gazetakifa.ru
Газета «Кифа»
 
12+
 
Рубрики газеты
Первая полоса
Событие
Православие за рубежом
Новости из-за рубежа
Проблемы катехизации
Братская жизнь
Богословие – всеобщее призвание
Живое предание
Между прошлым и будущим
Внутрицерковная полемика
Язык Церкви
Конфессии
Конференции и встречи
В пространстве СМИ
Духовное образование
Церковь и культура
Церковь и общество
Прощание
Пустите детей приходить ко Мне
Книжное обозрение
Вы нам писали...
Заостровье: мифы и реальность
Люди свободного действия
Лица и судьбы
1917 - 2017
Гражданская война
Беседы
Миссионерское обозрение
Проблемы миссии
Раздел новостей
Открытая встреча
Встреча с Богом и человеком
Ответы на вопросы
Стихотворения
Региональные вкладки
Тверь
Архангельск
Екатеринбург
Воронеж
Санкт-Петербург
Вельск
Нижневартовск
Кишинев
Информационное агентство
Новости
Свободный разговор
Колонка редактора
Наш баннер!
Газета
Интернет-магазин
Интернет-магазин
Сайт ПСМБ
 
 
Трезвение
 
 
Печать E-mail
05.08.2019 г.

Ключи от закрытых дверей

Вступительное слово священника Георгия Кочеткова на третьей просветительской Открытой встрече

священник Георгий Кочетков 

Человек – существо особое, и всегда ощущает эту свою особенность. Он никогда не соглашается, положа руку на сердце, на то, чтобы быть просто высокоорганизованным животным. Хотя позитивистские современные материалистические учения сводят человека как раз к такому состоянию.

Мы с вами сегодня проводим третью встречу цикла наших бесед о христианстве, о вере. Три недели назад мы начинали с темы «Как жить вместе с Богом и с человеком в современном мире», поняли, что здесь много проблем, и пытались их немного обсудить. Потом неделю назад мы с вами встречались и разговаривали о том, что такое христианство, которое может дать ответы на эти вопросы и разрешает эти проблемы. И договорились, что сегодня, на последней встрече нашего цикла, поговорим о том, как до этого христианства добраться, как люди становятся христианами всерьёз – не только по традиции, культуре, образованию или по каким-то этическим предпочтениям.

Слава Богу, что мы собрались; пришло не меньше народу, чем в прошлый и позапрошлый раз, и мы можем продолжать свободную беседу. Именно свободную – ещё раз это подчеркиваю. Для нас это принципиально важно. Мы считаем, что говорить о глубоких, тонких вопросах можно только тогда, когда человек действительно ощущает этот воздух свободы. Не случайно в Священном писании говорится: где Дух Господень, то есть Божий Дух, там свобода1. А мы хотели бы, чтобы этот Дух нас не покидал.

Ведь человек – существо особое, и всегда ощущает эту свою особенность. Он никогда не соглашается, положа руку на сердце, на то, чтобы быть просто высокоорганизованным животным. Хотя позитивистские современные материалистические учения сводят человека как раз к такому состоянию и считают, что ещё делают ему честь при этом: ты не просто животное, а всё-таки высокоорганизованное животное (или, во всяком случае, должен быть таким).

Но мы не соглашаемся с этим. Мы говорим: в человеке есть то, чего нет ни в одном животном. Да, в животном, безусловно, есть душа. Те, кто относится к животным жестоко, кто не чувствует этой души в животном мире, конечно, очень слабо видящие и плохо чувствующие жизнь люди. Но у животных нет того духа, который есть в человеке. Того, о чём мы говорим, – любви, свободы, веры – у животных нет. Есть привязанность, есть удивительная ласка, иногда какие-то поразительные качества и свойства, которым мы умиляемся. Не случайно в интернете люди постоянно выкладывают какие-то видео явлений из животного мира. И это очень интересно смотреть, у таких публикаций сотни тысяч просмотров, а иногда и миллион, если появляется что-то особенно интересное. Это больше, чем рейтинг политических новостей, которые всегда позиционируют себя как что-то абсолютно центральное. Но оказывается, что они не самое важное в жизни людей.

