gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
28.08.2020 г.

Иллюзия образования

Подробности процесса «ликвидации безграмотности» в СССР

Занятия в школе ликвидации безграмотности на заводе «Ревтруд». 1923 г. г. Тамбов.

В современной России часто можно встретить представление о том, что именно советская власть в начале своего существования добилась значительных результатов в сфере образования. Этот перелом часто связывается с кампанией по «ликвидации безграмотности». Прошедший 2019 год ознаменовался почти незаметным столетним юбилеем события, положившего начало этому процессу.

С 27 декабря 1919 года в стране началась кампания по борьбе с неграмотностью среди населения РСФСР. Цель этой кампании ясно прослеживается с первых же строк декрета, начинающегося словами «в целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет Народных Комиссаров постановил...»1. Для советского правительства и Ленина в частности грамотность являлась средством включения широких масс в политическую агитацию: «Безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика».2

Чтобы соотнести содержание понятия «грамотность» в его современном понимании с тем, как его понимали в 1920-1930-е годы, следует пояснить некоторые моменты. Мы сейчас воспринимаем грамотность не только как владение письмом, чтением, но и как умение употреблять эти знания, использовать их, решать целый ряд поставленных задач; это определённый уровень развития самосознания и критического мышления. В те времена грамотным человеком считался человек, овладевший просто азбучной грамотностью. Это считалось уже достаточно высоким уровнем, что подтверждается инструктивными письмами и сборниками: «Задача обучения неграмотного сводится к тому, чтобы научить его пользоваться книгой и газетой и применять полученные знания в обыденной жизни»3.

Для реализации поставленных задач советская власть стала выпускать буквари для взрослых. На основе материалов, представленных в букварях, можно увидеть одну из главных целей ликбеза – формирование человека с новым идеологическим сознанием. Материалом для обучения чтению служили лозунги типа: «Мы все равны», «Советы – это мы», «Мы несём миру свободу», «Заводы наши» и др. На основе изучения этих и подобных лозунгов у учеников формировалось представление о том, что они всем хорошим обязаны новой власти. Кроме того, «лозунговость» таила в себе ещё одну опасность: «Реальное многообразие мира сведено к крайностям: белый – чёрный, хороший – плохой, друг – враг. Общество кажется понятной, легко объясняемой и подвергающейся любым изменениям системой. Здесь нет места осознанию индивидуальности – и собственной, и другого я, отношений между людьми. Иллюзия простоты создаёт иллюзию всемогущества. Стоит только захотеть и отдать правильный приказ. Люди верили, что путь к счастью короток»4.

С 1919 года начинают издаваться буквари для взрослых. Они очень разнообразны как по своему назначению (для рабочих, для крестьян), так и по своему содержанию. Основная задача этих букварей – научить читать. Сроки были очень короткие, и обучать так, как было принято по традиционной методике, начиная со звуков и букв, не представлялось возможным. Поэтому она была признана неправильной и нереволюционной, вместо неё стала использоваться так называемая «американская методика». В качестве примера её применения приведём работу над одной из страниц букваря.

Первое, что делал ликвидатор5, – читал фразу: «Мы не рабы». А дальше велась беседа: «А что стоит за этой фразой?», носившая идеологический характер. Дальше эта фраза повторялась несколько раз, преподаватель прочитывал отдельно слова, которые повторялись учащимися. Затем педагог называл отдельное слово, и учащийся должен был его показать. То есть речь шла просто об узнавании. Учащийся должен был узнать определённые слова, т. е. работала фотографическая память. О понимании и анализе прочитанного речи не шло. Затем те слова, которые были запомнены, делились на слоги, которые читались, переставлялись, повторялись – «ра-бы – ба-ры», «раба – ба-ба». Из запомненных слогов составлялось предложение «Баба не раба». Считалось, что цель достигнута, если ученик мог прочитать лозунг, переставив слова. Например, «мы не рабы – не рабы мы». Таким образом, можно сказать, что работа шла на основе фотографической памяти, т. е. на запоминании некоторой идеологемы, которая воспринималась, запоминалась и использовалась.

