Заброшенный памятник «метафизическому социализму» К столетию со дня кончины Евгения Николаевича Трубецкого: интервью с руководителем Образовательного фонда им. братьев С.Н. и Е.Н. Трубецких священником Георгием БелькиндомБратья Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие
Есть верующие люди, для которых жизненно важен вопрос церковной общины, преодоления индивидуализма и распада. Вы много лет занимаетесь философским наследием и историей семьи Трубецких, регулярно проводите связанные с их именем конференции. Как Вам кажется, задевает ли участников этих конференций тема общей жизни, дружеского круга, того, что мы обозначаем как «жить вместе»? Или имя Трубецких, прежде всего Евгения Николаевича, связано для них с другими интересами? Есть прежде всего профессиональный интерес историков философии к этому имени. Летом 2018 года традиционная Краковская конференция по русской философии целиком была посвящена Евгению Николаевичу Трубецкому - это был год 155-летия со дня его рождения. Собралось профессиональное сообщество, полсотни человек из дюжины стран. Я не знаю, озабочены эти люди лично темой общинножития или нет, но они изучают это наследие. Для тех же, кто профессионально не занимается философией, но обращается к памяти Трубецких, тот вопрос, который Вы назвали, жизненно важен. Прежде всего это верующие люди, для которых значим вопрос церковной общины, преодоления индивидуализма и распада, вопрос духовно насыщенной социальности - не формальной, государственно регулируемой, а настоящей, подлинной. Именно это Вы, наверное, имеете в виду, когда говорите «жить вместе». Для многих людей это важно в ценностном, мировоззренческом отношении. И философское наследие Евгения Николаевича и его старшего брата Сергея Николаевича даёт глубокое обоснование для подобных взглядов. Они православные мыслители, и для них хорошо нам известная тема (в своё время названная А.С. Хомяковым «соборностью») была очень важна. Любая энциклопедия укажет, что у Сергея Николаевича Трубецкого существовала теория соборного сознания. Иначе говоря, он вообще характеристику соборности обсуждал относительно каких-то базовых фундаментальных структур человеческого сознания. Эта же линия имеет продолжение и у Евгения Николаевича. Он поднимает это как бы ещё на одну ступеньку и говорит о безусловном сознании. То есть о том, что сознание человека существует не только в силу общности с другими человеческими сознаниями, но и вместе с Богом, вместе с Истиной. И, конечно, его философские построения, связанные с темой смысла жизни, прежде всего этот момент и охватывают. И барский дом, и стоявший рядом храм разрушены, но сохранилось здание в центре усадьбы. Оно называется «Дом собраний» Воплощались ли эти теоретические построения в их собственной жизни? На конференции Преображенского братства «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России» я уже рассказывал о том круге, который образовался вокруг этой семьи, но, кажется, не упомянул тогда один характерный эпизод. Мы с коллегой по Фонду как-то были в Бегичеве, имении Е.Н. Трубецкого под Калугой. Он купил его в начале XX века, и его семья несколько лет там жила. И барский дом, и стоявший рядом храм разрушены, но сохранилось здание, которое Евгений Николаевич построил в центре усадьбы. Оно называется «Дом собраний». Я не отыскал пока никаких свидетельств о том, что за собрания там были, участвовали ли в них крестьяне, чем именно это всё было наполнено. Но для его взглядов на человеческую жизнь, на общество это очень характерный штрих. Он считал, что соборность, собранность должна быть реализована. Этот дом был большой? Человек на 20? Мы не заходили внутрь, он стоит заколоченный. Но судя по внешним размерам, мне кажется, там могли собираться человек двести... Это большой дом. Заброшенный памятник не политическому, а «метафизическому социализму» (это термин Сергея Николаевича). То есть тому, что люди должны жить общей жизнью. Хотя сами Трубецкие, конечно, как философы, как мыслители уединялись для работы в своих кабинетах. Но упор на общественную сторону служения - это их «всеродовая черта». Есть и другая сторона соборности: Евгений Николаевич участвовал в Поместном соборе... В здании в Лиховом переулке, где проходили заседания Поместного собора 1917-1918 гг., висят доски с именами его участников, и если мы зайдём туда и дойдём до буквы «Т», мы увидим имя не только Евгения Николаевича, но и его младшего брата Григория Николаевича Трубецкого. Сохранилась фотография президиума Собора (см. фото), где по правую руку от новоизбранного патриарха третьим сидит Евгений Николаевич, товарищ председателя от мирян. Оба брата играли активнейшую роль в поддержке патриарха. В президиуме Поместного собора 1917-1918 гг. Крайний слева - князь Е.Н. Трубецкой Оба они были и участниками Ставропольского собора, проходившего на территории Белого Юга в мае 1919 года. Этот собор только начинают изучать, и у нас на конференции были достаточно интересные доклады Александра Мраморнова и Юлии Бирюковой, показывающие, что это было настоящее явление соборности. Так что мысли Трубецких о соборности - это не кабинетные построения. Можно утверждать и обратное: их идеи в какой-то степени питались их участием в практической жизни. Вот пример: последняя глава в книге «Смысл жизни» - о кризисе современной культуры, о крахе мировой культуры, о войне - была изначально докладом Евгения Николаевича на религиозно-философском собрании в 1915 или 1916 году. Получается, что то, что он говорил в ходе общения с единомысленными людьми на злобу дня, потом вошло очень органично в философский текст его завещания. Они были люди совершенно цельного мировоззрения и жизни: как человек думал, как переживал, как созерцал - так и поступал. Об этом очень выразительно говорится в книге отца Георгия Митрофанова, посвящённой религиозному мировоззрению Е.Н. Трубецкого и в целом русской религиозной философии. Вот ещё один из характерных примеров такой целостности: Евгений Николаевич - один из основателей кадетской партии, и практически сразу, через несколько месяцев, он из неё выходит. Почему? Одна из причин - партийные ограничения: как можно требовать свободы и тут же урезать её своим членам? Но главный момент - это то, что он называл «поклонами влево». Как только кадеты окончательно отказались осудить эсеровский и большевистский террор (имеется в виду террор 1900-х годов. - Ред.), он покинул ряды партии, потому что нравственное чувство говорит, что невозможно ради идеи жертвовать человеческими жизнями. Он же был инициатором решения Собора об осуждении цареубийства и, по некоторым данным, участвовал в создании этого текста. Как вы помните, главная аргументация там нравственная: мы не делаем политических деклараций в пользу монархии или республики, главное - убивать невиновных нельзя, поэтому совершившееся, безусловно, Собором должно быть квалифицировано как преступление. И эта нравственная цельность философских и жизненных взглядов Евгения Николаевича Трубецкого, конечно, очень привлекательна. Беседовала Анастасия Наконечная «Дом собраний» в разрушенном имении Евгения Николаевича Трубецкого в Бегичеве (Калужская обл.) Фотографии предоставлены о. Георгием Белькиндом Кифа № 2 (258), февраль 2020 года |