Но вернёмся к человеку. Да, он существо особое. Мы говорили о том, что христианство есть вера в Бога и вера в Человека. Но трудно бывает с человеком и трудно бывает человеку с Богом (кто-то, может быть, скажет немного иначе – трудно Богу с человеком). Как человеку прийти к Богу, если он не уверен в том, что с Ним есть связь, более того, если он уверен в обратном? Если он думает, что потерял эту связь, а может быть, и не имел её никогда? Но всё-таки мало на белом свете, очень мало людей, которые всерьёз, а не для красного словца думают, что у них связи с Богом и не было никогда, что они её никогда не чувствовали, не знали и не понимали. У человека есть поразительные свойства, связанные с интуицией, с эвристическим сознанием. Он всегда что-то находит совершенно неожиданно, творчески, и это то, что мы как раз вряд ли увидим в животном мире при всей его чудесности и поразительности.

Очень важен вопрос – «как?» Как человеку быть с Богом? Как жить вместе с Ним? Так мы возвращаемся к первой теме уже немного по-другому. Как человеку жить вместе с человеком? Как ему остаться современным человеком, а не быть каким-то ретроградом, «человеком из подполья» или из далёкой провинции? Человеку не хочется быть второстепенным в этом мире. Каждый из нас хочет видеть этот мир не из какого-то тёмного угла и сам хочет являть из себя что-то существенное и для себя, и для других.

Но, конечно же, совсем не обязательно замыкаться только на себе, можно и нужно думать о других людях. Наверное, вы все уже знаете, что главные заповеди Ветхого и Нового Завета – это заповеди о любви к Богу и о любви к ближним. Евангелие прямо говорит, что вторая заповедь подобна первой. Да, скорее всего, не равна ей, это так, но подобна. Представляете? Любить человека – это почти то же самое, что любить Бога. Вообще говоря, это поразительно, потому что мы привыкли к себе относиться несколько уничижительно – и не только к себе, но и к другим людям. Мы боимся таких сравнений. Мы иногда слишком противопоставляем человека, мир человека – и Бога, мир божественный. Христианство же удивительно тем, что оно ведёт нас к Богу через живого Человека, живую личность Иисуса Христа, в Котором было что-то такое, чего совсем не было в других – ни у кого и никогда. Всё это может быть рассказано разными словами, я сейчас не буду об этом много говорить.

Адам нарекает имена животным
Адам нарекает имена животным. Феофан Критский. Фреска монастыря Николая Анапавсаса, Метеоры. 1527 г.

Современные люди очень страдают от недостатка общения, им очень трудно бывает доверять другим, доверять себе, доверять Богу. Христианину легче пройти через эти трудности, потому что вера даёт «ключи» от всех этих закрытых дверей.

Думаю, что на нашей встрече собрались разные люди: и те, кто уже что-то знает (может быть, даже неплохо) о христианстве, и те, кто только начинает интересоваться христианской верой и христианской жизнью. Это соединение веры и жизни очень важно для христианина, оно ведёт к возможности доверия, открытости, общения. А современные люди очень страдают от недостатка такого общения, им очень трудно бывает доверять другим, доверять себе, доверять Богу. Христианину легче пройти через эти трудности, потому что вера даёт «ключи» от всех этих закрытых дверей. Я сейчас говорю не о психологии, хотя, конечно, у всякого человека могут быть и психологические проблемы. Речь идёт о вещах, которые выше психологического уровня, вещах, связанных с духовной жизнью человека – той жизнью, без которой, ещё раз повторюсь, человек уже не человек, а именно высокоорганизованное животное.

* * *

Мне, конечно, было бы очень интересно сегодня, как и в прошлый раз, больше времени и внимания уделить нашему разговору, тем более что он стал уже, как мне показалось, неплохо у нас получаться. Это имеет большое значение, потому что те вещи, о которых мы говорим, заключаются не в одних лишь отдельных словах. Да и понимает каждый эти слова немножко по-своему. Поэтому значительно важнее то, что содержится как бы между строк, в самом духе общения. И мы с вами можем это почувствовать, увидеть и проверить. Так что, я думаю, у нас будет возможность сегодня поговорить свободно и открыто – или устно, или через записки, кто как предпочитает.

