Братский помянник 2 августа погиб протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский (1887-1930). До тридцати лет Иван Георгиевич Стеблин-Каменский продолжал семейную традицию и, как дед и отец, служил морским офицером, был награждён орденами во время Первой мировой войны. Вернувшись в Петроград, работал помощником директора маяков Балтийского флота и алтарничал в Троицком храме на Стремянной улице. В 33 года стал целибатным дьяконом в том же храме, а в 36 лет – его настоятелем. Проходил по уголовному «делу православных братств» в 1924 году. Обвинялся в совместном чтении библейских текстов на квартирах. За это получил лагерный срок, который отбывал на Соловках. После трёх лет лагеря был отправлен в воронежскую ссылку. Был активным деятелем иосифлянского движения. Расстрелян в 1930 году. Канонизирован в 2000 году. 3 августа отошёл ко Господу Александр Исаевич Солженицын (1918-2008). Солженицын – русский писатель, глубоко осмысливший то, что произошло с нашей страной в ХХ веке. Он считал, что России необходимо покаяние – прежде всего за то «чтó мы тут, внутри страны, наделали сами над собою». Даже в самые тяжёлые годы он не терял надежды на то, что русский народ именно на этом пути (к которому есть у него «природная наклонность») сможет возродиться. Именно точная и трезвая оценка трагического советского прошлого делает Солженицына сегодня фигурой, вызывающей споры: не все готовы услышать его пророческое слово. Мало кто сегодня готов и к чтению таких больших исторических полотен, как многотомное «Красное Колесо». Может быть, поэтому поэт Юрий Кублановский рекомендует знакомиться с творчеством писателя, начиная с «Крохоток» и небольших рассказов. 4 августа завершил свой земной путь митрополит Сурожский Антоний (Блум) (1914-2003). Известный на весь мир православный миссионер в юности активно участвовал в жизни Русского студенческого христианского движения. Окончил Сорбонну, был врачом в армии и во французском Сопротивлении. После войны стал священником. Руководил Содружеством св. Албания и прп. Сергия в Великобритании. Около 50 лет был настоятелем в Успенском соборе Лондона. Был доктором богословия, читал лекции в Кембридже. Особой харизмой митрополита Антония были устные выступления: он активно участвовал в радио- и телепередачах, выступал с лекциями в разных странах. После кончины патриарха Пимена был кандидатом в патриархи, но иностранное гражданство не позволило ему участвовать в выборах. Живя за границей, митрополит Антоний с большим вниманием относился к церковной жизни в России. В 1996 году он обратился к братьям и сёстрам Преображенского братства с приветствием, назвав свою встречу с отцом Георгием Кочетковым «настоящей встречей и большой радостью», а приход храма Успения в Печатниках, прихожанами которого были члены Братства, – живым, творческим и миссионерским. Владыка пожелал братчикам крепнуть, углубляться, расти и светить для окружающих светом Христовой веры и любви. 5 августа был убит исповедник веры протоиерей Павел Адельгейм (1938-2013). Отец Павел начинал свою церковную жизнь в общении с исповедником веры Севастианом (Фоминым) и его общиной. Первые годы своей священнической жизни он провёл в Ташкентской епархии, тесно общаясь с выходцами из московской мечевской общины и из петроградского Александро-Невского братства. Он знал, что такое братская любовь и общение во Христе между верующими, будь то миряне, священники или архиереи. Он вспоминал, что мог спокойно общаться с правящим епископом как с другом, говорить с ним по-человечески за чашкой чая. А сегодня, по словам о. Павла, «разговор возможен с епархиальным кладовщиком, сторожем, с другим священником при случайной встрече. Разговор с правящим архиереем носит ритуальный характер. Опасно выходить за его пределы. Слишком неравные условия. Выскажешь своё мнение и потеряешь приход». Именно в таких условиях пришлось прожить отцу Павлу последние двадцать лет жизни, борясь за правду с собственным архиереем Евсевием (Саввиным). Подробно об этом рассказывается в сборнике «Христианский вестник» № 5, интернет-версия которого находится по адресу hv5.ru. 7 августа отошёл ко Господу священномученик протоиерей Александр Сахаров (1873-1927). Отец Александр был выпускником Санкт-Петербургской духовной академии. В Первую мировую войну служил полковым священником. В 1924 году отца Александра арестовали по «делу Спасского братства». Он отказался признавать свою виновность. Был отправлен в соловецкий лагерь, откуда уже не вернулся. Протоиерей Александр Сахаров канонизирован в 2000 году. 8 августа отошёл ко Господу митрополит Евлогий (Георгиевский) (1868-1946). Митрополит Евлогий занимал видное место среди иерархов русской эмиграции. Неслучайно в 1921 г. патриарх Тихон (Беллавин) определил его управлять всеми приходами Православной российской церкви в Западной Европе. Поддерживал открытие Свято-Сергиевского института в Париже, в течение 20 лет был его ректором. С жизнью православных братств был знаком как минимум с 1905 года, когда был епископом Холмским и Люблинским: в его епархии активно действовали приходские братства, объединённые в одно большое епархиальное Холмское Богородицкое братство. В эмиграции поддерживал Русское студенческое христианское движение (РСХД). В Западноевропейском экзархате, который возглавлял митрополит Евлогий, существовало и знаменитое Братство св. Софии, основанное отцом Сергием Булгаковым. В Братство входили многие представители русского религиозно-философского возрождения. 11 августа отошёл ко Господу протоиерей Георгий Флоровский (1893-1979). Отец Георгий Флоровский на протяжении своей жизни был связан с различными церковными и общественными объединениями: Русским религиозно-философским обществом в Праге, Русским студенческим христианским движением (РСХД), Содружеством св. Албания и прп. Сергия. Также отец Георгий входил в Братство святой Софии, основанное прот. Сергием Булгаковым. 13 августа был расстрелян священномученик митрополит Вениамин (Казанский) (1873-1922). Избранный на епархиальном съезде в 1917 году, митрополит Вениамин руководил Петроградской епархией вплоть до своего ареста в 1922 году. В это время в городе рождалось множество различных братств, сестричеств, церковных кружков и обществ. Владыка считал, что главным ответом на гонения со стороны большевистской власти должно стать единение верующих – клириков и мирян. Оказывая поддержку различным православным духовным союзам, особое внимание владыка уделял Александро-Невскому братству, которое пригласил молиться в своём митрополичьем Крестовом храме. Во многом благодаря поддержке митрополита в 1920 году в Петрограде силами приходов и братств города был открыт Богословский институт, в котором могли учиться как мужчины, так и женщины. После решительного выступления против обновленческого захвата власти в церкви митрополит был арестован и вскоре тайно расстрелян, т.к. власть опасалась сильных волнений среди народа, горячо любившего своего пастыря. В 1992 году митрополит Вениамин (Казанский) был канонизирован церковью. 13 августа отошёл ко Господу архимандрит Таврион (Батозский) (1898-1978). После многих лет в лагерях и ссылках отец Таврион сохранил дух радости о Воскресшем Христе и щедро делился ею со всеми паломниками, приезжавшими в его маленькую пустыньку под латвийской Елгавой. На своих ежедневных литургиях отец Таврион произносил горячие проповеди, призывая всех к частому причащению Святых Христовых Тайн. Будучи знаком со многими исповедниками веры и сам являясь таким исповедником, он передавал церковной молодёжи представление о церкви как о собрании людей, в котором самое ценное – братское общение во Христе. На фотографии: игумен Варсонофий с сестрами Петергофского подворья. В нижнем ряду слева направо: Нина Яковлева (игуменья Серафима), игумен Варсонофий, Анастасия Заспелова (монахиня Сергия); в верхнем ряду: Александра Литовченко, Наталья Копреева, Елена Белова, Елизавета(?).