Интересно рассматривать и анализировать тексты, представленные в разных букварях. Авторы, составляя учебники, старались отразить реальность, познакомить учеников с некоторыми новыми фактами и событиями. Однако главной являлась идеологическая составляющая. Получались достаточно оригинальные тексты. Пожалуй, самый известный – из букваря Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской.

Приведём полную цитату: «Мы не рабы. Рабы не мы. Мы не рабы, мы не бары. Мы не бары. Бары не мы. Не бары мы. Мы не бары, мы не рабы». Или другой вариант: «Ты не сыта. Но ты не раба. Ты не раба, ты рада. Ты рада советам, а бары не рады. Мы не сыты, но мы не рабы»6.

Во многих текстах личное обращение на «ты» скоро заменяется коллективным «мы». Часто в единое целое собираются разнородные предложения: «Караул. Кулак. Аллах. Саксаул. Оса сосала сок. Муха сосала сахар. Сахару мало. У Маркса ум. Комар кусал руку. Амур – река. У села рос саксаул. Мама мела сор. Маркс умер»7.

Проблема была не только в самих текстах, но и в скорости и поверхностности обучения. За два-три месяца выучиться читать такие тексты, хотя и со знакомыми словами, было очень сложно. Поэтому даже в книгах-инструкциях для ликвидаторов порой встречаются указания на то, что нормально, если люди к вам попадают не в первый раз. В некотором смысле, повторность обучения была уже предусмотрена методикой.

Следует отметить, что существовали буквари, основанные на традиционной методике, по которой работали ещё Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров и др. Например, был букварь Всеволода Флёрова, который использовался ещё до революции. Обучение по нему шло от звука к букве, от буквы к слогу и так далее. Этот букварь в 1920-е годы не принимался, его очень сильно критиковали, а уже в 1930-е он используется, и используется очень активно.

Обучение грамоте в упрощённой форме скорее создавало иллюзию образования, нежели давало качественный результат. Люди, получившие подобное образование, часто были полуграмотными и достаточно уязвимыми для разного рода политической пропаганды. Это также приводило к «упрощению культуры», к устойчивому слиянию в нашей стране образования, идеологических и политических задач.

Букварь для взрослых
Такая страница обычно прорабатывалась «ликвидаторами» по «американской методике»

Букварь
Букварь Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской

Пропись
Идеологическая составляющая появлялась уже на уровне прописей

Юлия Корпусова.

Иллюстрации предоставлены автором

-------------------------

1 Декрет Совета Народных Комиссаров : О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР № 592 // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. М., 1943. С. 845-846.

2 Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов : Доклад на II Всероссийском съезде политпросветов // Он же. Полн. собр. соч : В 55 т. Т. 44. М.: Политиздат, 1970. С. 174.

3 Веллер Л., Леший Н. (ред.) О работе общества «Долой неграмотность!» в деревне: инструктивный сборник. Новониколаевск: Новониколаевское общество «Долой неграмотность!», 1925. С. 18.

4 Козлова Н.Н. Упрощение – знак эпохи! // Социологические исследования. 1990. № 7. С. 16.

5 Ликвидаторами называли тех, кто занимался обучением неграмотных взрослых. Это могли быть как педагоги, так и просто грамотные люди, привлекавшиеся к участию в данной кампании.

6 Элькина Д., Бугославская Н., Курская А. Букварь для взрослых. Краснодар, 1921. С. 20.

7 Ключ к знанию : Букварь для взрослых / сост. С.А. Черновский. Оренбург: Киргосиздат, 1922 (издан Киргизской центральной чрезвычайной комиссией по ликвидации неграмотности).

Кифа № 6 (262), июнь 2020 года

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!