Мы все имели возможность за эту неделю подумать о том, что собирались обсудить сегодня. Как человек может стать христианином? Как это касается меня лично? Или вообще не касается? Хочу ли я, чтобы моя духовная жизнь была достаточно полной и совершенной? Или я этого не хочу, мне не до этого, у меня нет времени, желания или ещё чего-то? Каждый имеет право задавать любые вопросы себе и другим – это совершенно нормально. Бояться и стесняться не стоит. Мы постараемся ответить на все ваши вопросы, потому что весь смысл наших встреч в том и заключается, чтобы как-то себя пробудить, чтобы мы научились помогать друг другу на нашем пути, несмотря на то, что почти никто ни с кем здесь не знаком. Но если наша тема вас заинтересовала, и кто-то кому-то порекомендовал прийти сегодня сюда в этот праздничный рождественский вечер, то, наверное, это не случайно. Мы исходим из того, что здесь вообще нет случайных людей. Множество незнакомых друг с другом – это да. Но пришедших просто «ни за чем» среди вас скорее всего нет. Или почти нет.

У нашей встречи нет никаких «утилитарных» целей, никто здесь не выиграет, как в лотерею, каких-то больших призов или ещё чего-то такого. Но мы не впустую тратим время, если готовы проникнуть в духовные тайны и помогать в этом друг другу, если мы готовы проверить себя: а насколько наша личная духовная жизнь качественна, насколько она может удовлетворить нас самих и тех людей, которых мы любим, которые рядом с нами – родных, близких, друзей, да любого, с кем мы всерьёз встречаемся в жизни. Это важно. Оказывается, для каждого человека это важно.

Ещё недавно были времена, когда говорить об этом в большом зале (и даже таком, не слишком большом) было трудно. Совсем трудно. Люди почему-то думали, что духовная жизнь настолько индивидуальна, до такой степени только для одного человека, что говорить об этом – почти как говорить об интимных вопросах с посторонними: нельзя, неудобно, неприлично. И предпочитали только индивидуальные разговоры. Но, видимо, за последние годы или десятилетия мы немного изменились. Не только стали более отзывчивыми к бедам, скорбям, болезням других людей, часто тоже незнакомых нам, или совсем мало знакомых. Мы стали ещё и понимать, что мы что-то значим вместе. В Евангелии об этом очень ярко написано. Христос говорит: «Где двое или трое собраны во Имя Моё – там Я посреди них»2. То есть там присутствует Сам Христос! Своим Духом, Своей Любовью, Своей Жизнью... А это много значит.

Мы действительно, наконец-то, слава Богу, стали меняться – во всяком случае, немало таких людей, которые что-то сделали, пользуясь новыми возможностями, которые не просто бегут от всех окружающих их трудностей, а всё-таки хотят что-то доброе сделать не только для себя. Они хотят и для себя хорошей, доброй, красивой жизни, но хотят этого и для других, и не только во внешней, материальной стороне, но и во всех других сторонах жизни. Это очень важно.

Христианином быть непросто. Это действительно то качество, которое пронизывает все стороны жизни. Как мы уже говорили с вами, христианство – не религия. Да, в христианстве есть религиозный элемент, который из него невозможно убрать, – то, что касается молитвы, поста, чтения Священного писания и святых отцов, богослужения, таинств, иерархии. Многое ещё можно здесь вспомнить... Да, все эти стороны, очень важные, присутствуют в христианской жизни. Но они не всегда самое главное. Не всегда. Иногда – да, иногда – нет. Есть ещё и другие стороны. Те, о которых мы с вами говорим. Наибольшая заповедь – о любви к Богу и любви к ближнему – это всё-таки не религиозная сторона жизни. Когда один человек любит другого человека – это связь не религиозная, она какая-то иная, ещё более значимая, более глубокая и высокая.

Научить христианству как религии – как любой другой религии, любой другой мистической или аскетической практике – не так трудно. Сейчас много всяких учителей, всяких наставников на потребу – кого только нет! Пожалуйста – включил интернет и получил 125 учителей в день, а если хочешь, то и больше. Но хорошо ли это? Достаточно ли этого? Наверное, нет. Поэтому мы и не говорим о том, что человека надо просто научить религиозной жизни, от которой он отвык, которую он не очень понимает, которой стесняется, а иногда и боится. Мы сейчас говорим с вами о большем, значительно большем. Потому что в христианстве есть полнота жизни. Есть и всё доброе, красивое, и то, что заключает в себе заповедь о любви, ту универсальную заповедь, в которую входит всё, чего человек желает в этом мире для себя, а если у него есть силы любви, то и для других. Это очень важно. Очень жаль, что у нас в храмах об этом редко говорят. Куда чаще призывают исполнять религиозные традиции, обычаи, обряды. К сожалению, их смысл даже не всегда виден – настолько древние это иногда пласты предания. Они настолько древние, что уже забыты какие-то характерные их черты, забыто, что они означают для нас. Иногда и священнослужители не очень-то хорошо это понимают, чувствуют, знают... Но должен справедливости ради сказать, что не так-то легко это узнать, увидеть и почувствовать, тем более передать другим. Это возможно, но это трудно. И вот на это уже нужно много времени и сил.

