Все смотрят на Россию Интервью Серафима (Жоантэ), митрополита Германского и Центральноевропейского (Румынская православная церковь) Кифа: Владыка, какие основные формы православной миссии в Европе Вы видите сейчас? Митр. Серафим: Довольно сложно ответить на этот вопрос. Во многом православные утратили дух миссии. Наша миссия осуществляется просто потому, что мы стараемся заботиться о наших верующих. Эта забота заключается в том, что мы просто ждем, когда они придут в церковь. Т.е. мы служим, и если мы служим красиво, по-настоящему, то уже это большая миссия, потому что прежде всего люди нуждаются в молитве. Они уверены, приходя в церковь и молясь, что церковь именно для них, что они там смогут решить свои жизненные проблемы. Это первая ступень, а потом они узнают церковь глубже. На первом этапе люди приходят в церковь только за тем, чтобы церковные молитвы помогли им решить их проблемы. А потом узнают церковь больше и приходят туда не только ради интереса, не ради выгоды, но потому что чувствуют необходимость в этом. Это внутрицерковная миссия. Но мы должны выходить за стены церковные, идти туда, где живут и трудятся люди, у которых есть свои проблемы. И в этом смысле получается, что мы имитируем методы католиков и протестантов, которые имеют различные формы миссии для различных категорий людей. Одни направлены на миссию среди алкоголиков, другие - среди сирот, среди женщин с семейными проблемами и т.д. Однако в католической или протестантской миссии часто отсутствует дух таинственной литургической молитвы. Если бы у нас, православных, получалось организовать миссию так, как это делают католики и протестанты, тогда мы могли бы сделать больше, потому что у нас есть эта мистическая жизнь, дух таинственной жизни. Поэтому практически сейчас на Западе православные не осуществляют миссию, даже внутреннюю. Многие на Западе вошли в церковь только потому, что они прочли православную книгу. У русских православных много благочестия. У русских особенное благочестие в служении литургии. Люди на Западе нуждаются в этой мистериальной жизни. Если кто-то из них приходит в православную церковь и видит эту жизнь, то многие обращаются в православие. 95 процентов из западных людей, которые обратились в православие, обратились именно благодаря Русской православной церкви, не через греков, не через румын и не через сербов, а именно через русских. Потому что там жизнь церкви в таинствах очевидна. Мое личное мнение: именно таинства и вообще духовная жизнь Русской православной церкви имеет мировое значение. А что действительно ей необходимо, так это больше открытости к Западу - к католикам, к протестантам, евангелистам, чтобы была более позитивная направленность. Ни в коем случае не нужно ей отказываться от самобытности, от того, что ей присуще. Поверьте мне, что все смотрят на Россию. Есть в ней что-то такое таинственное, что привлекает взгляды всех к России. Как еврейский народ - большая тайна, так и русский, хотя, конечно, не в равной степени. Многие западные люди пришли в православие через русскую церковь, таково мое личное мнение. Однако сама Русская православная церковь не прилагала к этому особенных усилий. Это было личное усилие тех, кто обратился. А если бы она прилагала усилия по примеру католиков и протестантов, то обратила бы к себе весь мир. Беседовал Александр БУРОВ, синхронный перевод с румынского Алины ПАТРАКОВОЙ (Свято-Паисиевское малое православное братство) Монастырь Бранковяну в Сымбэта де Сус, Трансильвания, Румыния. 19 октября 2006 года. Фото Анны ЛЕПЕХИНОЙ КИФА №20(58) декабрь 2006 года |