13 августа мы поминаем двух сестёр из Александро-Невского братства – Наталью Николаевну Копрееву (1900-1986) (на фотографии) и Валентину Васильевну Уткину (1907-1996). Обе они входили в петроградское Александро-Невское братство и завершили свой земной путь в Петербурге. Наталья Николаевна входила в иноческую общину в Старом Петергофе, которой руководил игумен Варсонофий (Верёвкин). В ночь, когда была арестована вся община, Наталья находилась в Ленинграде и благодаря этому осталась на свободе. Она была хранительницей архива общины, часть которого ныне опубликована в книге Сергея Зегжды «Александро-Невское братство». Духовным отцом Валентины Васильевны Уткиной был архимандрит Варлаам (Сацердотский). Она сохранила все письма отца Варлаама, написанные им из лагеря. Работала врачом, в том числе во время Великой Отечественной войны. 24 августа отошёл ко Господу священник Александр Ельчанинов (1881-1934). Отец Александр уехал из советской России в 1921 году. Оказавшись в Париже, он стал активно участвовать в жизни РСХД, с которым был связан ещё в России. Был одним из его руководителей, проводил исповеди у участников летних лагерей Движения. Для отца Александра это духовное движение было дорого как «собрание и собирание всего живого и честного в Церкви». Он говорил о том, что вера – это не просто слова, быт и традиция, но сама жизнь. Именно это он видел в РСХД. 26 августа мирно почила монахиня Евгения (Екатерина Георгиевна Помылева) (1899-1987). Будучи прихожанкой митрополичьего Крестового храма в Александро-Невской лавре с 1917 года, Екатерина вместе со своими сёстрами Варварой и Александрой вступила в Александро-Невское братство, которое после своего образования стало проводить в этом храме братские богослужения. Пела в братском хоре. Была духовной дочерью архимандрита Варлаама (Сацердотского). В 1928 году Екатерина Георгиевна вступила в тайную иноческую общину братства, располагавшуюся на Конной улице. Вместе с сёстрами общины была арестована в феврале 1932 года. Находилась в ссылке в Чимкенте. В конце 1930-х годов, не имея возможности жить в центральных городах, поселилась в г. Сольцы Новгородского округа. Во время Великой Отечественной войны была угнана в Германию на работы. В 1945 году вернулась на родину. С 1952 года жила в Пюхтицком монастыре. 30 августа отошла ко Господу монахиня Елена (Казимирчак-Полонская) (1902-1992). Елена Ивановна приняла монашество в самые последние годы жизни. Родившись на Волыни, после 1921 года она оказалась на территории независимой Польши. Была духовной дочерью протоиерея Сергия Булгакова, входила в Русское студенческое христианское движение. Защитила две докторских диссертации – в 1934 и 1968 гг. По окончании Второй мировой войны поехала в СССР, желая проповедовать христианство. Около года провела в советской тюрьме по надуманному обвинению. О чудесном освобождении в связи с тем, что её виновность не была доказана, написала в своей автобиографической книге «О действии благодати Божией в современном мире (записки православного миссионера)». В 1970-1980-е гг. основала в Ленинграде два тайных христианских кружка. В один кружок приглашались молодые люди, а в другой – более взрослые участники. За три года до кончины, потеряв зрение, монахиня Елена преподавала в Ленинградской духовной академии авторский курс, посвящённый жизни и творчеству своего духовного отца протоиерея Сергия Булгакова. В те же годы стала основательницей православной общины Сергия Радонежского. 31 августа (19 августа по старому стилю) отошёл ко Господу епископ Михаил (Грибановский) (1856-1898). Глубокая вера епископа Михаила (Грибановского) способствовала изменению отношения к монашескому пути среди учащихся столичной Санкт-Петербургской духовной академии в XIX веке. В то время многие студенты считали, что монашество принимают лишь в интересах будущей архиерейской карьеры. Он горячо делился со всеми своим представлением о том, что у подлинно верующих христиан вся жизнь должна быть воцерковлена, то есть пронизана действием Святого Духа. |