Но важнее было бы современным людям говорить в первую очередь не о религиозной стороне жизни, а о самих основах жизни человека. Всё-таки прежде всего закладывается фундамент. А уж на этом фундаменте можно строить всё остальное, включая и религиозную часть. Человек должен чувствовать себя уверенно в этой жизни. Он должен твёрдо стоять на ногах, не раздваиваться, не оглядываться всё время назад. Не быть просто водимым другими людьми оттого, что предполагается, будто сам он толком ничего понять и узнать не может.

Конечно, судьба каждого человека – особенная. Шаблонов в духовной жизни нет, как нет и не должно быть в ней никогда никакого давления и насилия. Не должно быть в ней вещей формальных, пустых, механических, бездушных, бездуховных, неживых – даже если они внешне выглядят привлекательно, как это бывает с разными шаблонами, которых в наше время везде и всюду более чем достаточно. В любом магазине, любом кинозале, да где угодно вы это можете увидеть и почувствовать. И это, конечно, не плюс нашего времени, нашего общества, нашей культуры, нашей жизни.

Как же научиться жить нешаблонно, свободно, в любви при всех тех опасностях, которые нас действительно окружают? Как научиться их не бояться и преодолевать, как быть выше и сильнее этого? Любовь – такое странное явление. На то она и любовь, что не насилует человека. Где есть какое-то насилие, там любви нет, мы все с вами, я думаю, с этим легко согласимся. Но Бог через Христа призывает нас прежде всего к любви и говорит, что именно это и есть самая большая сила. Но сила какая-то особая, не отягощающая, не подавляющая человека ни на духовном, ни на душевном, ни на физическом уровне.

Да, не всегда в истории христиане это хорошо понимали и практиковали. Не всегда они могли здесь показать пример. Но это не означает, что таких примеров не было никогда: мы знаем их множество. Часто именно сила духа оказывалась самой большой победой человека – иногда в самых адских условиях. Как тут не вспомнить всё, что мы пережили в XX веке: ГУЛАГ, войны, голод, нищету, унижение каждого... Нужно от этого как-то уходить, и искать не просто пути, а лучшие пути. Вместе это и можно сделать. То, что порознь трудно, очень трудно, то люди могут делать вместе. Это не может не наводить нас на мысли о христианском пути жизни, о том духовном возрождении, преображении, духовном изменении, просветлении, одухотворении и вдохновении, воодушевлении, которые должен пережить каждый человек. Ни один человек не скажет, что ему совсем этого не надо, что у него всё это есть. Даже христианин (если он разумный, а не глупый) скажет: «Нет, я этого ещё не достиг, я только на пути». Но он знает, что он именно на этом пути, а не каком-либо ином.

Фото: Александр Волков

Христос вручает апостолу Петру ключи
Христос вручает апостолу Петру ключи Царства Небесного. Рим. Середина IV в. Мавзолей св. Констанции (Santa Costanza)

--------------------------

1 «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор 3:17,18).

2 «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф 18:19,20).

Кифа № 7 (251), июль 2019 года

Материалы по теме:

Жить вместе с Богом и человеком в современном мире.  Из слова священника Георгия Кочеткова на просветительской Открытой встрече

Жить вместе с Богом и человеком в современном мире. На вопросы отвечает священник Георгий Кочетков

О страдании, избрании и поиске веры. Из беседы на второй просветительской Открытой встрече 

Если христианство не становится полнотой жизни, то это всё-таки не христианство. Вступительное слово на второй просветительской Открытой встрече

Волшебное слово «благодарность». Из беседы на третьей просветительской Открытой встрече 

Бывает ли у людей в наше время глубокий личный духовный опыт? Из беседы на третьей просветительской Открытой встрече 

Чему нас учит Ветхий завет? Окончание беседы на третьей просветительской Открытой встрече  

 

 
<< Предыдущая   Следующая >>

Телеграм Телеграм ВКонтакте Мы ВКонтакте Твиттер @GazetaKifa

Наверх! Наверх!