснению этой истины особое внимание, её предварительное догматическое раскрытие дано было в определении, связанном с так называкмыми паламитскими спорами в Константинопольской церкви XIV века. Косвенно этот догмат о Фаворском свете, как подлинном явлении Божества, есть и догматическое свидетельство о силе Преображения Господня, явившего человекам «свет присносущный» Божества (тропарь Преображения). Это догматическое определение содержит в себе не только ту частную мысль, что в Преображении Господнем ученики зрели подлинное сияние Божества, но и ещё более общую истину, именно, что свет Преображения уже проник в мир и в нём пребывает. Совершилось предварение мирового преображения, по силе Христова вочеловечения и Пятидесятницы Духа Святого.

Догмат о Фаворском свете, как подлинном явлении Божества, содержит в – cебе не только ту частную мысль, что в Преображении Господнем ученики зрели подлинное сияние Божества, но и ещё более общую истину, именно, что свет Преображения уже проник в мир и в нём пребывает.

Дух Святой действует ныне в мире благодатью, которая находится во всей жизни Церкви, в таинственных её дарах. Но Он присутствует в мире и Славою, которая до конца этого века пребывает сокровенна, однако по воле Божией являет себя и ныне избранникам Божиим, как явлен был свет Преображения троим избранным для сего Христом от среды апостолов, – Петру, Иакову и Иоанну. Дух Св. сошёл в мир, и прославление мира уже совершилось, хотя ещё и не явлено. Однако в свете Фаворском, как молния, сверкает для избранных этот подлинный грядущий образ мира. Мир предстаёт в своём преображении.

Но что же означает это преображение? Некую ли перемену образа с отменой прежнего, или же его подлинное раскрытие в славе, в покоряющем, ибо убеждающем, явлении Красоты? «Добро зде быти», – «добро зело». Но именно так и сотворён мир смотрением Божиим, хотя доныне ещё не явлен человеческому созерцанию. Однако на Фаворе он уже явлен. И это созерцание нетленной, первообразной Красоты есть радостей радость, «Радость совершенная». Вот почему этот праздник есть особый день предчувствия радости, праздник Красоты. Красота ещё не царствует в этом мире, хотя и воцарилась в нём чрез Боговоплощение и Пятидесятницу. Она проходит за Христом путь своего пропятия, красота распинается в мире. Она есть красота крестная, в отношении к которой и говорится об «исходе» на страсть. Но она есть красота. И праздник этой крестной Красоты торжествуем мы в день Преображения Господня.

Из проповеди протоиерея Сергия Булгакова в день Преображения2

* * *

Духовное делание заключается не только в покаянии и очищении от страстей, ибо Спаситель пришёл не только «падшего праотца восставити образ», но для того, чтобы нас возвести к Богу через уподобление: «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен».
И мы, христиане, должны помнить, что покаяние и очищение – начало нашей работы, а есть ещё другое настоящее делание, которое было у первого Адама. Ибо он, ещё не согрешив, находясь в состоянии бесстрастия, должен был восходить «еже по подобию»...

Когда в XIII и XIV веках стали забывать истинное духовное делание и перестали понимать путь восхождения и стали восставать против правильного его понимания – тогда выступили те истинные Христовы делатели, среди которых был и Григорий Палама.

Это он говорил, что через очищение сердца, через хранение ума и постоянную молитву Иисусову можно дойти до такого состояния, что ещё здесь на земле мы воскреснем и ещё здесь увидим Бога, не как Сущность, но как Энергию, как Его действие, как Свет, Который видел Адам и Который озарил апостолов на горе Фаворе, чтобы они знали, куда идут и что получат.

Вы наверное знаете, что спор Григория Паламы с его противниками заключался в том, что те отрицали несозданность Фаворского света, говоря, что это есть свет естественный, созданный, или мечта и видение.

Григорий Палама говорил, что это есть истинный несозданный Свет, проявление Бога, Которого мы, не воспринимая в сущности, можем воспринять как Деятельность, Энергию.

Наше сегодняшнее прославление Григория Паламы указывает нам путь, по которому мы не идём, но можем идти. В эти дни покаяния вспомним о том, что мы потеряли и чего можем достичь на земле...

Разве мы безмолвники и пустынники, разве мы, погружённые в наши житейские дела, можем иметь то делание, о котором учат подвижники? Не есть ли это слова, которые для них, может быть, и содержат правду, но для нашей жизни не имеют никакого значения?
Вспомним, что такое безмолвие по учению Св. Отцов.

«Безмолвие – есть непрерывная служба Богу и предстояние пред Ним» (Сл. 27, 60), – говорит Иоанн Лествичник. «Если, – говорит один Св. Отец, – ты не почувствуешь, что есть Бог и ты, – ты не приобретёшь истинного духовного делания».

Где бы ты ни находился, и в какой бы суете ты ни жил, ты можешь начать службу Богу, ты можешь быть исихастом, ибо Иоанн Лествичник говорит, что можно ещё при жизни непрестанно предстоять Богу.

Какую бы работу ты ни делал, на службе или дома, постоянно помни, что ты Божий, что ты исполняешь свою работу не для отца или матери, или того или иного человека, а для Бога, ибо Он заповедал тебе «в поте лица снести хлеб свой». Если ты будешь делать так, то ты не далёк от подлинного делания безмолвника.

Из проповеди священномученика Сергия Мечева 3

------------------------

1 Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника / [Ред. М. Д. Молотников]. Изд. 3-е, испр. и доп. Клин : Христианская жизнь, 2011. С. 460–502.

2 Булгаков Сергий, прот. Радость церковная: Слова и поучения. Париж, 1938. С. 84-85.

3 Мечёв Сергий, священномученик. Творения. С. 126–129. 

 

Кифа № 7-8 (263-264) июль-август 2020 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!